Тайна музыкальной пьесы. 1- В Лурдском храме

Анатолий Белаш
         Копаться в интернете в поисках интересных для меня дневных концертов в Петербурге не люблю, но приходится. На этот раз заброшенный невод вытащил три «золотые рыбки». 14 июля –  «Времена года» Вивальди (скрипка и орган) в храме Матери Божией Лурдской, 21 июля – «Аве Мария» (голос и орган) там же.  28 – концерт «Шедевры оперы и оперетты» в Павловском дворце.

         Концерты в католических и протестантских храмах бывают нередко. Там в отличие от православных, для прихожан поставлены сиденья. Я уже побывал в храме св. Екатерины на Невском, Соборе св. Марии на Большой Конюшенной и в Петеркирхе на Невском. В  Лурдском не был ни разу, но найти его не сложно – десять минут ходу от метро Маяковская по одноименной улице.

          Почему Матерь Лурдская? Смутно помнится - в Лурде  какая то девица узрела Божью Матерь, и Лурд стал местом паломничества католиков.

          Да, все верно. Источники в интернете сообщают, что Лурд – город на юго-западе Франции. Он получил широкую известность после того как в 1858 году 14летняя Бернардетта увидела «пресвятую Деву Марию» в гроте неподалеку от города. С тех пор это одно из самых почитаемых католиками мест, там бывает до 5 млн. паломников в год.

           Церковь снаружи не  кажется шедевром архитектуры, и внутри довольно скромная. Из ярких украшений лишь витражи в окнах.

           14 июля зал был полон. С удовольствием прослушав Вивальди в исполнении скрипача Марка Траубе и органа (Екатерина Марышкина), решил обязательно прийти сюда и в следующее воскресенье.

            И вот 21 июля. Я  снова в  католическом храме, занял свободное место в середине зала и изучаю программу.  Бах и Гуно - «Аве Мария»,  Шуберт, Лист, Дворжак… Это все понятно. Но откуда взялся Владимир Вавилов (1925 – 1973)? Почему наш русский современник обратился к образу так почитаемой католиками Девы Марии? Не надеясь на шедевр, все же с интересом жду исполнения советского варианта католической молитвы. А пока с наслаждением слушаю сопрано Анну Аджемову и орган, звучащий благодаря талантливой Марии Ловецкой.

           Вавилов в программе последний. Но что это? Знакомая прекрасная мелодия, которую я неоднократно слышал. Но она не может быть вавиловской! Я такого не помню, а мелодию хорошо знаю, только автора вспомнить не могу.

           Приехав домой и наскоро попив чаю, включаю плейер и, прежде всего, слушаю замечательное контральто Лины Мкртчян  на диске «Аве Мария». Вот и знакомая «вавиловская» мелодия.  На диске написано – Дж. Каччини - «Аве Мария». Вот Каччини - имя знакомое! Нахожу и прослушиваю эту пьесу Каччини в исполнении Андреа Бочелли. Так кто же автор? Каччини или Вавилов?