Мистика нашего сознания. Цикл Мордовские мотивы

Михаил Полев
               
Из сказов моей сказительницы.
Много в детстве пришлось слышать рассказов старых людей. Байки это были или суеверия скрывались за ними вековые, кто знает теперь.…
Но рассказы бабушек при свете керосиновой лампы, под треск печи – голландки зимними темными вечерами завораживали, вызывая затаенный страх и паническую боязнь темных углов и подворотен…
Электричества еще не было в пору нашего детства, фонарей на деревенских улицах тоже…
А рассказы бабушки в стиле мотивов Гоголевского Вия текли нескончаемой рекой….
«… жила на Раковке в нашем селе бабка Марья Гульманиха. Муж ее помер аккурат на святки. А она одна жила, на выгоне. По мужу тосковала сильно. Да и не в диковину такое было, всю жизнь прожили вместе… Но стали люди примечать, что стал к ней во двор шар огненный летать, как стемнеет… Дальше больше. Присмотрелись. Шар огнянный, змеями их звали в народе, рассыпался, ударившись о землю и превращался в мужа ейного…  И так зачастил он каждую ночь. И сама Марья затосковала, впору руки на себя от тоски наложить. Поняли соседки, что отчитывать Марью от беды надо. Стали брать её ночевать к себе… Отчитали. Стала Гульманиха сторониться гостя, креститься при виде его… Так и извели лукавого всем миром.
А за двором Гульманихиным в ту зиму копны ночью бродили. Девки деревенские с посиделок возвращались без парней. Смотрят, а прогоном копны идут… Луна яркая была…
… А другая баба с Козловки взялась в собаку оборачиваться да за сыном следить. А он как не идет поздно вечером, все за ним собака незнакомая увяжется. Он терпел-терпел, да один раз и швырнул заранее прихваченным поленом… Захромала собака, и отвязалась. Приходит домой совсем поздно уже, а мать со сломанной ногой на печи лежит…»
И не было ни конца, ни края подобным историям. А мы то уже в десятилетке учились, пионерами – комсомольцами были. Верить в такие сказки и нельзя было, да и не серьезно. Но тогда и веру в Бога отрицали. Хотя старые люди обряды церковные блюли, и молитвы знали-читали. И сказки бабушек высмеивали.
 А я, к примеру, про себя расскажу.  Видела однажды нечистого,  чёрт или сатана, не разбиралась еще в них. Это было на самом деле со мной. Днем мама к деду с бабой на пару минут пошла , а я одна была, это во время пожара в 71г. Мужчины все были на пожаре, тушили.  Я стою посередине комнаты и жду маму ,в окно смотрю. Как объяснить теперь,как будто я на одном месте застыла не могу пошевелиться, и глаза поднимаю смотрю с улицы на завалинке, стоит мужчина, очень красивый одет в черный смокинг ,белая рубашка с бабочкой. Но нос пятачком, и его это совсем не портило и видны рожки маленькие, волосы густые черные, он смотрит на меня и улыбается. Я понимаю, что это не может быть. И я не могу сдвинуться с места, ни пошевелиться. А он будто читал все мои мысли и улыбался. И вижу мама бежит обратно… Вот она вошла в дом и он пропал. Я только тогда смогла пошевелиться . Я маме об этом не говорила.
А мама моя молитвы знала и обряды. Видно, боятся они, нечистые, таких людей. Что от одного вида христианского исчезают.
А моя бабушка наталья  могла отчитывать и молитвы знала, говорила маме всегда: учи мои молитвы , ты последняя, можешь молитвами  лечить. Мама всегда рукой махала.
А в мордовских семьях такое поверье было. Что последняя женщина в семье благословением отчитывать обладает. А мы в семье крещенные все. Я раньше ни одной молитвы не знала,  потом осталась одна и боялась в большом доме спать одна, стала читать молитвы.
Молитва и крест, они оберег несут от любой напасти лукавого…
Я рассказывала тебе, как тяжело смерть папы переживала. После похорон я ещё осталась с мамой до 9 дней. Мы одни были ,сын мой и племянница. На 9 дней помин делают, приглашают "читалок" бабушек ,на 8 день вечером читают, поминают и утром на 9день, так положено.
Я все эти процедуры знаю. Так вот на 8день,после ужина, уже поздно было, пока всех проводишь, уберешь. Легли спать, все в одной спальне . Меня охватывает такой ужас страха… и когда я нервничаю,  уснуть не могу, лишь на часы поглядываю. Очередной раз  смотрю время около 12 ночи. А лампадка у икон, в деревне в углу дальнем горела. Я  смотрю, а далеко расстояние и лампадка гаснет. Я думаю, Господи, вот напасть -то. Я к маме на кровать перебралась, втиснулась.
Она мне: ты что?
Я ей: -боюсь…
Немного подлежала, мысли  кошмарные. И слышу входная дверь открылась ,потом сени топ-топ И открывается дверь в дом и шаги к нам , слышно мужские. И к нам в спальню, меня охватил такой ужас, я накрылась с головой одеялом. Сердце вот-вот выпрыгнет, бешено колотилось ,это не передаваемые ощущения.  Умом я понимаю ,что такого не может быть. Но я ведь слышу это .Ни одной молитвы не знала…
 Господи помоги, спаси и помилуй. Он постоял ,потом к столам пошел,там что-то  рассыпал на пол, и в свою спальню на свою кровать лёг. И как бы откашлялся, отца голос. И так лежал на кровати до рассвета.Потом я уже шевелиться начала, чтобы мама проснулась. Она мне, сколько интересно время, надо вставать ,печь блины. Уже рассветать начало, лежим .Я слышу, он встал с кровати и уходит. Как дверью хлопнет. Ушел. Я у мамы спрашиваю:
-Ты слышала?
Она мне, ничего не слышала. А я всё. Потом на себя в зеркало посмотрела, зрачки расширены…Кровать посмотрела ,ничего не примято, как будто никто не спал. Вот после этого случая я себе места не находила.
И молитвы с тех пор учу…
Ведь нас вера бережет, и спасение через веру обретем….