Загадка смерти Корнилова

Казбек Сиюхов
Ехал я как-то в автобусе в город Ейск, по делам. Рядом со мной оказался пожилой мужчина, примерно 65-70 лет. Мы с ним разговорились. К сожалению, его имя стерлось из моей памяти. Кубанский казак, родом он был со станицы Елизаветинской, Краснодарского края.

В ходе разговора, мы затронули множество тем. Затронули и тему казачества на Кубани. Естественно, поговорили и о временах Гражданской войны. Речь зашла о Корнилове.

Справка из википедии:
Лавр Георгиевич Корнилов (18 (30) августа 1870, Усть-Каменогорск, Усть-Каменогорский округ, Семипалатинская область, Российская империя — 31 марта (13 апреля) 1918, Екатеринодар, Кубанская область) — русский военачальник, генерал от инфантерии. В годы Гражданской войны — один из руководителей Белого движения на Юге России, один из организаторов и главнокомандующих Добровольческой армии. Жена - дочь титулярного советника Таисия Владимировна Марковина.

- Знаешь ли ты, - спросил мой собеседник, - как погиб Корнилов?
- В учебнике истории сказано, что при штурме Екатеринодара, - ответил я.
- Не совсем при штурме, если быть точным, то накануне. Перед штурмом, он поехал  попрощаться со своей «зазнобой». Вероятно, о том, что он к ней ездит знали и красные. Они его подстерегли, и когда он зашел к ней в хату, то бросили гранату в окно.
- Так он погиб, - сказал собеседник. Об этом все знают в нашей станице, - закончил он.

Меня заинтересовала эта история. Поднял документы, мемуары и вот что я нашел.

 «Неприятельская граната, — писал генерал А. И. Деникин, — попала в дом только одна, только в комнату Корнилова, когда он был в ней, и убила только его одного. Мистический покров предвечной тайны покрыл пути и свершения неведомой воли».

Антон Иванович Деникин (4 (16) декабря 1872, Влоцлавек, Варшавская губерния — 7 августа 1947, Анн-Арбор, Мичиган) — русский военачальник, политический и общественный деятель, писатель, мемуарист, публицист и военный документалист.

Вот, что пишет в своей книге «Кубанцы», Филимонов Александр Петрович (14.09.1866 — 04.08.1948) — российский военачальник, атаман Кубанского казачьего войска (12.10.1917-10.11.1919).

«Когда я вернулся в станицу Елизаветинскую, то узнал, что здесь циркулируют самые радостные слухи о предстоящем сегодня вечером взятии Екатеринодара. Говорили уже, что половина Екатеринодара в наших руках».

«31 марта утром я, чтобы рассеяться от гнетущих предчувствий, в сопровождении нескольких лиц пошел посмотреть место в станичном храме, где засела, не разорвавшись, большевистская граната. Когда после осмотра мы шли по площади, я увидел, что ко мне со стороны окраины станицы быстро идет, почти бежит священник бывшей Кубанской армии; издали он делал мне знаки и что-то кричал. Я пошел к нему навстречу; священник всхлипывал и что-то твердил, чего я долго не мог понять.

"Александр Петрович, Корнилова убили", - наконец разобрал я.

Первое, что я подумал, не сошел ли священник с ума. Вид его, расстроенного и растрепанного, действительно напоминал сумасшедшего. Но он указывал на одну из казачьих хат и твердил: "Он там, его только что туда привезли". У ворот дома, куда направлял нас священник, стоял текинец».

Текинец - это Резак Бек Хан Хаджиев, офицер, был близок к Корнилову Л.Г., возглавлял его личный конвой, сформированный из жителей Туркмении, входивших в Туркменский полк (прим. авт.).

«Мы вошли в хату и на полу под буркой увидели Корнилова. Он лежал в тужурке с погонами, в которой я видел его вчера на совещании. Лицо его было бледное, спокойное, я дотронулся до его руки, головы, мне показалось, что тело еще теплое. Маленькая его фигурка теперь казалась еще меньше, он похож был на мальчика. В выражении лица и во всей фигуре было что-то беспомощное, жалкое».

Небольшое отступление. В те времена, гранатами назывались также и артиллерийские снаряды. И тут не совсем понятно, какая именно граната попала в окно хаты, где находился Корнилов. Но если предположить, что в окно влетел артиллерийский снаряд, то всю хату разворотило бы, а Корнилова разорвало бы в клочья. Так что, это была, по моему убеждению, все-таки, ручная граната.

Как известно, штурм Екатеринодара был предпринят 1 апреля. Смерть же Корнилова наступила в ночь с 30-го на 31-е марта. Т.е., непосредственно в штурме он не учувствовал. 

А.И. Деникин упоминает только одну гранату, и называет это мистикой.

А.П. Филимонов, указывает на две гранаты (в стене "станичного храма" и которая убила Корнилова Л.Г.).

Также он говорит, со слов священника, что  «...он там, его только что туда привезли».

Значит, убили его все-таки в одном месте, а потом «привезли» в другое. Если бы убийство произошло в самой станице, то Филимонов А.П., использовал бы слово «перенесли» либо "перевезли". Говоря «привезли», по моему мнению, он имеет ввиду то, что тело было доставлено из другого населенного пункта. 

Также Филимонов А.П., говорит, что «он лежал в тужурке с погонами, в которой я видел его вчера на совещании». Значит, Корнилов не раздевался. Если бы он был в своем доме, то «тужурку с погонами» он бы точно снял. Но, если он был в гостях то, конечно же, был одет. Вероятно, он только что пришел, еще не успел раздеться. Если его уже ждали то, не затягивая время, бросили гранату в окно.

Если убрать мистику, о которой говорит Деникин А.И., то можно предположить, что перед нами четко спланированная операция большевиков по уничтожению одной из ключевых фигур белого движения. Как известно, Корнилов пользовался очень большим авторитетом в армии белых, и его смерть должна была подорвать боевой дух солдат.
 
Таким образом, рассказ моего автобусного собеседника, косвенно подтвердили мемуары соратников Корнилова.

К сожалению, почему-то нигде не встречается упоминаний об этой операции красных. Вероятно, не выжили участники, соответственно нет и свидетельств. Хотя, где-нибудь в архивах, вполне вероятно, есть свидетельства об этом.

Буду очень признателен, если кто-нибудь готов любезно поделиться информацией по этому вопросу.