Первопричина

Елена Де-Бовэ
Изучая Достоевского, начинаешь понимать, что этот человек из своего далёкого далёка достаточно ясно видел трагедию, которая разразилась в России  в конце 20 века. Судите сами.

Главную проблему и первопричину всех будущих несчастий страны, он обозначил, как

* РАСКОЛ  ИНТЕЛЛИГЕНТСКОЙ СРЕДЫ  РОССИИ НА РУССКУЮ И ПРОЗАПАДНУЮ и,

* РАСКОЛ МЕЖДУ НАРОДОМ И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ.

Внутри русской интеллигенции писатель отметил ДВЕ СТЕПЕНИ ОТПАДЕНИЯ ОТ своего НАРОДА.

По его словам, совсем отпавший «народик» – это «КОНСЕРВАТОРЫ » ЗАПАДНОГО ТОЛКА. То есть, те,  кто защищают устои западного общественного устройства и, таким образом, СОЗНАТЕЛЬНО и ПОЛНОСТЬЮ ПОРЫВАЮТ С РУССКИМ ДУХОМ И СВОЕЙ РОДИНОЙ. Такие бездомные люди обычно заканчивают переходом в католичество и получением иностранных орденов.

Другие - СОЦИАЛИСТЫ, которые атеизм сделают своей новой религией.

О первых Достоевский  в Дневнике пишет: "Вот что значило перемолоться из русского в настоящего европейца, сделаться уже настоящим сыном цивилизации». (XXIII, 43)

Именно ЭТИ ОТЩЕПЕНЦЫ, - указывает писатель, - «ТЕРЯЛИ ПОСЛЕДНЕЕ РУССКОЕ ЧУТЬЕ СВОЕ, ТЕРЯЛИ РУССКУЮ ЛИЧНОСТЬ СВОЮ, ТЕРЯЛИ ЯЗЫК СВОЙ, МЕНЯЛИ РОДИНУ , и ЕСЛИ НЕ ПЕРЕХОДИЛИ В ИНОСТРАННЫЕ ПОДДАНСТВА, ТО, по крайней мере, ОСТАВАЛИСЬ В ЕВРОПЕ ЦЕЛЫМИ ПОКОЛЕНИЯМИ » (Дневник писателя. 1876. Июнь. – XXIII, 43).

ПОКОРЯЯСЬ ОБАЯНИЮ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, изменяя языку и вере, часть образованных русских автоматически  «СТАНОВИЛАСЬ РАЗРУШИТЕЛЯМИ РОССИИ, ВРАГАМИ РОССИИ!»
(Дневник писателя. 1876. Июнь. – XXIII, 43).

Об отделении интеллигенции от народа Достоевский пишет, как о величайшей трагедии страны:

 "ОКАЗЫВАЕТСЯ, что мы, то есть ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЕ СЛОИ НАШЕГО ОБЩЕСТВА, теперь какой-то уж совсем ЧУЖОЙ НАРОДИК, очень маленький, очень НИЧТОЖНЕНЬКИЙ, но ИМЕЮЩИЙ, однако, уже СВОИ ПРИВЫЧКИ и СВОИ ПРЕДРАССУДКИ, КОТОРЫЕ И ПРИНИМАЮТСЯ ЗА СВОЕОБРАЗНОСТЬ, и вот, оказывается, теперь даже И С ЖЕЛАНИЕМ СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ ВЕРЫ » (Дневник писателя. 1876. Март. – XXII, 98).

С одной стороны, это атеизм
социалистов, а, с другой - вавилонская магия либералов и политическое сектантство.

"ВСЕ ИХ УБЕЖДЕНИЯ – пишет Достоевский, - ведущие свое начало от родо-кровной МАГИИ ГЕРМАНСКОГО ОБРАЗЦА ДО КОСМОПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА, СХОДНЫ В своем ОТРИЦАНИИ ВЕЛИКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ РУССКОГО НАРОДА и В СВОЕЙ ПОРАЖЕННОСТИ общим ЗАПАДНЫМ ДУХОМ, хотя и в разной степени поражены им".

В жизни современной ему  России писатель с горечью наблюдает признаки пораженности  части интеллигенции этим западным "вавилонским магическим духом". В результате этой зараженности,  страна распадается, а русский народ в целом переживает состояние раздроблению и замешательства.

"Дробление же, - отмечает писатель, - у нас, как и на Западе, сочетается с попытками обновляющего воссоединения разрозненных частей путем их произвольного смешения".

Что касается прозападного отношения к русским, то в  романе «Подросток» его озвучивает обрусевший немец по имени Крафт, который утверждает, что, "родившись русским, не стоит и жить".

Он-то и назвал главные признаки будущего САМОРАСПАДА РОССИИ.

Они выглядят как логическая цепочка ментальных изменений в народной душе. Считайте и загибайте пальцы:

1. ЛЮДИ СТАНУТ «ПОМЕШАННЫМИ.

2. УТРАТЯТ «НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕИ».

3. БЕЗЛИКО УСРЕДНЯТСЯ ДО "ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ".

Достоевский делает еще одно страшное пророчество,  осуществляющееся сегодня на наших глазах - это пророчество об уничтожении физической среды существования - пространства России:

4. «БЕЗЛЕСЯТ РОССИЮ,

5. ИСТОЩАЮТ в ней ПОЧВУ,

6. ОБРАЩАЮТ в СТЕПЬ »
 (XIII, 54).


Все это, - говорит он, - является следствием  ОТРЫВА ЧАСТИ ЛЮДЕЙ ОТ ПОЧВЫ, ОТ КОРНЕЙ НАРОДНОГО ДУХА, что влечет за собой мельчание, оглупление, энергетическое  истощение и гибель.

В  «Дневнике писателя» за июнь 1876. Июнь), Достоевский пишет о том, что  ИЗМЕНА НАРОДА СОБСТВЕННОМУ ДУХУ, потеря собственного лица чреваты самыми гибельными последствиями.

В "Подростке" он пишет: «Кто-то сострил в нынешнем либеральном духе, что нет худа без добра и что если и сведут весь русский лес, то все же останется хоть та выгода, что окончательно уничтожится телесное наказание розгами» (XXIII, 41).

Но писатель-то мечтал совсем о другом.  Не о либеральном рае, а о СВОЁМ РУССКОМ ЖИТИИ.  ПО РУССКИМ ЗАКОНАМ.

Он нарисовал собственную, лучезарную  картину будущего. Этот создатель ЗОЛОТОГО ОБРАЗА РОССИИ утверждал, что РУССКИЙ НАРОД-БОГОНОСЕЦ » даже в ЯЗЫЧЕСТВЕ СОХРАНЯЛ ЧЕРТЫ ПРАВЕДНОСТИ, которые, будучи преображенными христианским духом, удержались и после принятия Крещения.

Православно-русский способ жизнеустройства он подробно показал  в «Дневнике», отмечая, что развитие его возможно только в ПРОТИВОБОРСТВЕ С ДРУГИМИ. Стало быть, считал борьбу за счастье неотъемлемой от самого счастья.

ЭТОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ, - отмечал он,  -  СВОЙСТВЕННО ПРИЗНАНИЕ ВЕЧНОГО ДОСТОИНСТВА и неповторимой САМОБЫТНОСТИ КАЖДОГО МАЛОГО НАРОДА, ВХОДЯЩЕГО в СОСТАВ данного ДУХОВНОГО СВЕРХЪЕДИНСТВА.

ВСЕ НАРОДЫ РАССМАТРИВАЛИСЬ в таком Союзе,  КАК БРАТЬЯ  в общей СЕМЬЕ. Именно этот способ жизни Достоевский считал  богоданным и подлинно человечным, а потому и достойным распространения не только на Россию, но также и на все человечество.

Свою ВЕРУ, В РАСШИРЯЮЩЕЕСЯ ВЛИЯНИЕ РУССКОГО ДУХА, он с особенной силой подтвердил в речи о Пушкине. Но К. ЛЕОНТЬЕВ раскритиковал эту "фантазию" писателя, НАЗВАВ ДОСТОЕВСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ «РОЗОВОГО ХРИСТИАНСТВА».

Достоевский сделал все, что мог- он предупредил потомков о будущей трагедии и назвал главную причину этой трагедии - воинствующий прозападный дух, окопавшийся в России. Что было дальше..? А дальше Россия пошла к своему предреченному будущему...