На Арарат в 60 лет

Ашот Левонян
Что чувствует человек, поднимающийся на Арарат? Человек, поднимающийся на библейскую гору уже в третий раз?
Словами трудно пересказать всё то, о чём я думал не только в эти три дня восхождения на Арарат – с 24 по 26 июля 2019 года, но и за несколько месяцев до этого.
Переговоры с моим партнёром из Догубаязита Муратом Шаином продолжались несколько месяцев и были сложными: он со ссылкой на турецкие власти не давал официального разрешения на подъём. В итоге такое разрешение так и не было получено, но Мурат заверил нас, что безопасность членов группы будет обеспечена. Забегая вперёд скажу, что своё обещание он выполнил на все 150 процентов!
Кроме отличной организации восхождения, Мурат принял нас в Догубазите с большой теплотой и отменным гостеприимством. Отмечу, что все мои три восхождения на Арарат – в 2009-м, 2011-м и в этом году, состоялись благодаря этому человеку, курду по национальности.
Группа собралась интернациональная: Ара Тадевосян, Арам Макарян и ваш покорный слуга из Еревана, Ашот Хачатрян из Бостона (США) и Александр Гомельский из Холона (Израиль).
Мы с Ара и Арамом десять лет назад уже были на Арарате, но тогда они дошли только до ледника на высоте 4900м. Все эти годы они готовились к новому восхождению. Готовились и морально, и психологически, и физически.
До Арарата мы совершили три восхождения на Арагац, которые показали, что они вполне готовы к штурму. Их друг Ашот Хачатрян тоже два раза довольно легко поднялся на Арагац.
Шура Гомельский из Израиля вместе с братом Игорем и другом Леонидом был моим гостем в мае прошлого года в пешем туре по Армении. Его тренированность не вызывала сомнений.
Путь до первого лагеря на высоте 3300м мы преодолели за 4,5 часа. Последним шёл я – давала о себе знать старая травма колена. Очень хотелось верить, что со временем боль пройдёт, что бывало не раз. Увы, в этот раз эта формула не сработала…
Быстро поставили палатки и с удовольствием на пару часов залезли в них, предавшись дремоте. Наверное, это одно из самых больших удовольствий в походах.
Наш проводник Ахмед и повар Мустафа приготовили для нас очень вкусный и сытный ужин. Прекрасный тёплый вечер только добавил положительных эмоций.
Утром после завтрака собрали лагерь. Все вещи, как обычно, курды погрузили на лошадей, а мы налегке продолжили подъём во второй лагерь (4170м). Шли три часа. Здесь порядок был такой же, как и в первом лагере. Единственное, ужинали в пять вечера, потому что в шесть надо было уже спать: восхождение на вершину планировалось начать в полвторого ночи.
Толком выспаться не удалось никому, сказывалось нервное и физическое напряжение. Моё колено всё время ныло, и ещё лёжа в спальном мешке, я сказал Ара, что принял для себя тяжёлое решение не идти на вершину, дабы не подводить ребят.
Конечно, очень хотелось и в 60 лет подняться на Арарат, но в данном случае для меня было более важным, чтобы ребята достигли вершины – ведь они так долго мечтали о ней.
Было изумительно ясное звёздное небо. Наскоро позавтракав, ребята, нацепив налобные фонарики, начали подъём по крутому каменистому склону. Пожелал им удачи и благополучного возвращения.
Вспомнил свои два предыдущих восхождения – погода в этот раз была самая подходящая. Дай Бог, чтобы им всё удалось!
Вернулся в палатку, попытался заснуть, что не очень-то удавалось: впадал в короткое забытьё, но вновь просыпался. Скоро шквальный ветер стал очень сильно трепать палатку. Как потом рассказали ребята, ветер на леднике и на вершине буквально сбивал их с ног.
Примерно к 10 часам начали спускаться первые восходители. Я вышел из палатки и, к своему удивлению, увидел у своей палатки Арама Макаряна. «Из-за боли в колене я был вынужден быстро вернуться», - сказал Арам.
Он был сильно разочарован, потому что и в прошлый раз из-за операции мениска незадолго для восхождения, он не смог подняться на вершину. И вот теперь, после долгих лет тренировок ему вновь пришлось отступить на самом последнем этапе.
Я, как смог, утешил его – Арарат стоит вечно, ты ещё молод, сможешь ещё не раз подняться.
Наконец-то увидели спускающихся ребят. Ашот и Ара спускались самостоятельно, но Александр, поддерживаемый проводником Ахмедом, спускался очень медленно. Оказалось, что на леднике у него началась горная болезнь – горняшка, как говорят альпинисты. Ребята разгрузили его рюкзак, и в таком состоянии он смог подняться на вершину.
Лечение тут одно – спустить пострадавшего вниз. Выпив чашку горячего сладкого чая и поспав час, он пришёл в себя. Правда, до первого лагеря его всё-таки спустили на лошади.
Вообще спуск с Арарата очень длинный и сложный, особенно после бессонной ночи и утомительного ночного подъёма на вершину. Уставшие ребята с трудом передвигали ноги, а заветная высота в 2200 метров, где нас ждала машина, никак не показывалась.
Только через семь часов спуска из второго лагеря мы увидели наш «Форд Транзит». Ещё через час, после душа в уютной гостинице, все, в том числе и Саша, выглядели весьма бодро.
Мурат прислал за нами машину, которая отвезла нас в его кемпинг у подножия знаменитой крепости Баязет, которая сейчас называется «Исак паша сарай». Нас накормили очень вкусным ужином с прекрасным видом на расположившийся внизу город Догубаязит.
Я благодарен судьбе, что удалось ещё раз походить по склонам Арарата, увидеть вблизи его покрытую ледяным панцирем вершину.
Но самое главное, что все спустились с Горы живые и здоровые. Я счастлив, что мои воспитанники в альпинизме побывали на ледяной макушке Арарата – мечте каждого армянина!