Микеланджело Буонарроти-2

Койфман Валерий
«Микеланджело Буонарроти. Величайший скульптор, художник и архитектор Возрождения»
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Тема второго рельефа – «БИТВА КЕНТАВРОВ» – была навеяна молодому скульптору поэтом Анджело Полициано. Микеланджело вырезал этот барельеф на куске каррарского мрамора, который пожертвовал Лоренцо Великолепный для школы в садах Сан-Марко).
Молодой скульптор подал батальную сцену. Бой настолько ожесточенный, что живые не замечают ни раненых, ни мертвых. Внизу рельефа представлена фигура уже убитого могучего кентавра, которого неистово топчут. Повален на землю еще один кентавр справа внизу, но он еще пытается продолжить борьбу с воином, который уже оседлал его спину. В углу слева — фигура умирающего юноши, получившего ранение головы. Он — начало целого ряда юношеских фигур, которые станет разрабатывать скульптор и в росписи на потолке Сикcтинской капеллы, и в работе над гробницей папы римского Юлия II.
Рельеф «Битва кентавров» стал свидетельством горячего, тревожного сознания семнадцатилетнего юноши, который по молодости еще не имел военного опыта, но сумел показать и ожесточенность боя, и ужасные стороны каждой военной схватки, связанной с уничтожением людей.
Фигуры сражающихся кентавров так тесно взаимосвязаны, что в корне исключена возможность выделения какого-либо одного звена. Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. С необычайной свободой обрабатывает он мрамор, то оставляя его сырым, то доводя поверхность до последней стадии завершения.

«РАСПЯТИЕ» (1492-93гг.
Когда умер Лоренцо (8 апреля 1492г.), Микеланджело было семнадцать лет.
Микеланджело почти не знал развлечений юношей его лет. Он редко посещал даже собрания молодых художников. В одном из отдаленных залов монастыря Сан-Спирито он одиноко тайно проводил ночи, при свете лампады, рассекая трупы анатомическим ножом. Придавая различные положения частям тела и мускулам, он изучал размеры и пропорции и тщательно отделывал рисунки, заменяя таким образом мертвым телом живую натуру. Этот способ имел для него то преимущество, что впоследствии одним воображением он создавал как в живописи, так и в скульптуре бесконечное разнообразие  мускульных движений. Позже, создавая живой образ, он как бы видел сквозь кожу, облегающую тело, весь механизм этих движений – ни один момент не ускользал от его острого глаза.В благодарность настоятелю монастыря за дозволение тайно работать ,он подарил ему распятие из дерева в натуральную величину. Работа теперь в Музее Буонаротти .
 «РАСПЯТИЕ» (1492-93гг.). При всей анатомической  точности, она поражает утонченной, хрупкой чистотой образа. Голова Христа опущена вниз, черты лица отличаются правильностью и не искажены болью (влияние Джироламо Саванароллы, который призывал художников изображать Христа беззащитным и уязвленным).

Со смертью Лоренцо Великолепного нарушено было равновесие Италии. Война  во Флоренции была неизбежна. Уже французский король со своей армией подошел к  Неаполю. Итальянцы в первый раз увидели пушки не как праздничную принадлежность.Уже народ видел в явлениях неба знамения кровавых событий и изгнания Медичи. Звезды говорили устами астрологов; статуи и картины – изображения святых – источали кровь; в одном месте видели ночью три солнца на своде небесном,  а над самой виллой Кареджи стояла яркая звезда, свет которой постепенно ослабевал, пока она не угасла  в момент смерти Лоренцо.

Обстановка накалялась с каждым днем, и в этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. После краткого посещения Венеции, он поехал в Болонью к местному патрицию Джанфранческо Альдовпанди (с осени 1494 по конец 1495). Здесь Микеланджело особенно тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Бокаччо. Под прямым воздействием произведений Петрарки Микеланджело написал свои первые стихи. В Болонье Микеланджело создал несколько скульптурных произведений. Они предназначались для украшения  церкви Св. Доминика  ангела, св.Петрония и св.Прокла.

Самой удачной можно считать скульптуру коленопреклоненного ангела, полную особого очарования («АНГЕЛ С ПОДСВЕЧНИКОМ», 1494г., церковь Сан Доменико, Болонья) – просматривается связь с античностью.
«СВЯТОЙ ПРОКЛ», 1494 г., -  Перед нами образ молодого святого,сурового и решительного.
Микеланджело прекрасно исполнил их, но успех повлек за собой неприятности. Художники Болоньи остались недовольны соперничеством, подрывавшим их славу и доходы, а один из них сам претендовавший получить исполненный заказ, грозил даже смертью болонскому гостю.
Второй раз угрожало Микеланджело насилие: во Флоренции его первые дебюты вызвали расправу Торриджани; здесь он видел направленный на него кинжал. Он предпочел уклониться от борьбы и вернулся во Флоренцию.

Здесь в это время правил настоятель монастыря доминиканцев во Флоренции – Джироламо Савонарола (1452-98). Его горячие проповеди против тирании Медичи увлекали огромное количество людей,его слово было законом и тысячи людей шли за ним, исполняя все его веления. Народ ворвался в дома Медичи, при этом многие драгоценные произведения искусства, книги, картины, приобретенные еще Лоренцо Великолепным и Козимо, стали жертвой исторического возмездия и поддерживали пламя в «кострах покаяния» Саванаролы.
Может тогда и погиб «Фавн» Микеланджело. Огромные языки пламени охватывали пирамиду, сложенную из принесенных вещей (и не только из дворцов, но и из собственных жилищ). Писали, что венецианские купцы предлагали флорентийской Синьории –20000 дукатов за содержимое этого костра.
Речи Саванаролы были отчасти по сердцу Микеланджело, всегда бывшего сторонником демократии и противником тирании. Но он не последовал за теми художниками, которые проклинали сами плоды своих прежних трудов и приносили их на костры, такие как знаменитый Лоренцо ди Креди и даже великий Сандро Ботичелли.

Микеланджело рвался к работе, ему нужны были сильные покровители.И ему было суждено опять найти покровителя в лице Лоренцо Медичи. Не подумайте, Лоренцо Медичи Великолепный не встал из могилы. Нет, в числе потомков Козимо Медичи были двое: Лоренцо и Джованни. Жили они во Флоренции, вернувшись из Франции в свите Карла VIII под фамилией Пополани.
В мае 1496г. Микеланджело закончил скульптуру «АМУР» («КУПИДОН»), она, к сожалению, до нас не дошла. По совету Лоренцо скульптор придал «АМУРУ» вид древнего, античного произведения, долго лежавшего в земле. Это удалось ему как нельзя лучше. Лоренцо отправил скульптуру в Рим, чтобы продать ее кардиналу Риарио, как антик. Кардинал приобрел ее, заплатив приличную сумму. Хотя эта мистификация не принесла лично Микеланджело большой материальной выгоды, но оказалась удачной, ибо, когда мистификация раскрылась, кардинал решил, что мастер, который может работать не хуже античных, это именно тот, кто нужен ему для работы над скульптурами в Риме.
И уже в июне 1496г. во Флоренцию прибыл посланник кардинала с приглашением в Рим. Микеланджело обеспечивались заказы и их оплата.