Микеланджело Буонарроти-1

Койфман Валерий
«Микеланджело Буонарроти. Величайший скульптор, художник и архитектор Возрождения»
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ (или Микеланьоло, как он всегда писал своё имя)- великий скульптор, живописец, архитектор и поэт родился 6 марта 1475 года в маленьком городке Капрезе около города Ареццо. Он был второй сын (из шести) Лодовико ди Лионардо Буонарроти Симоне, занимавшего пост подесты (градоправителя). Полное имя будущего гения Возрождения – Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симоне.
Вскоре после появления на свет Микеланджело, срок службы отца закончился, и Лодовико с семейством вернулся во Флоренцию, где позднее он уже не без помощи сына станет управляющим флорентийской таможни.
В трех милях от Флоренции в горном селении Сеттиньяно находилось небольшое поместье семьи Буонарроти, и отец передал ребенка кормилице – дочери каменотеса («скарпеллино»). Местные жители славились искусством в отделке камня, который добывался в местных каменоломнях. В этой простой деревенской среде, в окружении прекрасной тосканской природы прошли детские годы Микеланджело. Уже в зрелые годы Микеланджело говорил: «Всё хорошее в моем таланте получено из мягкого климата родного Ареццо, а из молока моей кормилицы извлек я резец и молот, которыми создаю свои статуи».

В 10 лет, в 1485г. Микеланджело переехал во Флоренцию. Наступило время учебы. Сам Микеланджело предпочитал учебе в школе посещение церквей, смотрел, как работают там художники; он охотнее проводил время с теми, кто рисует, чем с теми, кто учится.
Отец был полон кастовых предрассудков. Для него занятие искусством было «недостойным древнего рода Буонаротти», для него не было никакой разницы между скульптором и каменотёсом. Он отдал мальчика в школу Франческо Урбинского во Флоренции учиться склонять и спрягать латинские слова у этого первого составителя латинской грамматики. Конечно, грамматика и школа были вызваны потребностью времени. Но этот правильный путь, пригодный для смертных, был не тот, какой указывал Микеланджело его инстинкт. И ему пришлось выдержать трудную борьбу с отцовской волей.
Счастливые минуты принесла мальчику случайная дружба с прекрасным и талантливым юношей, который был старше его на 5 лет – ФРАНЧЕСКО ГРАНАЧЧИ, он был учеником  знаменитого во Флоренции мастера ДОМЕНИКО ГИРЛАНДАЙО.

Через Франческо Микеланджело познакомился с Гирландайо, который посмотрев на рисунки Микеланджело, увидел в этих несмелых пробах живые проблески таланта. Он был в восторге и решил повлиять на  отца юноши, чтобы тот разрешил Микеланджело поступить к нему в ученье: «Я пришел просить, чтобы Вы дали мне сделать из Вашего сына прекрасного художника»,- сказал Гирландайо отцу, который понял, что дело зашло слишком далеко, и отступил от своей мечты - сделать Микеле карьеру в области права или политики.
Лодовико написал письмо, разрешающее Микеланджело поступить в мастерскую братьев Доменико и Давида Гирландайо сроком на три года учеником для упражнений в живописи.
У Гирландайо Микеланджело смог пройти хорошую школу рисунка, в совершенстве изучить перспективу и анатомию – эти азы ренессансного реалистического искусства.
Он не раз удивлял и радовал Гирландайо и своих товарищей успехами, особенно в рисунке, в копировании старых мастеров, особенно Джотто и Мазаччо.
Гирландайо восклицал: «Это восходящая звезда!» Говорят, он прибавил, вздохнув, что эта звезда затмит со временем другие, ярко блещущие теперь, думая, таким образом, о себе, и с этого времени прятал от него свои рисунки и тетради. Современники Микеланджело уверяли даже, что он уже тогда поправлял рисунки учителя, когда получал их для копирования, и что сам Гирландайо должен был признать его превосходство в знании рисунка.

Три года полного подчинения воле хозяина, как гласил контракт, были бы тяжелым испытанием для юноши с характером и талантом Микеланджело. НО ГОСПОДИН-СЛУЧАЙ ОТКРЫЛ ЕМУ ДРУГОЙ ПУТЬ. Вместе с Франческо Граначчи Микеланджело получил доступ в сады и музеи знаменитой виллы Кареджи, принадлежащей ЛОРЕНЦУ ВЕЛИКОЛЕПНОМУ МЕДИЧИ. В этих владениях были собраны огромные богатства античного искусства, в садах – статуи, в музеях – картины, библиотека, рисунки, камни и т.п. .
Мастера, работающие на вилле (возможно земляки из Сеттиньяно) подарили Микеланджело кусок мрамора. Он впервые держал в руках не глину, а этот дивный материал, это тело, в которое он собирался вдохнуть жизнь резцом. Внимание Микеланджело привлекла в саду античная голова фавна. Он стал копировать его. Однажды, когда работа была уже почти закончена , художник заметил за собой человека лет сорока, довольно некрасивого и небрежно одетого. Незнакомец положил ему руку на плечо и заметил с легкой улыбкой:
- Вероятно, ты думал изобразить старого фавна, который громко хохочет?
- Без сомнения, это ясно,- отвечал Микеланджело.
- Прекрасно!-вскричал тот, смеясь,-но где же ты видел старика, у которого были бы целы все зубы?!
Мальчик покраснел. Как только незнакомец удалился, он выбил ударом резца два зуба из челюсти фавна.На другой день он не нашел своей работы на прежнем месте. Вчерашний незнакомец появился снова и, взяв Микеланджело за руку, повел во внутренние покои, где показал ему его фавна на высокой консоли.

Это был Лоренцо Медичи, и с той минуты Микеланджело оставлен был в его палаццо. Он проводил время с сыновьями Лоренцо и в обществе поэтов и ученых, в избранном кругу Полициано, Пико делла Мирандолы, Фичино и других, среди политических разговоров, блестящих импровизаций и т.д. Лоренцо нередко советовался с юношей о приобретаемых им сокровищах искусства и, чтобы дать возможность помогать отцу и заслужить еще больше расположение последнего, назначил ему жалованье, хотя он пользовался в доме всем, как член семьи.
Три года прожил Микеланджело в чудной атмосфере двора Медичи. Но однажды некий Пьетро Торриджани, ученик на вилле Кареджи, впоследствии известный скульптор, раздраженный может быть какой-то колкостью Микеланджело, ударил его кулаком в лицо с такой силой, что шрам на носу от разбитой кости остался у него навсегда. Из-за этого случая Торриджани должен был покинуть Флоренцию и, несмотря на крупный талант, его долгие десятилетия преследовало презрение флорентийцев. Так всеобщая любовь и поклонение вознаградили Микеланджело за это нанесенное ему оскорбление.
Впрочем, отец уже успел убедиться, что сын его не будет «каменщиком»; ему льстило, что сын проводит время в таком избранном обществе, и не приходилось раскаиваться в том, что он дал на это свое согласие. Когда Граначчи позвал его в первый раз к Лоренцо для переговоров. Лоренцо сразу очаровал подесту своей любезностью.
Контракт с Гирландайо был, разумеется, уничтожен. Микеланджело стал обучаться скульптуре под руководством ученика Донателло Бертольдо ди Джованни., Бертольдо был страстным поклонником античного искусства, и он привил эту любовь своему ученику.

В своих наиболее ранних из дошедших до нас скульптурных работах (Микеланджело было тогда прибл. 15 лет) – в двух рельефах в Музее Буонарроти во Флоренции – Микеланджело выступает незаурядным мастером, с ярко выраженными индивидуальными чертами. В рельефе «МАДОННА У ЛЕСТНИЦЫ» он вкладывает совсем новое содержание в традиционный образ Марии. Под его резцом она превращается из весело играющей со своим сыном молодой матери, какой ее обычно изображали предшественники художника, в образ общечеловеческой значимости. Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. Она кормит младенца и в то же время погружена в тяжелую думу – думу о том, что ожидает ее сына. Ее величественная, монументальная фигура полна эпического спокойствия, ложащийся мягкими складками плащ великолепно выявляет пластическую мощь фигуры.