Верразано - мост и человек

Тамара Петровна Москалёва
Живём мы живём... и в суете своей так часто не замечаем окружающей нас красоты. А иногда... вдруг осмотришься вокруг, задерёшь голову к небу и... обалдеешь: господи... красиво-то как!.. 

Вот так и я уже который год смотрю между делом из окна, а там, кроме того-сего – висит под облаками... огромный мост! Ну и что? мало ли мостов в Нью Йорке? 
Но нет!
Это - не простой мост, а знаменитый 2-х ярусный висячий мост Верразано (Verrazano-Narrows Bridge) - один из крупнейших и красивейших мостов мира, самый длинный мост США (длина центрального пролёта составляет 1298 м, боковых пролетов — по 370,5 м.), который перекинут через залив Нэрроуз и соединяет два больших нью-йоркских района — Стэйтен-Айлэнд и Бруклин.
Каждый ярус имеет 6-ти рядные полосы движения автотранспорта. Нижний ярус - только для легковых и автобусов, а все грузовики и траки идут (как, впрочем, и легковушки) по верхнему ярусу. Мост платный, но только в сторону Стэйтен-Айлэнда и дорожает год от года.

Известно, что в Нью-Йорке более двух тысяч тоннелей и мостов, больших и маленьких. И у каждого своя история.

Познакомимся с мостом поближе -
Построили Верразано не так уж и давно – в 1964 году по проекту известного инженера-мостостроителя США Отмара Амманна, которому, как утверждают, для столь грандиозного сооружения даже пришлось учитывать кривизну поверхности Земли. Пять лет 12 000 человек работали на строительстве моста. Координатором был великий Роберт Мозес (строитель, политик), получивший неофициальный титул “Masterbuilder” (мастер-строитель) – в некотором роде, строительный диктатор Города Большого Яблока, оставивший огромный след в преображении Нью Йорка и его окрестностей.

Verrazano-NarrowsBridge стал неотъемлемой частью пейзажа, воротами в гавань Нью-Йорка. Длина центрального пролёта моста 1298 м. Высота - 211 м., что даёт возможность исполинским лайнерам проходить под мостом. Огромные башни Верразано-Нэрроуз видны изо всех пяти районов Нью-Йорка и также из Нью-Джерси. Ну а с самого моста (с этой верхотуры!) открывается изумительный вид на Атлантический океан и округу – кажется, протяни руку, и - всё, как на ладони! Голубая или плотная свинцовая гладь (в зависимости от погоды) сливается с небом. Колышутся подсвеченные солнцем нежно-розовые облака. На вершинах зелёных береговых холмов горделиво возвышаются роскошные виллы и замки! А по склонам рассыпаны дома и домики с разноцветными крышами. Пикируют над волнами крикливые чайки-рыболовы! Качаются парусники, белоснежные яхты и катера. И — вот они: фантастический Манхеттен и зелёная величественная Статуя Свободы – символ Америки! Громадные круизные корабли-города’ с тысячами туристов и обслуги выходят в открытый океан. Внизу на набережной, которая тянется до небоскрёбов Манхеттена, гуляет народ, физкультурники убегают от болезней и старости. А по специально отведённым дорожкам гоняют лихие велосипедисты. Особенно красив Манхеттен вечером в сверкании тысяч разноцветных огней и подcветок. Фантазия радужных красок пылает в ночном мареве и отражается в зеркальной глади воды! И сам мост на фоне чёрной ночи как бы висит в воздухе, обсыпанный горящими бусинами!

С моста нередко можно увидеть праздник той или иной прилегающей улицы Бей-Риджа. - Периодически перекрывается улица на всю её длину в несколько миль и.… толпится тогда разноцветный народ. Звучит там и сям музыка, играют и поют на специально сооружённых площадках артисты. Красота! А, если совсем повезёт, то можно увидеть и парад военных кораблей – необыкновенное зрелище! Поодаль виднеются с моста военный городок с госпиталем. К ним примыкает зелёный Ветеран-парк со стелами героям былых сражений, с настоящими, побывавшими когда-то в боях пушками с ядрами. Там же - военный музей со старинными экспонатами. Заходи, прикоснись к истории!

С моста Верразано (со стороны Стэйтен-Айленда – в Бруклин) ежегодно, в первое воскресение ноября, проходит праздник мира и дружбы - Нью-Йоркский марафон, в котором принимает участие до 50 тысяч человек, выбранных из более 200 тысяч заявленных – любителей бега со всего мира (из более, чем 110 стран и России, в том числе). В этот день город превращается в спортивную арену! Кругом расклеены плакаты и лозунги марафона, громыхает музыка. У всех приподнятое настроение! Все красуются в спортивных трусах и майках! И только тогда, раз в год, и именно марафонцам-участникам можно (нужно!) пройтись-пробежаться-проехаться по мосту Верразано, в том числе и на инвалидной коляске (в отличие от других мостов Н.Й.). Здесь, в обычное время, пешеходам, велосипедистам путь закрыт. Только на машинах. А вот марафон – другое дело! Почему «на инвалидной коляске»? А потому, что в марафоне принимают участие и инвалиды с различными категориями инвалидности – колясочники, ампутанты, слепые, глухие и другие атлеты с ограниченными возможностями. У большинства из них есть свой сопровождающий — волонтёр, который в любой момент может оказать помощь и поднять участнику спортивный дух. Вдоль всей трассы по ходу марафона под грохотание музыки улюлюкают, свистят, кричат болельщики, поддерживая спортсменов, придавая им силы.

Поскольку мост расположен у открытого океана, он подвержен воздействию стихии больше других нью-йоркских мостов. А потому во время особо сильных ветров или снегопадов иногда (крайне редко) перекрывается движение транспорта.

А почему же возникла необходимость строительства этого моста... аж в 1888 году? Потому что, в былые времена по проливу курсировали паромы (курсируют и сегодня), которыми жители районов добирались до Бруклина, Стэйтен-Айленда и Манхэттена. Холодными зимами пролив замерзал. Пасмурными днями падал туман – сообщение отменялось, паромы не ходили. Более того, паромов не хватало, они были переполнены – такая переправа становилась опасной. Да и ждать паромов приходилось часами.

Долго мосту придумывали название – было много споров. Первоначально предполагалось назвать мост в честь погибшего президента Америки Джона Кеннеди, но остановились на увековечении имени выдающегося мореплавателя и первооткрывателя итальянца Джованни да Верраццано (Giovanni da Verrazzano (Italian), служившего на французском флоте), первого европейца, вошедшего в бухту Нью-Йорк и реку Гудзон в 1524 году. Интересна его судьба. Много славных дел на счету. Много открытых земель. В одном из походов, куда Джованни взял с собою и родного брата, на команду напали туземцы-каннибалы. Из этого плавания Джованни не вернулся… Говорят, что его попросту... съели. И было ему всего 43 года от роду. Да… печальная кончина...

Но в утешение можно заметить, что не только мост увековечил память великого мореплавателя, но и с недавних пор каждый год 7 апреля отмечается День Верраццано (Верразано). А именем погибшего американского президента Джона Кеннеди назван международный аэропорт в Нью Йорке.

Дорогие туристы-путешественники, побывайте на мосту Verrazzano-Narrows, полюбуйтесь удивительным творением человеческой мысли!