Стихия врасплох не застала

Сергей Геннадьевич Новиков
Январь 1935 года отметился рекордно низкой температурой воздуха практически на всей территории Советского Союза. В отнюдь не заполярном Луганске столбик термометра опустился до отметки  ;42;. В Новороссийске же к аномально низким температурам добавилась еще одна коварная гостья – бора…

Новороссийский порт в эти дни пережил настоящую драму.
Первые неприятности случились 5 января. Из-за плохой видимости покинувший Новороссийск пароход «Грузия» наскочил на судно, стоявшее на рейде. К счастью, обошлось без жертв – утонул только якорь.

Ночью шестого января ураганный ветер оборвал кормовые концы на пароходе «Харьков», пришвартованном у восточного причала. В любой момент судно могло быть выброшено на берег. Аварии не произошло лишь благодаря четкой работе швартовой команды, дежурных бригад и лоцмана порта Христофора Панайоти. Последний совершил настоящий подвиг. На шлюпке, в одиночку, он доставил к борту «Харькова» конец нового троса. Вскоре борт парохода был плотно прижат к причалу…

И всё же без ЧП не обошлось. 7 января капитан порта К. Добровенский получил радио с терпящего бедствие датского судна «Борнгольм». На помощь датчанам немедленно вышел пароход «Кабардинка». Но чем мог помочь маленький пароходик большому океанскому судну, которое ураган швырял в море как щепку? Единственным спасением для «Борнгольма» было сняться с якоря и попытаться уйти к восточному берегу Цемесской бухты. Но датский капитан рисковать не стал. В итоге пароход сорвало с места стоянки и прибило к берегам Станички…

Тем временем в порту круглосуточно велись аварийно-восстановительные работы. Нужно заметить, что на этот раз портовые службы тщательно подготовились к разгулу стихии. Устояли на месте даже 20-тиметровые «высотки» ; подъемные краны «Demag».
А вот работы портовым коммунальщикам хватило с лихвой.  В домах портовиков шквальный ветер выбил более 300 стекол. Многие квартиры остались без тепла. Самое страшное – во многих из них находились дети. За считанные часы бригада профсоюзных активистов обошла все жилые помещения. Более двух десятков малышей и школьников забрали из стылых квартир и временно разместили в «комнате матери и ребенка» морского вокзала…

В ночь на 9 января радио принесло долгожданную весть: ожидается резкое потепление. Стихия выдохлась и отступила. Как всегда, с твердым намерением собраться с силами и внезапно нагрянуть вновь. 

* Фото: Новороссийск. Вид с моря на набережную. Зима 1974 года