Эдуард Мане. Железная дорога

Алина Алексеева-Маркезин
    Эдуар Мане.Железная дорога. 1872—1873.Холст, масло. 93,3 ; 111,5 см
Национальная галерея искусства, Вашингтон

    К Парижскому салону 1874 года Эдуаром Мане были подготовлены три картины — «Железная дорога», «Ласточки» и «Бал-маскарад». Две последние были отвергнуты жюри, так что на салоне публике была представлена только «Железная дорога».

    Это одна из  самых светлых работ Э. Мане «Железная дорога» или «Вокзал Сен-Лазар», над которой автор работал в 1872–1873 гг., выхватила один из моментов городской жизни.

    Как отмечал друг художника, журналист А. Прус, у Мане был очень внимательный взгляд, и во время прогулок по городу он феноменально запоминал массу нюансов в окружающей среде.

     На этой картине изображены два персонажа. Маленькая девочка, которая отвернулась от нас, вероятно, дочь соседа Мане, Альфонса Хирша. Молодая женщина, сидящая рядом с ней, - Викторина Моран, которая также позировала для Завтрака  на траве . Сцена происходит в глубине сада здания Альфонса Хирша, расположенного на площади Европы в Париже. Высокий чугунный забор отделяет  сад от железнодорожной ветки, которая ведет к соседней станции Сен-Лазар. Железная дорога отмечена густым облаком пара.

        Девочка, которая смотрит на паровоз сквозь прутья основательно проработанной на картине ограды, может быть, и мечтает о сказочных странствиях, но взор женщины (скорее всего, гувернантки), передает явную грусть, навеянную романтическими событиями из читаемого бульварного романа.

   Прочная ограда мешает одной   двинуться в загадочный и сказочный путь, другой – погрузиться в волшебный мир грез, страстей и благородных принцев.

     В этой картине Мане сочетает в себе светлые и темные тона, создавая сильные контрасты, что противоречит классическим правилам живописи, которые налагают постепенный и тонкий переход от одного нюанса к другому.
   
    Таким образом, белое платье девочки противопоставляется черному тёмно-синему костюму молодой женщины. То же самое можно сказать о чистом лице молодой женщины и ее темно-синей одежде, черной полосе в волосах маленькой девочки и ее светлому платью, решетке и облаке пара ...

   Как говорят о работах Мане,что его картины всегда бросают вызов тем, кто смотрит на них.Нам ведь тоже хочется заглянуть за ограду и увидеть,что так заинтересовало девочку.