Киев как четвёртый Рим

Александр Захваткин
Сегодня сама идея, что Киев может стать «четвёртым Римом» в христианском мире, кажется совершенно абсурдной, но всего 30 лет назад, только пациентам психиатрических больниц могло прийти в голову, что марши нацистов по улицам украинских городов когда-нибудь будут реальностью. Сегодня этому уже ни кто не удивляется.

6 января 2019 года патриарх Константинопольский Варфоломей утвердил томос об автокефалии Православной церкви Украины, тем самым продолжив многовековую традицию раскола Единой Апостольской Церкви.

Единая Апостольская Церковь была утверждена как 9 член 12-тичленного Символа веры на Первом Вселенском соборе в Никее в 325 году, но уже тогда фактически она не была единой, а представляла собой две независимые ветви христианства: католицизм и православие.

Христианской церкви как единого культового органа до 313 года не существовало. Церкви, основанные апостолами, были независимы сами по себе, в силу своего возникновения в некой обособленной местности. Средоточием проповеди и церковной жизни таких Церквей обыкновенно были важнейшие города - в первую очередь провинциальные столицы-митрополии Римской империи. Христианские общины прилежащих земель, обязанные своим рождением проповедникам из апостольских Церквей чтили эти Церкви как своих матерей, признавали для себя их авторитет. Так складывались первые поместные Церкви, возглавляемые столичными первоепископами. В итоге большинство древних митрополий - обычно соответствовавших римским провинциям - являлись по существу автокефальными. По словам Феодора Вальсамона (1140 – 1199) [1]: «в древности все митрополиты епархий были независимы (автокефальны) и рукополагаемы были своими собственными Соборами.» Одновременно за несколькими наиболее важными кафедрами, такими как Римская, Александрийская и Антиохийская, существовало и определённое преимущество.

Таким образом, ещё до государственного признания христианства римским императором Константином (272 – 337) с изданием Миланского эдикта о прекращении гонений на христиан в 313 году в Римской империи существовали три независимые автокефальные поместные церкви: Римская, Александрийская и Антиохская. Организационное оформление этих церквей принято относить в 250 году.

Церковь в Риме была наиболее активной из трёх и бесцеремонно вмешивалась в дела других общин, тем самым укрепляя свой авторитет и полномочия руководящей в церковных делах патриархии.

Созванный императором Феодосием I (347 - 395) Первый Константинопольский собор 381 года постановил (3-е правило): «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что город оный есть новый Рим.»

Таким образом, ещё до фактического падения Рима в 476 г., появляется формула нового претендента на христианский центр: Константинополь – Второй Рим.

Закат «Первого Рима» начался с Великим расколом в 863 году,  когда глава Римской курии Николай I (858 - 867) решил в одностороннем порядке распространить своё влияние на епархии Балканского полуострова, что вызвало протест Константинопольского патриарха Фотия (858 - 867, 877 - 886).

Окончательный закат «Первого Рима» относится к 20 июля 1054 года, когда произошло окончательное разделение единой Святой Соборной (Кафолической) Апостольской Церкви на римско-католическую и греко-православную ветви. С этого дня в православном мире Константинополь занимает место «Второго Рима», а 9 член Никейского символа веры становится призраком единой христианской церкви.

 В 1453 году Константинополь захвачен турками, а Софийский собор переделан в мечеть. С этого времени Константинопольский патриархат находится под контролем османского султана, что в православном мире было воспринято как падение «Второго Рима».

В 1523 году начинает активно продвигаться идея Москвы как «Третьего Рима», но политического обрамления она не получила, и в 1917 году её постигла та же участь, что и двух предыдущих.

2019 год открыл возможность вновь реализовать утопическую идею «нового Рима», теперь уже не на основе раскола, а на основе объединения православной и католической церквей.

Исторически Украина оказалась на границе влияния католицизма и православия. Причём православная Россия, в целом лояльно относясь к католицизму, ни при каких условиях не пойдёт с ним на объединение, а вот украинское православие, которое фактически получило свою автокефальность из «католических рук» (США), с удовольствием возглавит идею возрождения Единой Апостольской Церкви. Так что, полагаю, не пройдёт и трёх – пяти лет, как Киев окажется в центре очередного церковного скандала, но уже не в качестве раскольника, а в качестве святого объединителя, продолжателя дела крестителя Руси Владимира.

Но самое парадоксальное в том, что если США удастся эта авантюра с «четвертым Римом», они на этом не остановятся. И уже брезжит тень «пятого Рима» - Иерусалим – объединитель ветхозаветного и новозаветного христианства.

Сегодня, прочтя эти строки, любой здравомыслящий человек скажет: «Это бред», но возрождение фашизма на политой кровью Украине, тоже казалось не так давно бредом, а сегодня этот бред стал явью. Пройдёт не так много лет и христианство будет поглощено иудаизмом. Это всего лишь вопрос политической воли мирового правительства. Если это ему будет нужно, а есть все основания полагать, что нужно, так оно и будет.




[1] Византийский канонист, патриарх Антиохийский (1193—1199).