Маковая росинка. Рыбный день праздничный

Вадим Втюрин 2
                МЁЛЬЕ ФЕСТ.
   
    (называйте, как хотите, но это праздник прихода трески к  берегам Норвегии.)
               
               
     (бот/норв.-лодка; Ношке хава/норв.-Норвежское море; буксы/норв.-прорезиненые штаны)

                Переливась перламутром,
                Треска покажет рыбаку бочок,
                Когда ее холодным,зимним утром,
                Подцепит на двойной крючок.
                Не велика , всего на четверть пуда,
                Но сколько радости в душе,
                Треска ,вам не карась из пруда,
                Она сильна, хоть присмерти уже.
                Хвостом о бот , в предсмертной муке,
                И веер брызг , в миг буксы оросит,
                Рыбалка, мужику дана от скуки,
                Путина ж развлекуху не простит.
                Качает Ношке хава , пена в небо,
                И бот,  лишь в пропасть не летит,
                И лишь печенка подпирает нёбо,
                И есть не хочется, пропал весь аппетит...

        - Сегодня в нашей деревне праздник...Все жители соберутся в местном кафе, но не для того,чтобы послушать последние новости или порадоваться, a , что наконец-то,  кончилась долгая полярная ночь. Сегодня  «Мёльe Фест»-праздник,  в честь прихода трески из далёкого Свалбарда к берегам Луфутeна , а значит начало путины. Об этом, еще две недели назад, известил жителей хозяин кафе Арнт-Юхан , вывесив на дверях объявление с приглашением всех жителей деревни на праздник , но я-то знал об этом давно ,  как только он сменил занавески на окнах. Раз занавески сменились на более плотные , значит закончилась темнота, и  в окна будет заглядывать солнце. Вместе с солнцем приходит треска...Я лежал на боку и смотрел на это действие сквозь щелки прикрытых глаз...

  - ОБС....Извините, забыл представится, что б мне весь день мыши снились. Руськин меня зовут ,  по происхождению Норвежский  Лесной кот. Но попал я на Луфутeн совершенно случайно. Сначала меня подарили противной девице , которая только и знала , как спать и целоваться. Терпеть немогу подобных провокаций. Пришлось каждый раз прятаться на шкафу. Однажды она попыталась достать меня из убежища лыжной палкой...пришлось спрыгнуть ей на голову. После этого , она каждый раз гоняла меня по комнате, но при этом одевала на голову шлем, хорошо,что наша война скоро  закончилась. Она отдала меня на русский траулер, который находился на ремонте в Киркенесе. Там мне были тоже не очень рады , принимая меня за обычного «помойного кота» ,  и при первой же возможности "списали на берег". Вот так я оказался у моего любимого хозяина. Теперь я живу в полной уверенности, что доживу до глубокой старости ,  и мой пушистый хвост не облезет, а кисточки на ушах будут забавлять всех жителей деревни.
   
    -Думаю, что хватит заострять внимание на моей скромной персоне,  и посмотрим, что делает мой хозяин на кухне... Ну , правильно...начал готовить угощение для гостей , а про меня забыл.Сейчас я ткну носом его под колено,  и он поймет , что мне необходимо оценить свежесть рыбы.
 
  -Смотри-ка...не реагирует ,  а если потереться пушистой мордой об левую ногу и помурчать? Ура , подействовало!!! Какой кусочек сладенький мне достался. Хочу сказать вам по секрету-свежий кусок скрей не заменит никакая колбаса в мире. Он переливается , как будто зеркальное отражение небесного сияния в морозной полярной ночи , а сладостный сок склеивает мои роскошные усы...их потом приходится долго вылизывать языком , но от этого становится еще вкуснее. Надо муркнуть хозяину погромче, пусть знает, что я его обожаю...Хотя, рыбу он все -таки портит. Ну зачем, кинув в кипяток соль и лавровый листик, он опускает туда кусочки трески?
 
    -Как долго тянутся три минуты. Люди говорят, что нет на свете ничего длиннее, чем время, когда приходиться ждать...Чего я жду? Странный вопрос, конечно завершения непонятного процесса превращения переливающейся перламутром трески в белоснежное наслаждение...
               
                »»»»»         
               

    Вечером у хозяина соберутся все жители деревни , и , прежде чем отведать вкуснейшее блюдо , начнут пить пиво , при этом закусывать обжаренными в кляре тресковыми языками и спорить какое пиво лучше. В прошлом году  мой хозяин даже охрип доказывая колченогому Фредрику с кольцом в левом ухе , который недавно появился в деревне , что лучшее пиво из самой северной пивоварни в мире , которую основал  Людвиг Мак в городе Трумсё...Фредрик , конечно дурак конченный , но считает себя "профессором" во всех вопросах . Во-первых потому , что он не местный , а южанин из города Фредрикстад , и значит повидал больше , чем деревенские , а во-вторых , Фредрик работал механиком на фабрике по производству , как бы сказать помягче,...по производству гигиенических средств для женщин , и знает ,  что такое "начало всех начал".Что его занесло к рыбакам – непонятно. Но вернемся к вопросу о пиве , которое начал варить сын кондитера , прошедшего обучение у немцев . Злой язык Фредрика утверждал , что украл тот Людвиг в Германии  флору пивную, поэтому пиво с самой северной пивоварне  можно отведать только в Трумсё.
 
   «Враньё,- громко возразил мой хозяин,-тогда , почему пиво "Хокон"поставлялось в Лиллехаммер на Олимпийские игры , а "Белый медведь"побывал на Северном и Южном полюсах ? Просто фабрика невелика , чтобы всех осчастливить...»

   «Да мне всё равно,-заявил деревенским Фредрик,-я пиво не пью!»

   Что тут началось!!!

 Деревенские начали стучать пивными кружками по столу и кричать-«Три эре в пользу архиепископа . Три эре в пользу архиепископа...»

   «Какие три эре?-возмутился Фредрик ,-в Норвегии уже и пятидесяти эре не найти. Нет таких денег давно».

    Это еще больше раззадорило деревенских-«Нет трех эре , а смеешь не пить пиво , значит самая старшая женщина в деревне наложит на тебя штраф. Асбъёрг , назначай штраф!»

  Асбъёрг , та, что была женой Тронн-Гюнару ,  встала и торжественно произнесла-«За отказ пить пиво  чужак - Фредрик ,приговаривается к штрафу в размере тридцати крон в пользу архиепископа , и пусть проваливает , но если он хочет остаться на нашем празднике , то пусть заплатит пятьдесят крон в пользу архиепископа . Я всё сказала!»

     «Какой штраф , какому архиепископу?»-закричал в тот вечер Фредрик.

    «-Ты, что не знал?-спросил с возмущением Тронн-Гунар,- еще со времен короля Хокона, когда христианство в Норвегии только зарождалось , был принят Гулатинсловен , старейший закон в нашей стране  о том , что каждый крестьянин обязан варить пиво и пить его на Рождество и во время прихода трески к берегу. "Alle skal holde det, ellers skal det bites tre ,rer til biskopen om det ikke er gjort ... ».
  « Каждый должен выполнять  это, или будут платить три эре архиепископу , если не выполнят закон.»
   -А хвалишься , что все знаешь....Плати!»
   
   Фредрик стал пунцовым от злости,  и ,  мне показалось , что кольцо в его ухе деформировалось от жара его щек , но зелёную купюру все же вытащил из кармана и передал старой Асбъёрг . Та проворно схватила деньгу и спрятала в глубокий карман длинной юбки . Пятидесятикроновая купюра  напоследок подмигнула Фредрику , изображенным на ней маяком.
 
   «Скол за Удина и его сына-Тура»-вскричали деревенские,  и кружки дружно устремились к потолку деревенской кафушки...

  Местные согласились в прошлый раз с хозяином . Что-то будет в этом году , послушаем, если  колченогий не побоится снова потерпеть фиаско и придет на Мёлье фест.

                »»»»»

    Ой , что-то я далеко забрёл в своих прошлогодних воспоминаниях , чуть не уснул.  Мог бы пропустить самое интересное в приготовлении еще одного блюда для мёлье феста. Хорошо, что хозяин стучал сковородкой , обжаривая нарезанный колечками и обваленный в хлебных крошках лук. Запах конечно противный для моего кошачьего носа , как и у пива для собак . Меня на Рождество угощал соседский пёс , по имени Рэмус , таким пивом...кислятина, молоко вкуснее. Но , вернёмся на кухню. Хозяин уже принес огромный таз , заполненный тресковой печенью из холодной кладовки и слил из него воду со льдом. Всю ночь печень пролежала в этой воде , чтобы кровь вышла...Куда это он? А... достаёт из холодильника еще один таз , но уже с икряными мешочками. Выворачивает наизнанку и начинает набивать мешочки маленькими кусочками печени. Получаются толстые "сосиски" , которые почему-то называются "Роганёлк". «Роган»-понятно,это икра, а вот «ёлк»,что означает , непонятно. Наверное уже никто не объяснит это слово из старо-норвежского языка...
   Теперь хозяин аккуратно опускает мешочки в кипящую воду , в которой приспускал куски трески. Этквартер , ну , это пятнадцать минут , и "сосиски" готовы. Такие смешные , шершавые снаружи , от сварившихся икринок , и сочно-мягкие внутри....мммм, нежнейшая печенка . Будет готова, Арнт-Юхан , мне точно даст полакомится одну-Мёлье фест , он для всех! И для котов тоже...
 
   Эй , хозяин...Арнт-Юхан , ты картошку не забыл поставить вариться?

                »»»»»

      Динь-динь...Динь-динь . Это колокольчик над дверью возвещает , что начали собираться гости.Первыми , как всегда ,  появились Тронн-Гюнар с женой Асбъёрг...старые друзья и ближайшие соседи. Следом появилась семейство Эдваршен , братья Тронн и Рой во главе со своей матерью старой Ригмурь. Рою не повезло в детстве , попал в аварию ...когда на спор с соседскими ребятами соревновался на дальность плевков в реку. Грузовик зацепил зазевавшегося сорванца  , и с тех пор он немного не дружит с головой . Врач посоветовал заняться музыкой . Рой перепробовал все , музыкальные инструменты , которые нашел в деревне , от флейты со скрипкой , до гармоники и барабанов. Лучше всего у него получалось громко стучать...
   Динь-динь...О , это два друга гитариста , Ян-Хюго  - механик с нефтяной платформы, большой любитель шоколада и аллергик на все рыбо-продукты и  его старший друг Финн-Харальд , уже десять лет получающий пенсию , но в молодости знаменитость, шестнадцатилетним мальчишкой , стал бас-гитаристом в банд-группе "The Beambets", которая в шестидесятых завоевала Гран-При Норвегии. А кто это пришел с друзьями? Ха , так это толстушка-хохотушка Жаннет . Давненько , давненько не встречались. На три года уезжала в Тронхейм учиться игрe на органе. Вернулась. Снова зазвучит орган в деревенской кирхе. Интересно , муз-банда в сборе-быть сегодня веселью на празднике . Любят деревенские веселую музыку...
   Динь-динь... А , вот и две тощие сестрицы Хильда и Ингри,  в сопровождении конечно же колченогого кольценосца Фредрика . Пришел ,не испугался. Шум , гам в маленькой кaфушке. Мне лучше убрать с дороги пушистый хвост...

   Да и муз-бандa взялась за инструменты , сейчас грянет музыка...Ну , вот началось.
                «Han kjore E-6,Den stakaste veien.
                Kanskje det ni armen henes po E-6.
                Han mo bli for sein....»
 
   Это рванулась к потолку развеселая песня про водителя грузовика , который мчится домой , к жене, которая вот - вот должна родить, сквозь всю Норвегию , по трассе Е-6. Да , да...
               
                «Он едет по Е-6 . Этой несчастной дороге.
                Может быть у неё девять ответвлений на Е-6.
                Он может опоздать..."

  «Друзья ,-кричит Фредрик ,  пытаясь перекричать громкую музыку ,-я принёс настоящее пиво из Тронхейма, Munkholm....вы все должны попробовать...»

 «Давай свое пиво-сказал Тронн-Гюнар, протягивая руку-попробую . Ащ...это пиво?Монахи, которые его варили ,  забыли про бога . Котёл не обожгли открытым огнём , в чан не положили серебряный нож...Вот хекса и пописала в этот чан . И это Пиво? Ведьму можно отпугнуть только огнём , серебряным ножом и....музыкой. Мак в Трумсё варят пиво под джазовую музыку или рок , вот и получается знаменитый ХОКОН!»

     «Все к столу!»

    Это мой хозяин пригласил гостей разделить праздничную трапезу.

  «Треска , рогонёлк , лук , картофель,  масло , пиво , и , конечно,  аквавит на столе...Прошу.  Ян-Хуго,ты что сидишь в стороне,струны щиплешь?

  «-Ты же знаешь,я рыбу есть не могу. У меня аллергия на рыбу.Я тут в сторонке пиво попью с орешками...»

   « Скол за Удина и его сына Тура.»

    «Подождите,подождите-решил показать свою ученость "специалист в области женской гигиены"-мы же христиане и причем тут языческие боги?»

    «Пусть будет по твоему-громко сказал мой хозяин,- Скол за Удина,его сына Тура и за трех царей,первыми приветствовшими рожденного Христа,за старика Каспара,за юношу Мельхиора и за мальчика Балтазара.»

                »»»»»

   Какая красивая мелодия , плывет по кафе из гитары , которую терзает Ян-Хюго...
 
                « Well,there is a house in New  Orleans
                They kall the Rising   Sun.
                And  it,s been the ..................»

   "Дом восходящего солнца..." только вот слова страшные, но это не у нас , это там , в Новом Орлеане. У нас МЁЛЬЕ ФЕСТ , праздник прихода трески к берегам северной Норвегии! Припущенная в кипятке рыба , отварная в рыбном бульоне тресковая икра , начиненная печенью , лук , отварной картофель , приправленный сливочным маслом , пиво , аквавит и....песни.
      
           Пойду-ка я спать...Приятного аппетита и спокойной ночи...