Просто царь или царственное священство?

Виктор Тарасенко
    Жизнь современного человека двадцать первого века для многих весьма насыщенна, интересна и восхитительна. Мир, наше окружение, общество, технологии и т.д. всё быстрее и быстрее движутся и меняются, Каждый новый день ставит перед нами всё новые, неизведанные и необычайные задачи, которые кто-то решает успешно, а кто-то терпит крах при их воплощении. Мир фантастики и мечтаний, которым мы грезили несколько десятков лет тому назад, становится повседневной реальностью.
   Что я имею в виду?
   Ну, например, сотовую связь, компьютер, интернет, скутер, дельтаплан и т. д… Не знаю, как у вас, но мы в детстве мечтали о том, чтобы кто-нибудь изобрёл видеотелефон, или научился летать как птицы. А теперь всё это доступно, а мобильный телефон стал простой, повседневной и необходимой вещью, без которой многие наши современники себя уже и не представляют. Наши жилища, питание, да и сама среда обитания (особенно в мегаполисах) намного отличается от той среды обитания, которая была в древности для большинства населения. Можно, наверное, сказать, что в сравнении с ними мы с вами живём по-царски: сладко спим на мягких кроватях, вкусно питаемся изысканными блюдами, находим для себя всяческие развлечения.
     Мне вспоминается комедия Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», из которой сегодня я хочу обратить ваше внимание на фразу героя фильма волею случая оказавшимся на месте царя эпохи Ивана Грозного. Помните тот удивительный банкет и его представление молодым девицам и царице: «Очень приятно, царь… Царь, очень приятно!» Конечно это всего лишь выдумка режиссёра, но если вдуматься, то окажется что практически каждый из нас в какое-то время своей жизни хотя бы один раз пытался в своём воображении встать на этот великий пост. Иначе откуда у нас критика действий власть имущих: главы города или посёлка, губернатора, председателя правительства или даже самого президента? Нам ведь порою кажется, что в каком-то конкретном случае мы поступили бы намного лучше, чем действующий правитель, коснись это воплощения пенсионной реформы или устранения последствий чрезвычайных ситуаций.
    Другими словами, «шапку Мономаха» нам иногда всё же хочется одеть на свою голову, хотя бы и на короткий срок. Вспомните эпизод из упомянутого фильма, когда писарю (в исполнении Савелия Краморого) по случаю возникших беспорядков прилетела на голову царская шапка. Впечатляет исполнение роли артиста: он мгновенно приосанился, принял важный вид. Правда побыть в роли царя ему пришлось только одно мгновение, т.к. запущенным в него предметом эта шапка была с его головы сбита, он вновь стал простым царским писарем.
Что же по поводу «царских амбиций» говорит Библия? Мне приходит на память некоторые высказывания царя Давида, с одной стороны: «Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание? Человек подобен дуновению; дни его - как уклоняющаяся тень.» - Пс.143:3-4, где царь Давид ясно показывает всю нашу ограниченность и кратковременность нашего земного существования.
     А с другой стороны, его же высказывание: «Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что [есть] человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?  Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями. Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!» - Пс.8:4-10, где псалмопевец Давид явным образом говорит о величии человека в глазах Бога, о его славе и чести!
    Так где истина? Человек — это только одно дуновение, или он владыка всего созданного Богом?
    Ответ на мой взгляд прост: в том случае, когда человек не знает Бога, или Его пренебрегает: живёт своим умом, употребляет все свои усилия для достижения каких-либо целей, то даже при всей своей успешности (стань он даже царём), при всём том развитии человеческой цивилизации, о чём мы с вами немного коснулись выше, человек всё же остается только тленом – тенью, быстро исчезающей в грядущих веках.
     А когда человек воздаёт Богу славу, честь и достоинство, когда он благодарит Его за жизнь, которую имеет, когда он признаёт искупительную жертву Иисуса Христа, он становится тем вечным творением – царственным священством, о котором говорит в Писании апостол Пётр: «Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.  Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.  Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;» - 1 Петр. 2:6-9.
    Так что же более предпочтительно? Быть «просто царём» или «царственным священством»? На первый взгляд ответ очевиден - лучше второе, ведь намного лучше пределы «своего царства» распространить не только на земное странствование, но и на небесные обители!
     Однако, если посмотреть правде в глаза, очень многие, в том числе и христиане, живут сегодня «по-царски», но совсем не желают, или не хотят становиться «царственным священством». Я усматриваю насколько причин такого поведения.
     Во-первых, духовная незрелость и неготовность к столь высокому званию. Вспоминаются слова апостола Павла, обращенные им к церкви города Коринфа: «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.  Я питал вас молоком, а не [твердою] пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли [обычаю] поступаете?» - 1Кор.3:1-3
    Во-вторых, что следует из этого же текста, нежелание к возрастанию, несмотря на то, что упомянутые братья находились в церкви уже какое-то определённое время. Но разве это болезнь только Коринфской церкви? А сколько незрелых, нежелающих ничего делать для Бога и ближних в современных церквях? А сколько таких в вашей церкви? А сами мы, всегда ли возрастаем до этого высокого звания?
     В-третьих, это сосредоточение своих усилий на плотских делах (и дело даже не в грехах плоти), а о желании (даже при выполнении служения) возвыситься, или унизить своего оппонента. К сожалению, этим были в одно время заражены даже апостолы (вспомните о желании некоторых занять особое привилегированное положение в Царстве Небесном – сесть по правую или левую сторону от Христа).
Этой плотской болезнью - придать своему служению главную роль страдали братья церкви Коринфа в прошлом. Но сколь пышным цветом цветёт эта плотская болезнь превозношения одних над другими в современных христианских церквях, думаю, нет особой нужды говорить подробно.
     В-четвёртых, причина по которой современные христиане не желают становиться «царственным священством» является их нежелание исполнять волю Бога.
В приведённом выше тексте ясно определена роль царственного священства - возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет! Но как часто мы делаем это? Мы массу времени тратим на свои личные дела: работу и продвижению по службе, воспитанию детей и даже внуков, великой и повседневной заботы о своём дряхлеющем теле, но сколько времени мы думаем о возможности возвещать людям преимущества Бога и его призвания нас в Его небесное царство? Для многих это только эпизод, а для некоторых это просто невыполненная до сих пор обязанность, за которую Бог предъявит им счёт в своё время.
    Если говорить серьёзно и исследовать вопрос обсуждения, то звание «царственного священства» открывается нам только в Новом Завете, когда пришла полнота времён, о чём хорошо написал апостол Павел: «Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но, когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.  А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!"  Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.  Но тогда, не знав Бога, вы служили [богам], которые в существе не боги.  Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?» - Гал.4:3-9
    Из приведённого отрывка Писания вполне ясно, что увлечение стихиями этого мира, будь это в прошлом, настоящем или будущем, является детской незрелостью и порабощением духа – плотью, что, к сожалению, довольно часто происходит со многими верующими людьми, и даже со служителями (простим их, они тоже люди, много согрешающие).
     Павел говорит нам о проблеме верующих Галатии, о том, что, получив познание от Бога они вернулись вновь к вещественным началам, от благодати во Христе перешли под тень закона и религиозных постановлений.
Но всё повторяется, и сегодня вопросы и противоречия религиозной требовательности и благодати Христовой встают часто перед каждым новым поколением христиан, и в каждой поместной церкви эти вопросы решаются по-разному.
Говоря вновь о «царственном священстве» верующих в Иисуса Христа людей, хотелось бы коснуться самого построения этого звания. Посмотрите, оно объединяет в себе две функции, которые до Христа были разделены даже для Божьего народа. Цари осуществляли управление земным царством своего народа, а священники выполняли роль служения посредников между Богом и народом. Если говорить о законе, данном Моисею на горе Синай, то там очень чётко расписано кто может входить в скинию для служения перед Богом. «И приведи Аарона и сынов его ко входу в скинию собрания и омой их водою, и облеки Аарона в священные одежды, и помажь его, и освяти его, чтобы он был священником Мне. И сынов его приведи, и одень их в хитоны, и помажь их, как помазал ты отца их, чтобы они были священниками Мне, и помазание их посвятит их в вечное священство в роды их. И сделал Моисей все, как повелел ему Господь, так и сделал.» -Исх.40:12-16
    Всё было чётко регламентировано – Моисей, как предводитель всего народа решал все возникающие житейские вопросы, а Аарон и его потомки стали священниками, которые предстояли перед Богом в скинии собрания (позднее в храме) с жертвами за грех народа.
     Не всегда и не все священники были на высоте своего положения. Достаточно вспомнить духовную слабость Аарона, когда он вылил народу литого золотого тельца и провозгласил его богом для поклонения (Исх.32:1-4) или нарушение порядка каждения его сыновьями при совершении служения и внесения в скинию собрания чуждого огня (за что они и были поражении мгновенно смертью и к служению в скинии были допущены сыны Левия) – «но Надав и Авиуд умерли пред лицем Господа, когда они принесли огонь чуждый пред лице Господа в пустыне Синайской, детей же у них не было; и остались священниками Елеазар и Ифамар при Аароне, отце своем.  И сказал Господь Моисею, говоря:  приведи колено Левиино, и поставь его пред Аароном священником, чтоб они служили ему;  и пусть они будут на страже за него и на страже за все общество при скинии собрания, чтобы отправлять службы при скинии;  и пусть хранят все вещи скинии собрания, и будут на страже за сынов Израилевых, чтобы отправлять службы при скинии;  отдай левитов Аарону и сынам его [в] [распоряжение]: да будут они отданы ему из сынов Израилевых;  Аарону же и сынам его поручи, чтобы они наблюдали священническую должность свою; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти.» - Чис.3:4-10.
    Да! Всё было чрезвычайно серьёзно и ответственно и в скинии, и позже в храме. И если священник входил в святое святых – в присутствие Бога недостойно, то поражался смертью! Не стоит говорить подробно об особом одеянии священников, но одну деталь мне всё же стоит упомянуть: по подолу ризы пришивались колокольчики: «и сделали позвонки из чистого золота и повесили позвонки между яблоками по подолу верхней ризы кругом; позвонок и яблоко, позвонок и яблоко, по подолу верхней ризы кругом для служения, как повелел Господь Моисею.» - Исх.39:25-26   
    Это было сделано для того, чтобы было слышно, что священник совершает своё служение в святом месте присутствия Божьего и находится в здравии. Требования Бога были столь велики, что Он поражал всякого кто смел войти в Его присутствие в скинии или храме неподготовленным и не очищенным!
Ответственность священника перед Богом была очень серьёзной. Да и ответственность царя перед народом тоже была высокой. Любая ошибка царя могла привести к разделению царства, заговора или даже свержения неугодного правителя (читайте книги Царств).
     Только жертва Иисуса Христа на кресте Голгофы смогла заместить и объединить эти две функции: управление народом и поклонением Богу. Вспомните, в тот момент, когда Христос произнес: «Совершилось», завеса в храме, отделяющая святое от святое святых, разодралась сверху до низу, открыв к святым предметам свободный доступ: ковчегу завета, сосуду с манной небесной и жезлу Аронову, и нет свидетельств, что Бог поразил кого-нибудь, кто посмел войти в это особое святое место после смерти Христа!
   «Иисус же, возгласив громко, испустил дух. И завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу» - Мар.15:37-38 (Матф.27:51, Лук.23:45)
Да, во Христе мы получили прямой путь и право входить в прямое присутствие Божье, Он перед Богом наш Заступник и Ходатай, ибо продолжает Своё служение в небесах.
Апостол Павел так описывает это: «Но Сей [Первосвященник] получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях.» – Евр.8:6
     И ещё: «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти [Его], бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.» - Евр.9:11-15.
    Другими словами, Христос всё сделал для нас, чтобы мы могли действительно стать «царственным священством» и свободно управлять и своей жизнью, и жить по Духу, и поклоняться Богу в Духе и Истине! Теперь нет нужды, чтобы наши интересы перед Богом представлял какой-либо священник (он ведь тоже человек грешный), мы имеем Великого и совершенного Первосвященника, который называет нас и детьми, и братьями, и сёстрами. Он ожидает от нас выполнения «царского и великого повеления» - возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет!
     Вот только мы часто не хотим стать на столь высокий уровень «царственного священства», при этом часто становясь порой «просто царьками» в какой-либо обстановке.
     За всё конечно нам предстоит отвечать перед Богом, и там в небесах мы увидим друг друга в истинном свете: тот, кто был на земле «просто царём» - потерпит урон, ну а кто был "царственным священством" – получит венец правды.
    Кем тебе стать в вечности, дорогой читатель, решать нужно здесь на земле.
    Да благословит тебя Господь сделать правильный выбор.
    Аминь!

ТВГ, июль 2019 г., г. Барнаул.