Майкл Йорк - Экоцентрическое язычество

Виктор Постников
The Ecological Citizen Vol 3 No 1
1 июля 2019

По мере взросления,  мы начинаем больше ценить и любить наших родителей, но в то же время,  принимаем их как должное.  Когда же наши мамы и папы состарятся, мы начинаем понимать, что они не будут с нами вечно, и наша любовь к ним и уважение становятся глубже.  То же происходит и с человечеством:   постоянно растет осознание хрупкости и старения нашей матери-Земли.  Вероятно,  в этот момент прозрения о надвигающейся смерти нашей планеты,  появление  язычества как сознательно обновленной религии кажется естественным и неизбежным.

  Несмотря на отсутствие универсального определения язычества,  можно указать на ее три парадигматических свойства (York, 2016: 23, 221): 1 почитание природы; 2 упор на реальный (а не вымышленный) мир; 3 телесно-духовное понимание божества.

Другими важными моментами язычества является признание очарования, ценности удовольствия, плюрализм божеств, и трезвая, неантропоцентрическая этика;  однако именно указанные три центральных положения являются важнейшими  и формируют языческое экоцентрическое понимание.  Экологические беды с нашей планетой можно рассматривать как главную причину недоверия традиционным мейнстримовским религиям и заметное желание либо полностью отвергнуть институциональную духовность, либо  – подобно язычеству – признать священным сиюминутное, осязаемое  и всеобщее;  обнять внешнее и внутреннее, себя и других.

Язычество в некотором роде дуалистично – не в картезианском смысле,  но как  признание природного и ему сопутствующего;   то есть,  одновременное признание  эмпирического наблюдения/измерения, и онтологической метафоры и множественного магического опыта. Для многих язычников – современные, традиционные и/или аборигенные размерности играют важную роль в сообщении миру всего, что остается  живым, здоровым и целостным.  Как заметил Патрик Кэрри, “Мы тоже природные существа, вышедшие из Земли” (Curry, 2017). Фактически, то, что мы люди - ‘земляне’ или ‘дети Земли’ –  отражено в терминах «human»  и  «humus», имеющих индоевропейский корень *dhghem,  ‘земля’ (Watkins, 1992: 2101).

Языческая концепция матери-Земли  может быть сравнена с  экоцентрической концепцией Альдо Леопольда – как сообщества взаимозависимых частей, включающих “почву,  воду, растения, и животных, или коллективно «всю землю» (Leopold, 1970: 239).  Без центральной институциированной власти, присваивающей легитимность или идентичность,  язычник на Западе в настоящее время это тот, кто провозглашает себя  достаточным существом.  Соответственно, среди язычников наблюдается  широкое разнообразие –  от тех, кто разделяет платонические или нео-платонические взгляды,  признающие трансцендентное и отрицающие материальное (подобно индуистскому взгляду на эмпирическую реальность как на майю или иллюзию), до  секулярной ‘Темно-зеленой религии’, отвергающей любую сверхъестественность (соответствующую, возможно, атеизму на подобие Ричарда Докинса или Кристофера Хитченса). Но между этими двумя крайностями,  большая часть язычников относят себя к пантеистической духовности,  поклоняется всему божественному и ценят все на свете.

  Языческое поклонение проявляется на местном и глобальном уровнях. В результате главное внимание уделяется непосредственному окружению и всему миру и направляется на объединенную космополитическую планетарную деревню –  на то, что можно было бы назвать ‘naturpolis’.  Истинный naturpolis -  это глобальная деревня, в которой  природный мир ценится сам по себе,  и не рассматривается более как  неограниченный ‘ресурс’  для людей,  и в котором люди не играют исключительную роль и не находятся ‘вне’ природы,  но составляют интегральную и ответственную часть всей природной паутины.  Несмотря на имеющиеся исключения (т.к. не существует универсальной доктрины),  язычники не ищут спасения от физического мира;   напротив, они стараются  включить магическое очарование  в восстановление природного баланса в природе, сопровождаемого глубокой признательностью к жизни -  здесь и сейчас.


Ссылки

Curry P (2017) The ecological citizen: An impulse of life, for life. The Ecological Citizen 1: 5–9.
Leopold A (1970) The land ethic. In: A Sand County Almanac: With essays on conservation from Round River (enlarged edition). Ballantine, New York, NY, USA.
Watkins C (1992) Appendices: Indo-European and the Indo-Europeans; Indo-European roots. The American Heritage Dictionary of the English Language (3rd edition). Houghton Mifflin, Boston, MA, USA.
York M (2016) Pagan Ethics: Paganism as a world religion. Springer, London, UK.

Michael York. Ecocentric paganism. The Ecological Citizen Vol 3. No.1, 39-40.


*  *  *
About the author Michael is Professor Emeritus of Cultural Astronomy and Astrology at Bath Spa University and has authored Pagan Theology: Paganism as a world religion (2003) and Pagan Mysticism: Paganism as a world religion (2019