Где вы, Искатели счастья?

Владимир Бердичевский
                Кое-что об исходе.
После ужасного Кишиневского погрома евреи империи «встали на колеса». Но, не все. Моя бабушка Эстер, проживающая со своим большим семейством в Жашкове,(городок, в черте оседлости) уже имела, как она говорила, Шифкарту, но, в последний момент, заболел отец, бухгалтер сахарного завода, который кормил всю семью, и семья осталась.2 миллиона евреев Российской империи переселились в Сша, Аргентину, Южную Африку, без имущества и денег, голыми руками начинали строить свою жизнь среди чужих народов, с другим укладом жизни и чужим языком. И преуспели. Обогатили своими несравненными талантами и трудолюбием США, ЮАР,страны Латинской Америки. Везде, куда дотянулась еврейская тропа, появились имена изобретателей, ученых , музыкантов и деловых людей.Но остались на Родине, в СССР, еще миллионы евреев, как и мои предки, поверившие в социализм и революцию.
Не преуспели.
Хотя, и след еврейских имен до сих пор лежит на знамени и бывшей российской империи, и на достижениях, которые были, несмотря ни на что,  в СССР.
Но связь времен не прервалась. Евреи СССР, такие, как моя бабушка Эстер, потерявщая в войну своих прекрасных, умных и образованных двух сыновей из трех, помнили о «Голденэ Ланд», куда , все-таки, удалось сбежать нескольким нашим родственникам, которые нашли пути помощи оставшимся на их бывшей родине.
И вот, свершилось.
 Снова евреи бывшей российской империи, как и в начале века, встали на колеса, причем, почти поголовно. Не стало в России, Украине, Белоруссии, Ташкенте, Вильнюсе, Ашхабаде этих продавцов, директоров баз, учителей, врачей, мелких чиновников, крупных ученых , кандидатов и докторов наук, опустели библиотеки и театры, а кое-где, и вообще закрылись. Исчезли, как дым и наваждение, не оставив никакой памяти, кроме могил, общины в маленьких городах бывшей черты оседлости, где когда-то жили евреи, чинили обувь, шили платья и стригли жителей.
Причин поголовного исхода евреев несколько. Не буду перечислять те, которые всем известны. Но, одной из важнейших причин исхода является никем и никогда не оспариваемый факт, что во время войны «евреи проливали кровь в Ташкенте». За отрицание этого «неоспоримого» факта журналистка Мириам Железнова была расстреляна после единственного допроса, а офицер, допустивший ее к архивам, получил 10 лет лагерей.
 Ни одна национальность СССР: ни ненцы, ни бурят-монголы, ни сосланные прибалты, ни финны, ни черкесы и таджики – никто не «проливал свою кровь в Ташкенте.» Только евреи, евреи и евреи.
Мой отец вернулся с Волховского фронта в 1942-м году инвалидом и без наград. В 1941-м и 42-м награждали очень немногих. На День Победы уже после инсульта отец надел единственную медаль «За Победу над Германией» и вышел на улицу. Вернулся печальный. Какой-то подонок сказал ему:
-Где ты взял эту медаль? Ты же кровь проливал в Ташкенте!
А национальная гордость – есть в душе каждого народа, и оскорбление национального достоинства  это – как изнасилование, не забудешь никогда.
Биробиджан – «гордость ленинско-сталинской национальной политики». Это я слышал много лет подряд.Фильм «Искатели счастья» режиссера Корж-Саблина, музыка Дунаевского произведший фуррор.  Кто из жителей СССР не может воспроизвести мелодию из этого фильма, которую исполняли все гармонисты Союза на танцах?
Какая же это мелодия? - спросите Вы. Отвечаю: «Еврейская молодежная».
Да Вы что! Не может быть!
 Отвечаю:
 Может!
 Народное название: «У рыбалки, у реки»
(кто-то стырил, сапоги,
'Я не тырил, я не брал,
Я на шухаре стоял»). Вспомнили?
(Прошу прощения у читателей за столь одиозный текст.)
А где сегодня евреи Биробиджана? Любой без труда ответит:
-В Израиле!» И будет прав.
Был я в Израиле на ежегодном слете биробиджанцев в городе Маалот, где их много.Они везде, даже в Кнессете заседает бывший биробиджанец Костя Разгонов, чемпион Европы по дзюдо.
Меня, как уроженца Биробиджана, прожившего там 28 лет, часто спрашивают о количестве оставшихся там евреев.Ответ я знаю, хотя перепись не проводил. Сегодня ЕАО –самая малонаселенная единица России, уступает по плотности населения на кв. километр лишь Чукотке и Камчатке. Это – по официальной статистике.
 Есть на Транссибе полустанок Лондоко, входит в Еврейскую область территориально. Я когда-то там отдыхал в пионерском лагере, переоборудованном из места содержания японских военнопленных после Победы.Тогда в Лондоко было много жителей, видел даже сосланных туда узбеков в полосатых халатах.
Лондоко-поселок стоит  на берегу Биры в месте впадения в нее речки Каменушки. Сюда приехали в 30-х годах евреи-переселенцы, надеясь на хорошую жизнь. Был построен известковый завод. Помню, что все годы собирались построить воздушный переход через железнодорожную колею, так как поселок располагался по разные стороны от колеи, и гибли люди. Не построили. 
 Сегодня в Лондоко проживает 150 человек. Евреев среди них нет.
ядом с Лондоко находится железнодорожная станция Известковая, от которой отходит ветка на курорт Кульдур и горный поселок Чегдомын, где добывают руду. Поэтому решили сломать старое 50-ти летнее, единственное на Транссибе деревянное здание вокзала и построить новое, современное. Финансировать будет не местная власть ,а Министерство путей сообщения. Стыдно перед китайцами. Смотрел и слушал по интернету гордые речи строителей. Начальник сказал: -Изюминка: рядом с названием станции на русском языке, будет написано это же название на языке ИДИШ! Думаю, из 2000 жителей Известковой не найдете ни одного еврея.
Так сколько же евреев в ЕАО?
Могу сказать с уверенностью: на 170 тысяч жителей области найдется не больше 1200 евреев, почти все живут в городе на Бире. А может, и меньше. Община есть, синагога есть, раввин есть, миньян (10 мужчин) лишь по праздникам, и то, не всегда. Много это или мало? Смотря с чем сравнивать. Например, в Португалии, где до изгнания евреев в 15-м веке почти половину населения составляли евреи,250 тысяч, сегодня проживает ,примерно, одна тысяча  евреев.  Меньше, чем в Биробиджане, где их никогда не было больше 12 тысяч. Почему упразднили Чукотский, Эвенкийский, Корякский национальные округа, автономные области, кроме ЕАО?
Ведь сохранение области, как национальной единицы, стоит немалых денег!  Не о евреях думает российское руководство, не о оставшихся, еще  не покинувших родные места людях. Это понятно каждому.
Политика.
 Хочу поделиться с читателями своими мыслями, мыслями биробиджанца, находящегося на склоне лет. Мне кажется, что такой печальной судьбы, которую имел за годы существования (80 лет) мой родной город и его жители трудно найти в России. Моя семья жила в двухэтажном деревянном доме на 8 квартир по улице Ленина 9 , где проживали 12 семей.Было арестовано и сослано в Тайшетский лагерь  7 жителей нашего дома. Среди них одна женщина – еврейская поэтесса Люба Вассерман.
Были арестованы все руководители города. Они менялись и снова арестовывались.
Конечно, народ выживал, хотя и трудно. Из восьми квартир нашего деревянного без  воды и отопления дома вышли в жизнь  семь  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ!  музыкантов, еще трое играли на скрипке, но смогли поступить в сельскохозяйственный институт г. Благовещенск-на- Амуре.
Почему так много музыкантов? Да потому, что в музыкальных заведениях не исследовали родословную, а смотрели на талант поступающего.
И этот шанс был использован.
Сегодня не евреи, а китайцы строят новый Биробиджан, начав разрабатывать Кимканскую железную руду, найденную в селе Кимкан более 100 лет назад. Уже работают 1500 рабочих, строят и мост через Амур, и руда прямиком пойдет в Китай, независимо от того – есть евреи в Биробиджане или исчезли полностью.
А город этот мой, я его люблю, с его дождями, комарами, холодами и коротким летом, с его Сопкой и красавицей Бирой. Он в моих мыслях и мечтах был, есть и будет до самого моего последнего дня, который пока еще скрывается за строгим силуэтом сопки Тихонькая, которую видно из любой точки родного города.
vova1937@sbcglobal.net