Тбилиси - флаг, а Мцхета - знамя...

Аркадий Кузнецов 2
 Гербы городов Грузии


    В Грузии, где государственные образования и города, лежащие на путях между Западом и Востоком, существуют с глубокой древности, долгое время знаки городов не отделялись от царских и княжеских реликвий в различных областях. Так, символом Мцхеты и Тбилиси - центров Восточной Грузии можно считать власяницу Христову - реликвию из собора Светицховели, изображение которой входило в символику Картлийского царства. Далее был период утверждения городских гербов в Российской империи в XIX веке, слабое геральдическое возрождение в последние советские десятилетия и современный период - утверждение новых гербов почти для всех городов Грузии в 2000-ые-2010-ые годы.
    Тбилиси - столица Восточно-Грузинского(Картли-Кахетинского) царства в 1801 г. была включена в состав владений Российской империи, как центр Грузинской губернии, официально называясь Тифлис. В 1840 г. город стал центром образованной Грузино-Имеретинской губернии. Официально впервые его герб был утверждён в 1843 г. Описание герба:"Щит разделен на две половины: в верхней половине щита, в золотом поле, часть герба Грузино-Имеретинской губернии; в нижней, в серебряном поле изображен Меркуриев жезл, в знак обширной торговли". Здесь собственно Тифлис обозначал лишь жезл Меркурия - губернские символы изображали святого Георгия - покровителя Грузии, Чёрное море и гору Арарат с ковчегом, что относилось уже к Армении.
    В 1858 г. появился проект герба образованной в 1846 году Тифлисской губернии с одним кадуцеем - жезлом Меркурия в щите. Новый проект герба появился после 1858 г.:"Золотой щит разделен черным крестом, обремененным 2 серебряными отрезанными руками, держащими золотой русский трехлистный крест, стоящий на серебряном опрокинутом полумесяце, в углах щита 4 оторванные червленые львиные головы с черными глазами и языками". Щит должна была венчать Грузинская корона. Герб этот был утверждён уже в виде губернского в 1878 г.
    Существовал другой проект герба Тифлиса, вероятно, конца XIX века, скорее выглядевший как герб Тифлисской губернии - изображение собора  Светицховели в Мцхете и креста святой Нино из виноградной лозы - реликвии, хранившейся веками в Светицховели, в 1749 г. привезённой в Россию и с 1802 г. возвращённой в Грузию, в собор Сиони в Тбилиси, где находится до сих пор.
    В советское время до 1988 г. герб Тбилиси не принимался официально.
    Заслуживает внимания проект герба Тбилиси конца 1970-ых или начала 1980-ых годов, лишённый идеологических символов. В круглом щите в центре десятиконечной звезды, отображающей 10 районов города, изображался монумент "Мать-Картли" на вершине холма Сололаки (1958 г., автор - Элгуджа Амашукели). Но этот вариант был лишь промежуточным в поиске лучшего решения эмблемы Тбилиси.
    Современный герб Тбилиси разработан в 1988 году. Автор - Эмир Бурджанадзе.
    Современная эмблема города Тбилиси утверждена Резолюцией городской власти №15-1 от 8 июня 2005 года. Эмблема представляет собой т.н. "грузинский щит" с округлыми буквами, в центре литера "Т" грузинского алфавита, одна часть которой выполнена в виде сокола, а другая - в виде фазана, что напоминает о легенде, по которой город основан в месте, где царь подстрелил фазана, а тот, упав в горячий источник, тут же сварился.
    Вдоль верхнего края расположены семь маленьких семиконечных звезд, выстроенных в полумесяц. Промежуточная дубовая веточка символизирует прочность и долговечность и создает крестовидную перегородку внизу щита, которая укрывает название Тбилиси, написанное в исторических грузинских шрифтах — асомтаврули и нусхури. Он опирается на волну, символизирующую реку Мтквари, на которой расположен город.
(По материалам сайта правительства Тбилиси)
    Название Тбилиси означает "Тёплый город".
    По другим вариантам легенды, фазан, упавший в горящий источник, вновь взлетел. Также вместо фазана иногда рассказывают об олене...
    Крепость у источника, как считается, существовала уже к 365 году. В 458 году царь Вахтанг Горгасал(Горгасали)расширил её и превратил в свою новую резиденцию. Окончательно Тбилиси стал столицей царства Иверия (Картли) при сыне Вахтанга I - Дачи.

Булат Окуджава

Вахтанг Горгасал
Из Отара Мампория

Хищный зверь под стрелой твоей бился и корчился.
Вековечная тьма подступила к глазам.
Загорелась звезда. День охотничий кончился.
И тогда из кустов появился фазан.

О, как ярко горело его оперение!
Но запела стрела - погасила костер...
И тогда, словно в первую ночь сотворения,
"Да возникнет Тбилиси!" - ты руку простер.

А потом красота тебя сладко замучила,
стал ты верным слугой этой щедрой земли.
И Кура потекла по тбилисским излучинам.
И леса на покатые склоны легли.

Стал ты стражем. И меч твой сжимал ты без устали.
И надежна стрела голубая была...
А потом подкатилось прощание грустное,
и земля в свое сердце тебя приняла.

Перья птиц облетели осенними листьями.
Стрелы тонкие пали в предутренний дым...
Но остался Тбилиси фазаном неистовым.
И Мтацминда, как ты, встала гордо над ним.

1988

Сказание о рождении Тбилиси
Из Хута Берулава
1

...Да, стрела Горгасала под Мцхетой фазана подранила.
Было давнее утро, почти позабытое, раннее.
Лес дремучий шумел, непонятные травы цвели,
и горячий источник, как кровь, клокотал из земли.

И подбитый фазан у источника этого корчился,
он из сил уже выбился, выдохся, он почти уже кончился.
Он не видел уже ни земли под собой, ни небес над собой...
Но его окропили горячей водой голубой.

И тогда вдруг взметнулись широкие крылья фазаньи.
Слуги царские вскрикнули странными голосами: -
Эту воду бессмертия, боже, навеки храни!.. -
И со страхом четырежды перекрестились они.

Встал Вахтанг Горгасал и сказал свое властное, царское:
- Не пристало дела мне решать суетливо и наскоро.
Но я вижу, что Мцхета отныне должна уступить:
быть Тбилиси столицею, новой столицею быть.

В этой маленькой крепости наша надежда таится:
здесь горячие воды бессмертья изволили литься...
Сел в седло государь. Добрый конь закусил удила
и помчался к той маленькой крепости, словно стрела.

   Семиконечная звезда - символ, характерный для Грузии. Число семь можно понимать и как "семь планет" (Солнце, Луна и пять видимых планет), и как семь исторических частей Грузии. Почитание небесных святил значимо в поэтической традиции - достаточно прочитать обращение Автандила к семи светилам в поэме Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре".

   В 2000-ые годы предлагался альтернативный, "геральдичный" проект герба Тбилиси, основанный на гербе второй половины XIX века, с отличием - крест серебряный и грузинский, отсутствуют держащие его руки и полумесяц. Герб венчает Грузинская корона, щитодержатели - коронованные красный лев и серебряный орёл. Этот вариант не получил поддержки.

   Обратим внимание на систему наверший современных гербов городов Грузии, разработанную в стране.
   "Грузинскими геральдистами создана система рановых корон:
золотая корона с четырьмя башнями - герб Кутаиси, древней столицы Грузии;
золотая корона с тремя башнями - гербы столиц автономий;
серебряная корона с тремя башнями - гербы муниципалитетов, центрами которых являются города, а также гербы самоуправляемых городов;
серебряная корона с одной башней - гербы cамоуправлений, центрами которых являются села." (с сайта "Геральдикум").

    Тбилиси – флаг, а Мцхета – знамя,
    Под коим шествуют века
    В венке из лоз и лавра к далям,
    Где мчит в бессмертье быль, Кура...
   Мцхета - историческая столица Восточной Грузии (Картлийского царства). Её герб был утверждён совсем недавно - в 2013 году, но все его символы имеют многовековую историю.
   В четырёхчастном гербе - хитон Господень, хранящийся в соборе Светицховели около тысячи лет; эмблема картлийских царей - гора, пронзённая двумя стрелами Иверская царская корона и знак слияния рек Куры и Арагви.
     Немного лет тому назад,
     Там, где, сливаяся, шумят,
     Обнявшись, будто две сестры,
     Струи Арагвы и Куры,
     Был монастырь. Из-за горы
     И нынче видит пешеход
     Столбы обрушенных ворот,
     И башни, и церковный свод...
   Это - начало поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри" с описанием древней Мцхеты...
   А что это за рука, держащая треугольник? Знаменитый в Грузии роман Константина Гамсахурдия "Десница великого мастера" отражает легенду о создании одной из главных святынь страны - храма Светицховели, построенного в XI веке. "Главным зодчим храма был Арсукидзе, который происходил из бедной семьи. По окончании строительства оказалось, что построенный им шедевр значительно превосходит творения его учителя. Тогда оскорбленный учитель оклеветал ученика, и мастеру отрубили руку. По другой версии, руку Арсукидзе отсекли по приказу царя, чтобы никогда не смог он построить ничего подобного Светицховели. Легенду подтверждает факт того, что над одной из арок фасада собора помещен рельеф с изображением руки, держащей угольник. Надпись под рельефом гласит: «Рука раба Божьего Арсукидзе. Помяните». (с сайта "Странствия ёжиков").
   Ещё один город восточной Грузии - Болниси в 2007 году получил в герб Болнисский крест - равнобедренный из сегментов круга, серебряный внутри серебряного же кольца, в красном щите. Такой крест, характерный для Грузии, впервые появился в древнем Болниси, в конце V века при Вахтанге Горгасале на фасаде храма Сиони. Подобные кресты в наши дни - отличительный знак Грузии, они - часть государственного флага. В настоящее время колонна с крестом стоит на въезде в город.
   А ещё Болнисский Сион - первый памятник грузинской письменности, здесь в 493-494 г.г. выполнены надписи письмом асомтаврули. Это тоже отражено в гербе - название города на ленте написано именно в стиле такого письма.

   Как говорят в Грузии, Кахетия и вино неразделимы, как стихи и музыка в песне. В окрестностях Телави - исторической царской столицы Кахетии - выращивают сорта знаменитого винограда цинандали, посещение виноделен обязательно для всех, кто сюда приезжает. И, конечно, в гербе города почётное место занял виноград. Вот описание герба 1843 г.: "В зеленом поле виноградная кисть с листьями, в знак изобилия виноградных садов и обширности виноделия." В 1876 г. герб был уточнён:"В серебряном щите 2 виноградные кисти в столб, сопровождаемые по бокам 2 зелеными виноградными листьями." В последние годы утверждался герб Телави, где виноград занимал одно из полей; затем его вынесли в обрамление щита. Кроме этого, в гербе - крылатый сказочный конь Мерани и крепость с короной над ней - символы Кахетинского царства. А в отдельном гербе муниципалитета, кроме виноградных гроздей и листьев - традиционный сосуд для вина и лента реки Алазани.
   Символом крупнейшего города в окрестностях Тбилиси - Рустави до 2000-ых годов предлагался металлический крылатый конь, символизировавший важнейший для города металлургический комбинат. В 2009 году утверждён герб с другой символикой: трёхарочный мост и волнистые линии, "говорящие" название города - "начало оросительного канала". Щит - бело-красных цветов, традиционных для Восточной Грузии.
   О знаменитой царице Тамаре напоминает современный герб Дедоплис-Цкаро в Кахетии. Стяг со знаком Тамары поднимается над крепостью Хорнабуджи(возникла в V веке) в синем поле, в красном поле изображён родник и чаша (название города означает "родник царицы"). "Замок господствовал над всей Алазанской долиной и представлял одно из грандиознейших сооружений в целой Кахетии. Некогда он служил любимым местопребыванием Тамары, которая подолгу жила здесь летом и в знойные дни заставляла лезгин привозить ей лед с самых вершин снегового Кавказа» - писал  в XIX веке генерал, военный историк Василий Потто. Интересно, что в Хорнабуджи побывал М.Ю.Лермонтов. Замок восстановлен в 2009 г.
    Сноп в другом красном поле и голова быка в серебряном - символы земледелия и скотоводства.
    Красная печать Тамары в белом поле изображена также в гербе Лагодехи(2009 г., 2017 г. - с уточнениями). В зелёном поле олень, отображающий заповедник "Лагодехи".
    Город Марнеули - геральдический "побратим" соседнего азербайджанского Казаха - в обоих гербах изображён Красный мост через реку Храми на границе двух стран. Здесь, в гербе, утверждённом в 2009 г., арочный мост - красный в серебряном поле. Выше - Болнисский крест, символ Грузии, предела её территории. Три золотых льва в красном верхнем поле над полукругами, обозначающими горы, символизируют посёлок Ломбатога, давший с XII века  начало поселению, мужество, мощь, благородство жителей.
    Герб(2009 г.) древнего Каспи в Картли, название которого производят от племени каспиев, подчёркивает его глубокую историю: в красном поле - крест Нино и золотой грифон, воспроизводящий рельеф находящегося неподалёку от города собора Самтависи, возведённого в 1030 году Илларионом Самтавнели, знаменитого своим декоративным оформлением.

    Ещё к концу XIX века относятся первые гербы городов в северной части Грузии, прилегающей к Большому Кавказскому хребту. В 1875 г. составлен герб Душети вблизи Военно-Грузинской дороги:"Серебряный щит разделен черным стропилом, сопровождаемым по бокам двумя зелеными вырванными соснами, в оконечности щита таковым же ореховым листом. В вольной части герб Тифлисской губернии ". В следующем, 1876 г. появился герб Сигнахи на северо-востоке Кахетии:"Зеленый щит разделен золотым острием, обремененным черным лемехом. В вольной части герб Тифлисской губернии". Был и проект с другим символом - кувшином для вина.
    Жили-были два кувшина,
    Вай-вай!
    Высотою два аршина,
    Вай-вай!
    Молоко в одном держали,
    Вай-вай!
    А в другом вино “Гурджаани”,
    Вай!
       (Народная песня. Русский текст Михаила Танича)
    Окончательный вид современного герба Сигнахи (2011г.): "Герб муниципалитета Сигнахи - щит четверочастный, в первом лазуревом поле крест Св.Нино, увитый виноградной ветвью с листьями и плодами; во втором красном поле золотой пегас; в третьем червленом поле золотой винный кувшин; в четвертом лазуревом поле золотая крепостная башня под золотым же ключом. Щит увенчан трехбашенной стенчатой короной." Крылатый конь - символ Кахетии, крепость Сигнахи с 28 башнями - основной исторический памятник. Ключ - знак гостеприимства, ведь город - крупный туристический центр, куда едут люди, в частности, представить разыгравшуюся здесь историю любви Нико Пиросмани, благодаря чему Сигнахи стал "городом влюблённых".
    А современный герб Душети - щит с красным и чёрным полем, в которых отображены символы горной Пшав-Хевсуретии, страны воинов - орнамент с Болнисскими крестами, кольчуга со шлемом, меч и щит.
    Вот описание герба Гори 1843 г.:"В верхней половине щита, в золотом поле, часть герба Грузино-Имеретинского; в нижней, в голубом поле, древняя разрушающаяся башня, освещенная восходящим солнцем, в знак того, что под управлением Русским, народ не имеет надобности в древних башнях, рассеянных в уезде. По сторонам по снопу пшеницы, в знак изобилия хлеба". В варианте 1876 г. герб выглядел так:"В золотом щите червленая зубчатая башня в развалинах, на щите лазурный пояс, обремененный 3 золотыми колосьями". Был и вариант с чёрным полем с символическим изображением крепости Горис-цихе со стеной и тремя башнями.
    Первый вариант современного герба (2010 г.):"В четвертях щита изображены: крест над горой, три открытых книги (в память о писателе Якобе Гогебашвили), три снопа пшеницы, крепость". В белом разделяющем поле - красный крест - часть исторического знамени Давида Строителя, основателя города. В дальнейшем, в 2016-17 г.г. составлены два варианта герба: в одном остались разделительный крест, книга и сноп и добавились гора, пронзённая стрелами(символ Картли)и три листа; во втором - стена крепости, ключ, три скалы-гораки в городе, от которых произошло название, и изображение впадения в Куру реки Большая Лиахви.

    Описание первого герба Кутаиса 1843 года: "В верхней половине щита, в золотом поле, часть герба Грузино-Имеретинского; в нижней, в серебряном поле, две извивающиеся голубые полосы, из которых одна впадает в другую, над ними оливковая ветвь, означая реки Рион и Квирилу и растущие в уезде оливковые деревья".
    Подлинный символ Кутаиси попал в герб города в 1870 году, когда была учреждена Кутаисская губерния. "В зеленом щите золотое руно, повешенное на ленте цветов Российской Империи. Щит увенчан золотою башенною, о трех зубцах короною, и окружен двумя виноградными лозами, соединенными Александровскою лентою". Золотое руно, добытое легендарными аргонавтами, мифы помещают именно на берега Риони, древнего Фасиса, в Колхиду. Миф не простая фантазия: в Колхиде в те времена намывали с помощью шкуры барана золотой песок; золотые изделия нашли в древнейших Триалетских курганах. О здешнем золоте знали далеко в древнем мире. Недаром Колхиду называли Эйя - страна солнца, и грозный царь Эет, проигравший Ясону борьбу за руно, назывался сыном бога Солнца Гелиоса.
    Древней Парижа,  Лондона, Мадрида
    Красивым мифом ставшая давно,
    Была здесь  легендарная Колхида,
    Хранившая волшебное руно.
                (Владимир Гусев)
    Зелёный цвет щита - традиционный цвет Имеретии.
    В 2009 году руно, приносящее удачу, вновь официально закрепилось в гербе Кутаиси вместе с изображением корабля "Арго".

    В конце XIX века впервые составлялись гербы, официально не утверждённые, для уездных городов Кутаисской губернии - Квирилы(Зестафони), Зугдиди, Сенаки. В Зестафони в серебряном щите изобразили слияние рек Риони и Квирила и ветви и плоды издавна выращиваемого здесь винограда; в Зугдиди - в лазоревом щите дворец мегрельских князей Дадиани, початок кукурузы, тутовый лист и коконы - символы шелководства, процветавшего здесь в те времена; в Сенаки - также початок кукурузы, гусеница шелкопряда и виноградная кисть.
    Современные гербы этих городов более выразительны. Символ Зестафони - соединение белых полос-рек в зелёном щите и внутренний красный щит с изображением близлежащей Шорапанской крепости. В варианте 2011 г. герб Зугдиди выглядел так: старинный символ князей Мегрелии - золотой крест, рассекающий поля: плащаница Богоматери, золотое руно, волны моря и белый конь, вставший на дыбы. В варианте 2017 г. это - крест с четырьмя бизантами, белая крепостная стена с зубцами, вороной конь и синяя волнистая полоса реки Ингури.  Герб Сенаки представляет собой три поля: белое с Болнисским крестом, и зубчатые зелёное и синее, в которых изображён фазан и волны реки Риони(Фазис, давший имя птице - пернатому символу Грузии).
    Во середине XIX в. (до 1856 г.) был составлен проект герба города Они:"В лазоревом щите золотой тур на серебряной скале". Тот же горный козёл(козлотур) - главная фигура герба, составленного в 1987 г. студентом Малхазом Джапаридзе. Козлотур стоит на горной вершине в лучах восходящего солнца, над стилизованным видом города. Во внешнем круге эмблемы - 12-конечная голубая звезда. Иначе выгладит современный герб(2008 г.):"В лазуревом поле над серебряным трехгорьем золотая голова барана под золотым же болнисским крестом. Крест символизирует церковь Св.Георга и христианскую веру жителей. Золотая голова барана повторяет археологическую находку, найденную при раскопках в Брили (на территории муниципалитета Они) и датируемую ориентировочно 11-8 веками до нашей эры. Трехгорье символизирует Кавказские горы. Лазурь и серебро символизируют достоинство, силу и благородство жителей Они."
    Символ Поти, древнего Фазиса(Фазиси), города в устье реки Риони, известен ещё по итальянскому портолану 1320-21 г.г. - это синий Болнисский крест на золотом знамени. Ныне это - часть флага города. Впервые герб Поти был составлен в 1858 г.:"В серебряном поле лазуревый волнистый пояс, под которым червленая башня с открытыми воротами. В вольной части щита герб Кутаисской губернии". Башня изображает постройку 1578 г. - башню турецкой крепости Кале-Фиш, синий волнистый пояс - реку Риони. Золотое руно в гербе Кутаисской губернии с 1870 года напоминало здесь о том, что именно сюда приплыли аргонавты по Чёрному морю. Якоря, поддерживавшие герб, обозначали Поти как порт.
    В конце советского периода предлагалось сделать символами города парусник, якорь и рыбу - знаки любого приморского города. В 2005 году, утверждая новый герб Поти, выбрали другой вариант - в основном возродить старые символы, золотую башню в красном поле, на которой - щит с золотым руном, и якоря в обрамлении. Волнистое лазоревое поле теперь находится в нижней части щита, так как означает и Риони, и море.

    В 1843 г. был утверждён первый герб Озургети - исторической столицы Гурии."В верхней половине щита, в золотом поле, часть герба Грузино-Имеретинского; в нижней, в серебряном поле, плуг и оливковая ветвь, обвитая виноградною лозою с кистями, в знак чрезвычайной растительности природы". Впоследствии оливковое дерево и виноградная лоза оставались символами Озургет в различных вариантах герба второй половины XIX в. В первые постсоветские годы появился проект герба города, вернувшего историческое название(в советское время Озургети назывался Махарадзе - в честь деятеля партии большевиков). Как символы были предложены в центре щита изображение местного храма, а по сторонам - виноградная кисть,ветвь оливы, чайный лист, ветка с мандаринами и якорь, обозначающий реку Натанеби и близкое море. Следующий вариант герба показывал холмы, чёрные волны, льва - символ княжеской династии и крест с именем Тамары - реликвию, возвращённую монастырю святого Георгия в Ачи близ города. Наконец, в варианте 2017 г. показаны традиционные символы - олива и лоза, а также крест Ачи и волны.
    Конец ХХ - начало XXI в.в. ознаменовались в геральдике разных стран, кроме всего прочего, повышенным вниманием к доисторическому прошлому региона. В этом смысле подстать гербам Котласского района, двух районов в Сибири, герба Саки в Крыму оказался новый герб Цхалтубо (2010 г.). Помимо изображения крепости со старинной хоругвью и дважды повторённого минерального источника, героем герба оказался динозавр - в окрестностях города в заповеднике Сатаплиа есть карстовые пещеры, где открыты следы динозавров.
    Один из самых известных городов Гурии - Ланчхути, благодаря футбольному клубу "Гурия", когда-то добиравшемуся до высшей лиги первенства СССР. Ещё в те времена эмблемой клуба и города считался олень. И в современном гербе мы видим голову оленя и звезду, а также волны реки Супса и три холма. Но особенно бросаются в глаза две руки с мячом, напоминающим регбийный. В  Ланчхути и селе Шухути с давних времён существует обычай пасхальной игры в лело бурти, для которой делается одноразовый мяч, зарываемый после игры на кладбище. Игра, похожая на регби, в Грузии в наши дни объявлена нематериальным памятником культуры.
Кто здесь луком отличится? Или в мяч со мной сразится?
Автандил едва сравнится, ибо я его учил.
Так говорит об этой игре в поэме Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре" царь Ростеван.
Вот почему Ланчхути - "город мяча"; кстати, традиции лело позволили выделиться Грузии и в регби.
    Герб Чиатуры напоминает об исторических памятниках(крепость на скале в синем поле), месторождении марганца (три вагонетки в чёрном поле). В зелёном имеретинском поле - золотой Болнисский крест.
    Ряд новых гербов грузинских городов - "говорящие": Самтредиа ("голубиное гнездо") получил в 2008 г. герб с летящим голубем - посланцем Божьим  в голубом небе над зелёной долиной Колхиды (также цвет Имеретии). Герб Ниноцминда - города в Джавахетии, названного в 1991 г. в честь святой Нино, представляет собой изображение креста Нино и виноградных лоз в царственном пурпурном поле.
    Старейший из утверждённых городских гербов в Самцхе-Джавахети - герб Ахалцихе(1843 г.):В верхней половине щита, в золотом поле, часть герба Грузино-Имеретинского; в нижней, в красном поле, старая крепостная стена, возле которой, с правой стороны, изображен пасущийся бык, а с левой - рог изобилия, означая обилие пастбищ и земных произведений". А в 1867 г. составлен герб Ахалкалаки:"В золотом щите на черной горе червленая зубчатая крепость с круглой зубчатой башней в середине". Крепость XVI-XVIII в.в. сохранилась и в современном гербе Ахалцихе (2010 г.),перед зелёной зубчатой стеной лежит золотой лев - местный княжеский символ. В верхнем белом поле - красные два Болнисских креста и меч. Герб Ахалкалаки, принятый в том же году, имеет изображения трёх вершин зелёной горы Мец-Абул в белом поле, снопа - в красном, волнистой ленты реки Паравани - в синем.
    Конечно, самый известный из городов в Самцхе-Джавахети - минералогический курорт Боржоми. Первый его герб был составлен на позднее 1980-ых годов. В поле, разделённом на четыре части, были изображены источник минеральной воды, лыжник-прыгун с трамплина, напоминавший о близости центра зимнего спорта - Бакуриани, олень - символ Боржомского заповедника, красующийся на этикетках бутылок боржоми, и ель лесов, покрывающих окрестные горы. Через щит проходил компас - символ туризма.
"Предание гласит о том, что давным-давно в горных окрестностях неподалеку от долины Боржоми во время охоты подстрелили молодого оленя. Раненое животное стремглав понеслось прочь от людей и кинулось в источник с водой. Спустя пару минут олень выпрыгнул оттуда совершенно здоровый и скрылся от преследователей. Так впервые была обнаружена эта уникальная минеральная вода, а грациозное и благородное животное стало символом «Боржоми»(с сайта "Borjomi").
Новый герб, принятый в 2009 г., сохранил ту же символику, сделав её более геральдичней - так, три бело-зелёные горы с елями теперь означают окрестности, важные для туристов зимой и летом. В других полях - красном и лазоревом - остались олень и минеральный источник.

 После образования Батумской области в составе Российской империи был утверждён её герб (1881 г.), считавшийся и гербом Батума:
"Щит пересечен волнообразно, червленью и серебром, с тремя золотыми византийскими монетами, 2 и 1, в верхней половине."
Византийские монеты в гербе Батуми означают древность и богатство города.
Конкурс на новый герб Батуми был объявлен в 2007 г., герб утверждён в 2009 г.
Внешний щит с диагональными белыми и синими полосами - цветов современного флага Аджарии. Белый цвет символизирует чистоту помыслов, синий - Чёрное море. Щит держат два якоря.
То же значение - у белых и синих полос в гербе Кобулети(2011 г.) в двух полях разделённого на четыре части щита. В других двух частях в зелёном поле изображены мост XIX века через реку Кинтриши в Кинтришском заповеднике и византийская крепость Петра вблизи города (условное изображение). В центральном же красном малом щите изображён олень под звездой - символ заповедной природы района Кобулети.

                -----

  Республики Абхазия и Южная Осетия - самопровозглашённые государственные образования, ранее бывшие частью Грузинской ССР и считающиеся по грузинскому законодательству частью Грузии. В настоящее время их независимость из стран Евразии признаёт лишь Россия. У большей части городов Абхазии и Южной Осетии также существуют современные гербы.
  Столица Абхазии - Сухуми(Сухум) на протяжении более чем двухтысячелетней истории сменил пять эмблем. Точнее, их шесть, но всё по порядку. С VI века до н.э. на месте современного города известна греческая колония Диоскуриада. На её монетах изображались скипетр, рог изобилия, но чаще всего - шапки братьев Диоскуров, близнецов Кастора и Полидевка, в виде половинок яйца, увенчанные восьмилучевыми звёздами. По легенде, именно братья Диоскуры основали здесь первое поселение во времена похода аргонавтов. В XV веке известна знамённая эмблема Цхуми - столицы княжества: в белом поле - красные кресты и во втором поле - диагональные белые и зелёные полосы. Первая часть ныне - символ Грузии, вторая - символ Абхазии.
  Крепость Сухум-Кале, существовавшая при османском господстве в Абхазии, в Российской империи с 1847 г. стала городом Сухум. В 1875 г. был составлен проект его герба:"В лазуревом щите золотой прерванный столб, сопровождаемый двумя серебряными рябчиками с червлеными глазами, клювами и языками, один во главе щита, другой - внизу. В вольной части - герб Кубанской области. Щит увенчан червлёной башенной короной о трёх зубцах; за щитом положены накрест два золотых якоря, соединенные Александровскою лентою". Не очень ясно, использовался ли как-то этот герб, да и есть сомнения специалистов, для Сухума ли он был составлен(Абхазия не относилась к Кубанской области).
  В конце советского времени существовала гербоподобная эмблема Сухуми - столицы Абхазской АССР. Её частями были изображение колоннады входа в Сухумский ботанический сад, легендарный корабль "Арго" с золотым руном на волнах и ветвь олеандра над морем; в центре - компас.
  Современный герб, используемый в Абхазии(1998 г., автор - художник Тимур Кайтан): два поля с белыми и зелёными полосами(белый цвет означает святость, зелёный - молодость), в красном поле(цвет солнца и жизни) - золотая фигура всадника(святого Евстафия, житие которого связано с древней Апсилией, без нимба, т.к. край - многоконфессиональный), в синем - древние шапки Диоскуров. Есть версия герба Сухуми, принятая в Тбилиси: те же два поля с полосами и синее - с шапками, лишь всадник в красном поле - это Георгий Победоносец. Но в принципе оба герба - почти одинаковы...
  В советское время была попытка составить гербы для ряда городов Абхазии с одинаковым национальным орнаментом вверху. В наши дни почти во всех гербах городов Абхазии встречаются белые и зелёные полосы. В Гудауте они дополняются полями с традиционным рогом и ветвью лавра, в Гагре - рукопожатием, при этом в четырёх окружающих голубых и белых полях изображены восьмиконечная звезда, колоннада, волны моря и горы. В гербе города Гали(Гал)голубое небо и полосы дополнены сложной композицией:"восходящее солнце символизирует самый восточный район Абхазии, а голубой фон является символом мирного неба. Верхняя лента символизирует цвета национального флага. А посередине — герб царского рода Чачба и владетеля Самурзакана — Мурзакана Чачба. На нижней части герба в виде золотого всадника в белом башлыке изображен Тлабган Кецба основатель Гала. В правом нижнем углу ореховое дерево как символ жизни и богатства. С дохристианских времен у абхазов ветви орехового дерева считались символом богатства. А обвивающий его на рисунке плющ — символ долголетия".
  Другие принципы легли в основу герба Пицунды (2014 г.). В трёх полях щита изображены: в золотом - Пицундский собор (Х-ХI века) и крест, в красном - местные реликтовые сосны("питиус" - сосна), в синем - "семиконечное Абхазское солнце и волны золотистого цвета на синем фоне. В центре герба – фигуры, олицетворяющие святилища (Аныха): две восьмиконечные звезды, общающиеся друг с другом и два круга, означающие союз неба и земли".

  Современный фигурный герб столицы Южной Осетии Цхинвали(Цхинвал)с тремя горизонтальными полями осетинских цветов - белого, золотого и красного имеер также многообразные символы."В верхней части герба изображены на фоне восходящего солнца три башни. Из лучей солнца сложено название города. Ниже дано изображение одного из современных древнеарийских знаков(??? - так в описании!), олицетворяющих гармонию жизни в виде колеса – символа вечного движения с изображением двенадцатиструнной арфы. Чаша Уацамонга олицетворяет гостеприимство, изобилие, щедрость. Внизу изображен ключ города".
  Герб также применяется в городе Квайса. Его символы - олень, вершины гор и восходящее солнце.