СТАЛИН ИЛИ... ЕЛЬЦИН?
-Так кому же можно больше верить в нашей стране: Сталину или Ельцину?!- таким неожиданным вопросом закончился мой урок «словесности» в 11-м классе, на котором мы готовились к сочинению ЕГЭ по русскому языку.
Ученики в старших классах, как правило, уже не хотят читать и пытаются «выезжать» на произведениях художественной литературы «среднего звена». Так у нас возникло обсуждение «Уроков французского» Валентина Распутина.
С учительницей Лидией Михайловной, героиней рассказа, с её Человечностью, Добротой, Щедростью, Отзывчивостью, всё было ясно ещё в 6-7 классах. Какая широкая палитра тем для сочинений! А вот с главным героем возникла заминка. Почему его выделила учительница? Почему мальчика любили старики в селе? Почему говорили матери, что он у неё «умный, смекалистый» и ему надо учиться в городе? Почему обращались к нему за помощью? За что уважали? Чтобы ответить на эти вопросы, пришлось вспомнить текст произведения:
- Но особенно в меня верили, когда дело касалось облигаций. Их за войну у людей скопилось много, таблицы выигрышей приходили часто, и тогда облигации несли ко мне. Считалось, что у меня счастливый глаз. Выигрыши и правда случались, чаще всего мелкие, но колхозник в те годы рад был любой копейке, а тут из моих рук сваливалась и совсем нечаянная удача. Радость от нее невольно перепадала и мне. Меня выделяли из деревенской ребятни, даже подкармливали; однажды дядя Илья, в общем-то, скупой, прижимистый старик, выиграв четыреста рублей, сгоряча нагреб мне ведро картошки — под весну это было немалое богатство.
И все потому же, что я разбирался в номерах облигаций, матери говорили:
— Башковитый у тебя парень растет. Ты это… давай учи его. Грамота зря не пропадет…
Вспомнили!!! Наконец-то! Вспомнили, как я объясняла им в 6-м классе слово «облигация», «таблица выигрышей», «номер и серия билета должны сойтись»!
И вдруг разговор об УВАЖЕНИИ к ЛИЧНОСТИ перешёл в иное русло.
Знатоки!!! Они же ещё и обществознание изучают! Вспомнили облигации займа военного времени и развития народного хозяйства первых пятилеток и сравнили с приватизацией 90-х годов ХХ века! Давайте послушаем, о чём они спорили:
-Военные облигации — это долговые ценные бумаги, выпущенные правительством для финансирования военных операций во время Великой Отечественной. Для строительства танков и самолётов! Это сталинское решение!
- … Облигации способствовали накоплению средств для ведения войны. Люди должны были осознать свою причастность к военным действиям. Призывы купить военные облигации -это обращение к совести и патриотизму граждан… Грамотные действия правительства позволили осуществлять новые займы, которые были выигрышными и процентными…
-В 90-е , во время правления Ельцина, у людей тоже «отымали» собственность! Взамен выдали «ваучеры», подобие облигаций - государственные ценные бумаги! Как государство расплатилось с народом?! Никак! Почти 80% населения не получило ни копейки за свою часть бывшей государственной собственности. Миллиардная собственность продана за несчастные миллионы. Средства осели в карманах процветающих олигархов, которые говорят, что народ беден, потому что работает плохо.
…Глашатаи ваучерной кампании А. Чубайс и Т.Гайдар заявляли в СМИ, что каждый может за свою долю собственности страны (ваучер) получить в будущем две автомашины «Волга». Считаю, что это насмешка над народом. Нас просто считают быдлом.
-Мне кажется, государство потеряло доверие граждан, и восстановить его сложно!
-Это примеры двух политик – Сталина, которого ругают за культ личности, и Ельцина, которого возносят в Ельцин-центре. Мы, современная молодёжь, знаем об этих фактах и принимаем их просто к сведению. И продолжаем спокойно жить дальше. И молчать! Десятилетнего мальчика, героя рассказа, уважали старые люди, а нас за что можно уважать?!
-Давайте всё же выясним, кому можно больше верить в нашей стране: Сталину, который вернул народу деньги после войны, или Ельцину, который с Чубайсом и Гайдаром обманул народ и превратил его в лузер ?!
Наш разговор на уроке остался незаконченным. Тему сочинения я не предложила…