Сталин или... Ельцин?!

Котенко Татьяна
СТАЛИН  ИЛИ... ЕЛЬЦИН? 

-Так  кому же можно больше верить в нашей стране: Сталину или  Ельцину?!-  таким неожиданным вопросом закончился  мой урок «словесности» в 11-м классе, на котором мы готовились к  сочинению ЕГЭ  по русскому языку.

Ученики в старших классах, как правило, уже не хотят читать и пытаются «выезжать» на произведениях художественной литературы  «среднего звена».  Так у нас возникло обсуждение «Уроков французского» Валентина Распутина.

    С учительницей Лидией Михайловной, героиней  рассказа,  с её Человечностью, Добротой, Щедростью, Отзывчивостью,  всё было ясно ещё в 6-7 классах. Какая широкая палитра  тем для сочинений!  А вот с главным героем  возникла заминка.  Почему его выделила учительница?  Почему мальчика  любили старики в селе? Почему говорили матери, что он у неё «умный, смекалистый» и ему надо учиться в городе?  Почему обращались к нему за помощью? За что уважали?  Чтобы ответить на эти вопросы, пришлось вспомнить текст произведения:

- Но особенно в меня верили, когда дело касалось облигаций. Их за войну у людей скопилось много, таблицы выигрышей приходили часто, и тогда облигации несли ко мне. Считалось, что у меня счастливый глаз. Выигрыши и правда случались, чаще всего мелкие, но колхозник в те годы рад был любой копейке, а тут из моих рук сваливалась и совсем нечаянная удача. Радость от нее невольно перепадала и мне. Меня выделяли из деревенской ребятни, даже подкармливали; однажды дядя Илья, в общем-то,  скупой, прижимистый старик, выиграв четыреста рублей, сгоряча нагреб мне ведро картошки — под весну это было немалое богатство.
И все потому же, что я разбирался в номерах облигаций, матери говорили:
— Башковитый у тебя парень растет. Ты это… давай учи его. Грамота зря не пропадет…

     Вспомнили!!! Наконец-то! Вспомнили, как я объясняла им в 6-м классе слово «облигация», «таблица выигрышей», «номер и серия билета должны сойтись»!
И вдруг разговор  об УВАЖЕНИИ  к  ЛИЧНОСТИ  перешёл в иное русло.
Знатоки!!! Они же ещё и обществознание изучают!  Вспомнили облигации займа  военного времени  и развития народного хозяйства  первых пятилеток  и сравнили  с приватизацией  90-х годов ХХ века! Давайте послушаем,  о чём  они  спорили:

-Военные облигации — это долговые ценные бумаги, выпущенные правительством  для  финансирования военных операций во время Великой Отечественной. Для строительства танков и самолётов!  Это сталинское решение!
- … Облигации  способствовали  накоплению средств для ведения войны.  Люди должны были   осознать свою причастность к военным действиям. Призывы купить военные облигации  -это  обращение  к совести и патриотизму граждан…  Грамотные  действия правительства  позволили  осуществлять новые займы, которые были выигрышными и процентными…

-В 90-е , во время правления Ельцина, у людей тоже «отымали»  собственность! Взамен  выдали «ваучеры», подобие облигаций  - государственные ценные бумаги!  Как государство расплатилось с народом?! Никак! Почти 80% населения не получило ни копейки за свою часть бывшей государственной собственности. Миллиардная собственность продана за несчастные миллионы. Средства осели в карманах процветающих олигархов, которые говорят, что народ беден, потому что работает  плохо.
…Глашатаи  ваучерной кампании  А. Чубайс и  Т.Гайдар  заявляли  в СМИ,  что каждый может за свою долю собственности страны (ваучер) получить в будущем две автомашины «Волга».  Считаю, что это насмешка над народом. Нас просто считают быдлом.

-Мне кажется, государство потеряло доверие граждан,  и восстановить его сложно!
 -Это примеры двух политик – Сталина, которого ругают за культ личности, и Ельцина, которого возносят в Ельцин-центре. Мы, современная молодёжь,   знаем об этих фактах и принимаем их просто к сведению. И продолжаем спокойно жить дальше. И молчать!  Десятилетнего мальчика, героя рассказа,  уважали старые люди, а  нас за что можно уважать?!

-Давайте всё же выясним,  кому  можно больше верить в нашей стране: Сталину, который  вернул народу деньги после войны,  или  Ельцину, который с   Чубайсом  и Гайдаром  обманул народ и превратил  его в лузер ?!


 Наш разговор на уроке остался незаконченным.  Тему сочинения я не предложила…