Рождённая на стыке веков 48 глава

Баширова Шаира
     Дверь Дашиной квартиры была открыта, собственно, даже приоткрыта. Стало не по себе, подумала, а вдруг... Но когда я вошла и закрыла за собой дверь, повернувшись, я увидела перед собой Дашу. Она была очень взволнована.
     - Ааа... это ты... Я думала Мирза пришёл, - произнесла она разочарованно и ушла в комнату.
     Я заметила, как от напряжения блестели её глаза. Она легла на диван и отвернулась к стене.
     - Даша... ты должна успокоиться, дорогая, ты вся на взводе. Придёт Мирза, испугается, увидев тебя. Нельзя же так, - тронув её за плечо, сказала я.
     Она передёрнула плечом и вдруг сев, посмотрела на меня.
     - Да будь проклято твоё золото! Зачем мы только привезли его? Все беды от него. А если Мирзу не отпустят, что мне делать, а? - выкрикивала Даша.
     Я не обижалась на неё, понимая её состояние.
     - Вообще-то, это была твоя идея, если помнишь. И перестань орать на меня. Думаешь я хотела, чтобы так вышло? Но назад ничего не вернёшь, нужно ждать, я уверена, Мирзу скоро отпустят, - так же громко, сказала я.
     - Прости... сама не знаю, что со мной, - вдруг обняв меня, сказала Даша.
     - Ты хоть ела что-нибудь, или со вчерашнего вечера голодная? - спросила я, погладив её по плечам.
     - Я не помню. Ничего не хочу, - с безразличием ответила Даша.
     Поднявшись, я прошла на кухню. В казане была еда, но она прокисла. Выбросив всё в мусорное ведро, я пошла на улицу, освобождать его. Вернувшись, я принялась готовить ужин. Открыла тушёнку, почистила картошку и лук, налила в казан масло и накалив его, всё пережарила. Потом нарезала огурцы и помидоры, порезала хлеб и накрыла стол на кухне. Чай на плите закипал.
     - Даша? Иди поешь. И я очень голодная. Нам силы нужны, встретить Мирзу. - громко позвала я Дашу.
     Она зашла на кухню и села за стол. Странно, но поела она с аппетитом, может потому, что не ела с вечера или я её подбодрила. Потом мы пили чай, с вареньем из клубники.
     Мирза не пришёл и в этот день, волнение наше нарастало. Утром, проснувшись, я увидела, как Даша стоит перед зеркалом и расчёсывает свои длинные, светлые волосы.
     - Ты решила пойти на работу? - спросила я.
     - Да. Не могу сидеть дома, я с ума сойду, - ответила она.
     Быстро умывшись, я приготовила завтрак, мысли были о девочках. Но вчера они вовремя пришли в школу. Видимо понимали, что мамы нет и надеяться не на кого. Поев, мы с Дашей отправились на работу. День прошёл как обычно. Дашу я увидела только в столовой и села к ней за стол.
     - Халида, ты ведь пойдёшь ко мне и сегодня? - спросила она.
     Вообще-то, я собиралась идти домой, да и Анну с Абдуллой проведать нужно было, но отказать Даше я не могла. Можно было её к нам пригласить, но я знала, она не согласится, ведь она ждала Мирзу.
     - Конечно, дорогая, - улыбнувшись, ответила я.
     Поев, мы разошлись по классам. На перемене, я подошла к Гульнаре.
     - Завтра воскресенье, вы с Катей идите к тёте Мухаббат, дома одни не оставайтесь, там заночуете, хорошо? Я так спокойнее буду, - сказала я дочери.
     - Хорошо, мамочка, я и сама хотела у Вас отпроситься. Там так хорошо, с малышами поиграем, - ответила Гульнара.
     После занятий, девочки отправились к Мухаббат  а мы с Дашей пошли к ней домой. Но надежда, что Мирзу отпустят, с каждым днём угасала. Готовить мы не стали, поели бутерброды и вышли на балкон.
     - Его не отпустят... - вдруг произнесла Даша.
     - Нужно верить, дорогая. Всё будет хорошо, - обняв подругу за плечи, сказала я.
     - Ты сама-то в это веришь? Столько времени уже прошло, - усмехнувшись, ответила Даша.
     - Если помнишь, у нас времена и похуже бывали, но мы жили и верили, верили и ждали. И ты верь... - я не договорила.
     Мы услышали стук в дверь и вместе ринулись в прихожую, будучи уверенные в том, что наконец пришёл Мирза. Но на пороге стоял Владимир Иванович, директор завода, где работал Мирза. Его мы увидеть никак не ожидали и уставившись на него, даже не пригласили в квартиру.
     - Здравствуйте, барышни. Можно пройти? - мило улыбнувшись, сказал он.
     - Ой, простите, Владимир Иванович, здравствуйте. Проходите пожалуйста, - отходя от двери, сказала я.
     Мы сели за стол, я занесла сладости и налила гостю горячий чай. Владимир Иванович молча пил чай, положив в рот конфету, мы с Дашей терпеливо ждали, что он нам скажет.
     - У меня "там" работает знакомый, давний друг, работали вместе в тридцатые годы. В общем, я ходил к главному, фамилию называть не буду. Написал заявление, что я свидетель того, что Мирза нашёл то золото и собирался утром пойти и сдать его государству. Написал, что Мирза имеет награды, что проявил коммунистическую сознательность, во время войны работая в тылу, на заводе, что коллектив уважает его и прочее. В общем, обещали ещё раз всё перепроверить. Будем надеяться, что завтра его выпустят. Натворили вы дел, милые барышни. Правда, драгоценности не вернут, ну шут с ними, главное, чтобы его отпустили. Мне пора, спасибо за чай, пойду я, - встав из-за стола, сказал Владимир Иванович.
     Мы поднялись следом.
     - Спасибо Вам, Владимир Иванович, - сказала я, когда он вышел из квартиры.
     Он хотел ответить, но махнул рукой и быстро спустился по лестнице вниз.
     - Хороший он человек. Семьдесят лет ему, а всё на службе, - сказала я, возвращаясь в комнату.
     - Очень хороший. Другой бы навряд ли пошёл, так рискуя, а он не испугался,- ответила Даша.
     Немного помедлив, я посмотрела на Дашу.
     - Может я пойду уже? Мирза, дай Аллах, завтра придёт, Вам одним остаться захочется, - осторожно сказала я.
     - Вот утром и уйдёшь. Сегодня не оставляй меня одну. Мне не по себе. И Замира давно не приходила. Так похудела моя девочка. Не привыкшая она к таким условиям. Рано вставай, подметай улицу и огромный двор. Стирка, уборка, еду готовь на такую большую семью. Сестра Салима, корова здоровая, девке почти семнадцать лет, а не помогает Замире, как так можно? А она ведь беременна, никто с этим не считается. Одни глазки и остались. Силы нужны, чтобы ребёнка родить, неужели они этого не понимают? Сядут на топчане, ещё и сестра свахи почти каждый день приходит, Зухра эта, то это сделай, то то подай. Дочь корова рядом сидит, ей не говорят ничего, всё должна моя Замира делать, - в расстроенных чувствах, говорила Даша.
     - Замира - невестка в доме, у нас так положено. А сестра тоже скоро замуж выйдет, будет так же пахать в доме мужа, - ответила я, вспомнив, как работала в доме Турсун бая.
     - Салим, вроде, хочет жить отдельно, да идти некуда. Вот, Хурсандой, живёт с родителями и счастлива. Может и моя Замира тоже переедет, любят они друг друга. Салим добрый, внимательный, но отцу и матери перечить не может. Уважение проявляет. Только Замире от этого не легче, - раздражаясь, говорила Даша.
     Я понимала её, единственная дочь, она переживала за неё.
     - Послушай... Абдулла дом строит, думаю, к осени или самое позднее, к зиме, они переедут, квартира освободится. Пусть Замира с мужем туда и переезжают. Что скажешь? - немного подумав, сказала я.
     - Но... это квартира Абдуллы, что он скажет? - с удивлением спросила Даша.
     - Эээ... Даша! Твоя, моя, его... какая разница? Мы что, чужие с тобой? Замира Абдулле, как сестра, а ты говоришь... - возмутилась я.
     - Было бы здорово, - обрадовалась Даша.
     Пришлось мне опять остаться у неё на ночь. Мы лежали с ней и тихо разговаривали, строя планы на будущее. Я мечтала, как выдам замуж свою Гульнару, Даша уже видела Замиру с Салимом и их будущим малышом, в квартире Абдуллы. С надеждой говорила, что утром придёт Мирза и она ему об этом скажет. Уснули мы с ней глубокой ночью.
     Утром, нас разбудил громкий стук в дверь. Может спросонья, он показался нам очень громким. Я села на кровати и растерянно посмотрела на Дашу. Она, вскочив с места, побежала открывать дверь.
     - Мирза! Дорогой мой! Наконец-то! Как хорошо, что тебя отпустили, - услышала я крик Даши.
     Быстро встав, я надела халат, в комнату первым вошёл Мирза, следом шла Даша.
     - И ты здесь? Как Вы? - спокойно спросил Мирза, будто пришёл с работы.
     Его заросшее лицо, казалось усталым, глаза грустные, одежда грязная.
     - Мирза... рада видеть Вас. Мы нормально. Вам бы нужно искупаться, побриться и переодеться, ну и отдохнуть. А Вы как? - спросила я, чувствуя, насколько глупый вопрос я задала.
     Мирза кисло улыбнулся.
     - Плакали твои драгоценности, Халида. Они перешли государству, как сказал мне тот упырь. Но думаю, он их просто прикарманил, - сев на стул, сказал Мирза.
     - Не думайте о них, главное, Вы здесь. Да там и оставалось немного, - ответила я.
     - Там ещё целое состояние, Халида, самые крупные вещички, - сказал Мирза.
     - Прошу Вас, Мирза... забудьте о них. Всё-таки мы успели продать несколько драгоценностей, - сказала я.
     - Ладно, проехали. Я очень устал и есть хочу, - сказал Мирза, проходя в ванную.
     - Смотри за мужем, я пойду. Удачи, дорогая, - сказала я, взяв своё платье и быстро надевая его, сняв халат и рубашку, в которой спала.
     - Спасибо тебе. Ты настоящая подруга, Халида, - целуя меня у выхода, сказала Даша.
     Успокоившись за неё, я быстро спустилась вниз и пошла на остановку, чтобы поехать к Абдулле. За девочек я была спокойна, подумав, что заеду за ними вечером. К сыну я пришла, когда они сидели на кухне и завтракали.
     - Мамочка? Хорошо, что Вы пришли. А мы с Анной собирались поехать, строительство посмотреть. Работы начаты, но нужно самому за всем следить, чтобы дом крепким был. Строительные материалы на днях я завёз. Может с нами поедете? Ведь и Вам жить в том доме, - спросил Абдулла.
     Анна усадила меня за стол и поставила передо мной косушку с манной кашей. Налила горячий чай и села рядом.
     - Давайте, я лучше с Андрюшей посижу, а Вы вдвоём поезжайте. Я всё равно в строительстве ничего не понимаю, - сказала я.
     Малыш, поев, игрался на полу, на ковре, я с любовью взглянула на него. Андрюша всё больше походил на Абдуллу. Такие же большие глазки, вьющихся волосы, густые, красивые брови и упрямые губы. Анна посмотрела на Абдуллу, ожидая от него ответа.
     - Хорошо. Поедете, когда стены поднимут и крышу накроют. А Андрюшка не утомит Вас? - спросил Абдулла.
     - Он спокойный, не утомит. Мы же долго не задержимся, - ответила за меня Анна.
     - Поезжайте. Я справлюсь, - сказала я.
     Анна быстро убрала со стола и вместе с Абдуллой они ушли.
Андрюша проводил их взглядом, потом, видимо, понял, что родители оставили его и начал плакать. Я пыталась его успокоить, но он капризничал и бросая свои игрушки, бежал к двери. Еле успокоив его, я накормила ребёнка и уложила спать. Видимо, устав плакать, он уснул. Облегчённо вздохнув, я тоже поела и прилегла. Анна и Абдулла вернулись в пятом часу, Анна с восхищёнием рассказывала, как строится дом, как там красиво, на берегу Салара.
     - Андрюша поел и сейчас спит. Анна, он уже большой, нужно устроить его в садик, к Мухаббат. А ты можешь и на работу устроиться, врачи всегда востребованы, - сказала я, собираясь уйти.
     - Я и сама об этом думала, но впереди лето, жара начнётся, вот в конце августа и займусь этим. Абдулла говорит, к зиме дом будет готов и мы сможем переехать. А если переедем, то и садик нужно искать рядом с домом, и работу тоже, - сказала Анна.
     - Ладно, время ещё есть, потом поговорим. Мне идти нужно, девочки у Мухаббат, поеду к ним, - сказала я.
     - Я думала, Вы поужинаете с нами, мы пельмени купили, чтобы не готовить. Как там Катя? Она очень редко заходит к нам, - спросила Анна.
     - Катюша учится, очень подружилась с Гульнарой, вместе занимаются, я скажу ей, чтобы завтра после школы зашла. Как там Паша? Не пишет? - спросила я в свою очередь.
     - Недавно письмо прислал, учится. Всё у него хорошо. Он же домой приезжает только на выходные, училище военное, он там неделю находится, в субботу вечером приезжает домой, в понедельник рано утром едет обратно, - ответила Анна.
     - Он ещё мал, а один остался. Неправильно это, - пробормотала я, выходя за порог.
     У Мухаббат, поужинав, мы с девочками отправились домой.
     - Мама по тебе скучает, Катюша, ты бы зашла к ней, проведала её, - сказала я Кате по дороге.
     - Правда? А я думала, ей до меня дела нет. Она счастлива с дядей Абдуллой, зачем мы ей? И Паша далеко... - ответила Катя, поразив меня тоном, которым она это сказала.
     В её голосе звучала то ли ревность, то ли обида.
     - Милая моя девочка, Анна молодая и красивая женщина и имеет право быть счастливой. Вот выйдешь сама замуж, тогда и поймёшь свою мать, - обняв девочку за плечи, сказала я.
     Наверное, я её понимала, переходной возраст у девочки, отца не помнит, ласки матери недополучила. Но я старалась быть с ней ласковой, как и с Гульнарой.
     Весна закончилась, начало июня, вроде, всё налаживалось, нас никто не беспокоил. Мирза работал, Даша ждала, когда Замира родит. Врач гинеколог дала примерные сроки на середину августа. Гульнара заканчивала школу, она сдавала выпускные экзамены. После последнего экзамена, мы с девочками пришли к Абдулле, он часто пропадал на строительстве дома, сам показывая как и что делать, давая указания. Но вечерами он был дома. Анна приготовила плов, салат ачучук и накрыла на стол. Когда мы все поели, он спросил, как успехи у Гульнары.
     - Хорошо, Абдулла акя, я все экзамены сдала на пятёрки, - радостно ответила Гульнара.
     - Умница. А поступать куда решила? - спросил Абдулла.
     - Пока думаю. Может Вы посоветуете? - спросила Гульнара.
     - Мама... может Гульнара поедет в Ленинград? Поступит там в архитектурный институт, она же хорошо и рисует, и чертежи её я видел. Да и жить есть где. Паша присмотрит за ней, что скажете? - спросил Абдулла.
     Мне, от его слов, чуть дурно не стало.
     - Паша взрослый парень, сынок, так нельзя. Не искушай судьбу, - ответила я.
     - О чём это Вы, мама? Паша и Гульнара - брат и сестра, какая судьба? - удивился Абдулла.
     - Ты знаешь, о чём я, они не родные, прошу тебя, не будем больше об этом,  - посмотрев на Гульнару, сказала я.
     Я знала, насколько Абдулла чист душой, но и рисковать я не могла, отпуская единственную дочь одну в другой город. У Гульнары засветились глаза, но я строго посмотрела на неё.
     - Учиться и в Ташкенте можно, лучше бы поехали сами и проведали Пашу, он же ещё ребёнок, - сказала я.
     - Какой ребёнок, мама? Я в его возрасте уже войну прошёл, моему Паше девятнадцать лет. Александр Македонский, в его возрасте, уже полководцем был, - сказал Абдулла.
     Я увидела слёзы на глазах у Анны, она мать и я её понимала.
     - Для меня и ты ещё ребёнок, Абдулла, мой сын. Пусть Анна поедет в Ленинград и проведает сына. Ты не думал, что она тоскует по нему? Она мать, - сказала я.
     - Сыновей баловать не стоит, они должны учиться самостоятельности, мама. Но я не против, пусть съездит, - ответил Абдулла.
     Анна благодарно посмотрела на меня. Я, как мать, её понимала, сын ведь совсем один в большом городе.
     Через два дня, мы проводили Анну с Андрюшей, собрав гостинцы для Паши. В коробки сложили фрукты, сделали катламу, я помнила, как Паша её любил, лепёшки купили, орехи и кишмиш. Абдулла разрешил Анне побыть с сыном десять дней.
     - У Вас отпуск, мама, нужно было Вам вместе с Анной поехать. И Гульнаре нужно было бы там осмотреться, учиться в Ленинграде, очень престижно, - сказал Абдулла, когда мы вернулись с вокзала домой, проводив Анну.
     - Не настаивай, сынок, я ни за что не соглашусь отпустить дочь в Ленинград, - сказала я.
     Нет, не то, чтобы я не доверяла Паше, но я его много лет не видела, а молодость способна на ошибки.
     - Паша почти дома не бывает, только на выходные и приезжает. Почему Вы так боитесь, мама? Паша никогда не сделает подлость, за это я ручаюсь,  - сказал Абдулла.
     - Я знаю, сынок, ведь Паша жил у меня. Но и меня пойми, я же не усижу на месте, если отправлю единственную дочь так далеко, - сказала я.
     - Я думал, Вы и Катю дочерью считаете... - произнёс Абдулла, с упрёком посмотрев на меня.
     Мне стало не по себе от его слов.