Создатель военного флота Германии

Александр Евгеньевич Закатов
"Воспоминания" гросс-адмирала Альфреда фон Тирпица ,создателя германского

военного флота , были изданы вскоре после окончания Первой мировой войны.

Книга содержит изложение политической программы, которую осуществлял морской

министр Германии в 1897 -1916 годы. Свою основную задачу автор видит В

доказательстве невиновности Германии в развязывании Первой мировой войны.

Книга Тирпица , написанная после крушения Германской империи , является

важным источником истории создания немецкого военного флота. С 1871 по 1888

годы германским флотом руководили кавалерийские генералы.( С 1871 по 1883 -

генерал Штош ,с 1883 по 1888 год ,-генерал Каприви ,будущий канцлер). Вторая и

третья главы в воспоминаниях Тирпица названы "Эпоха Штоша "и "Эпоха Каприви".

Штош соединил в своих руках руководство флотом и морским департаментом военного

министерства. Штош , который никогда не был моряком , стремился добиться

единообразия между флотом и армией. Престиж армии затруднял создание имперского

флота. Штош планировал создать небольшой флот "для вылазок", а остальные

корабли распределить для обороны  вдоль всего побережья. Первым принципом

Штоша ,было расширение морских интересов Германии ,"защита и укрепление

германизма ".( с.59). Вторым принципом Штоша ,было стремление "научить флот

работать", ( с. 61).Состояние флота в 70-е годы 19 века обусловило

невозможность проведения тактических учений .Это объясняет относительную

редкость выдающихся личностей среди немецких адмиралов .Штош , по мысли

Тирпица, опередил свою эпоху, укрепляя репутацию Германии на море. Он был

убежден в необходимости приобретения колоний , полагая , что империя не

может существовать без расширения границ.

В 1883 году Каприви определил военно-политическую цель для флота Германии.

Вся работа была подчинена подготовке к войне на два фронта , против Франции и

России.Это определило иное понимание тактико -стратегических проблем. От

береговой обороны Каприви приходит к мысли о " необходимости создания флота

Открытого моря "(с.72). Но Каприви не разработал определенной судостроительной

программы.Хотя он  лично переработал оперативный и мобилизационный планы

немецкого флота. Тирпиц сетует , что высшее политическое руководство не

сознавало факта , что в условиях столкновения Германии с мировой коалицией,

главный фронт будет находиться на море.

Создание Уайтхедом торпеды стало революцией  ,как" в морской тактике , так и в

судостроении ". Идеи Уайтхеда были верны , но его торпеда не обладала точностью

часового механизма. В 1878году ,занимая должность командира "Цитена ", Тирпиц

возглавил торпедное дело . Занимая пост статс -секретаря, Тирпиц осуществил

огосударствление производства торпед.В  разработке  торпедного оружия Германия

опережала флоты иностранных государств. Проблема создания миноносца ,заставила

Каприви создать в 1886году минную инспекцию , которую возглавил Тирпиц.

Назначение в 1890 году  Каприви рейхсканцлером ,отражает стремление Вильгельма

"противопоставить бисмарковской фронде сильного человека ". (с.85).

Руководство морским ведомством было поручено адмиралу Гольдману , который не

имел четкого представления о целях и задачах флота. Отсутствие целеполагания

отражает кризисную ситуацию в управлении флотом. В это время кайзер назначил

Тирпица начальником штаба  Балтийского флота.В 1891 году по инициативе

Вильгельма 2 состоялась дискуссия о путях развития флота. Выступление Тирпица

закончилось поручением кайзера разработать тактику флота Открытого моря.

В 1892 году Тирпиц был назначен начальником штаба верховного командования.

Тирпиц разработал тактику боя для нового типа кораблей -миноносцев. По сути

он создает теорию современного морского боя. Разработанная линейная тактика

предполагала постоянное размещение кораблей противника " против центра нашей

линии". (с.94).Линейная тактика определила принцип эскадренной организации

(восемь кораблей) и содержание судостроительной программы. Эскадра становится

основной тактической единицей флота. В области методики ,немецкий флот,

почти не имевший кораблей ,становится мировым лидером.

Оперативный план 1895 года предусматривал войну на фронта ,и базироваться на

нейтралитете Великобритании .Официальный план войны с Англией был принят

лишь в начале 20 века. Приобретение острова Гельголанд позволило создать там

 вонно -морскую базу. В 1896 году Тирпиц был назначен командующим Восточно-

Азиатской эскадры. Он много сделал для создания военно-морской базы в Циндао .

В 1914 году Вильгельм писал :"Занятие Циндао ,этой твердыни германской

культуры было бы для меня более тягостно ,чем взятие русскими Берлина".

В 1898 году Тирпиц занимает должность статс -секретаря по морским делам.

В 1897 году , разработанная Тирпицем судостроительная программа, в качестве

законопроекта ,была доложена канцлеру Гогенлоэ ."Только закон обеспечивал

приемлемые сроки сроки строительства , только он мог вывести флот из хаоса ,
 
слабости и внутреннего кризиса ". Программа предусматривала строительство в

год трех кораблей. Планы морского министерства раскрыл император Вильгельм,

заявив , что "горькая необходимость заставляет нас строить мощный немецкий

флот". Получив приказ о возвращении , летом 1897 года Тирпиц прибыл в

 Потсдам . Вильгельм объявил ему о разработке закона о строительстве

огромного заграничного флота. Но крейсерская война против Англии была

невозможна из-за отсутствия заграничных баз. Поэтому необходимо создавать

линейный флот , способный решать задачи береговой обороны. Для решения этой

задачи необходима политика союзов и не участия в международных конфликтах.

Все это Тирпиц изложил в докладной записке , одобренной императором.