"Воспоминания" гросс-адмирала Альфреда фон Тирпица ,создателя германского
военного флота , были изданы вскоре после окончания Первой мировой войны.
Книга содержит изложение политической программы, которую осуществлял морской
министр Германии в 1897 -1916 годы. Свою основную задачу автор видит В
доказательстве невиновности Германии в развязывании Первой мировой войны.
Книга Тирпица , написанная после крушения Германской империи , является
важным источником истории создания немецкого военного флота. С 1871 по 1888
годы германским флотом руководили кавалерийские генералы.( С 1871 по 1883 -
генерал Штош ,с 1883 по 1888 год ,-генерал Каприви ,будущий канцлер). Вторая и
третья главы в воспоминаниях Тирпица названы "Эпоха Штоша "и "Эпоха Каприви".
Штош соединил в своих руках руководство флотом и морским департаментом военного
министерства. Штош , который никогда не был моряком , стремился добиться
единообразия между флотом и армией. Престиж армии затруднял создание имперского
флота. Штош планировал создать небольшой флот "для вылазок", а остальные
корабли распределить для обороны вдоль всего побережья. Первым принципом
Штоша ,было расширение морских интересов Германии ,"защита и укрепление
германизма ".( с.59). Вторым принципом Штоша ,было стремление "научить флот
работать", ( с. 61).Состояние флота в 70-е годы 19 века обусловило
невозможность проведения тактических учений .Это объясняет относительную
редкость выдающихся личностей среди немецких адмиралов .Штош , по мысли
Тирпица, опередил свою эпоху, укрепляя репутацию Германии на море. Он был
убежден в необходимости приобретения колоний , полагая , что империя не
может существовать без расширения границ.
В 1883 году Каприви определил военно-политическую цель для флота Германии.
Вся работа была подчинена подготовке к войне на два фронта , против Франции и
России.Это определило иное понимание тактико -стратегических проблем. От
береговой обороны Каприви приходит к мысли о " необходимости создания флота
Открытого моря "(с.72). Но Каприви не разработал определенной судостроительной
программы.Хотя он лично переработал оперативный и мобилизационный планы
немецкого флота. Тирпиц сетует , что высшее политическое руководство не
сознавало факта , что в условиях столкновения Германии с мировой коалицией,
главный фронт будет находиться на море.
Создание Уайтхедом торпеды стало революцией ,как" в морской тактике , так и в
судостроении ". Идеи Уайтхеда были верны , но его торпеда не обладала точностью
часового механизма. В 1878году ,занимая должность командира "Цитена ", Тирпиц
возглавил торпедное дело . Занимая пост статс -секретаря, Тирпиц осуществил
огосударствление производства торпед.В разработке торпедного оружия Германия
опережала флоты иностранных государств. Проблема создания миноносца ,заставила
Каприви создать в 1886году минную инспекцию , которую возглавил Тирпиц.
Назначение в 1890 году Каприви рейхсканцлером ,отражает стремление Вильгельма
"противопоставить бисмарковской фронде сильного человека ". (с.85).
Руководство морским ведомством было поручено адмиралу Гольдману , который не
имел четкого представления о целях и задачах флота. Отсутствие целеполагания
отражает кризисную ситуацию в управлении флотом. В это время кайзер назначил
Тирпица начальником штаба Балтийского флота.В 1891 году по инициативе
Вильгельма 2 состоялась дискуссия о путях развития флота. Выступление Тирпица
закончилось поручением кайзера разработать тактику флота Открытого моря.
В 1892 году Тирпиц был назначен начальником штаба верховного командования.
Тирпиц разработал тактику боя для нового типа кораблей -миноносцев. По сути
он создает теорию современного морского боя. Разработанная линейная тактика
предполагала постоянное размещение кораблей противника " против центра нашей
линии". (с.94).Линейная тактика определила принцип эскадренной организации
(восемь кораблей) и содержание судостроительной программы. Эскадра становится
основной тактической единицей флота. В области методики ,немецкий флот,
почти не имевший кораблей ,становится мировым лидером.
Оперативный план 1895 года предусматривал войну на фронта ,и базироваться на
нейтралитете Великобритании .Официальный план войны с Англией был принят
лишь в начале 20 века. Приобретение острова Гельголанд позволило создать там
вонно -морскую базу. В 1896 году Тирпиц был назначен командующим Восточно-
Азиатской эскадры. Он много сделал для создания военно-морской базы в Циндао .
В 1914 году Вильгельм писал :"Занятие Циндао ,этой твердыни германской
культуры было бы для меня более тягостно ,чем взятие русскими Берлина".
В 1898 году Тирпиц занимает должность статс -секретаря по морским делам.
В 1897 году , разработанная Тирпицем судостроительная программа, в качестве
законопроекта ,была доложена канцлеру Гогенлоэ ."Только закон обеспечивал
приемлемые сроки сроки строительства , только он мог вывести флот из хаоса ,
слабости и внутреннего кризиса ". Программа предусматривала строительство в
год трех кораблей. Планы морского министерства раскрыл император Вильгельм,
заявив , что "горькая необходимость заставляет нас строить мощный немецкий
флот". Получив приказ о возвращении , летом 1897 года Тирпиц прибыл в
Потсдам . Вильгельм объявил ему о разработке закона о строительстве
огромного заграничного флота. Но крейсерская война против Англии была
невозможна из-за отсутствия заграничных баз. Поэтому необходимо создавать
линейный флот , способный решать задачи береговой обороны. Для решения этой
задачи необходима политика союзов и не участия в международных конфликтах.
Все это Тирпиц изложил в докладной записке , одобренной императором.