Когда же Сефер вылезет из своей облезлой папахи?

Мариф Кадимов
Сельские аксакалы, сидя на годекане в традиционных папахах и накинутых на плечи широченных овечьих тулупах, вели оживленную беседу. Мимо них, сухо поздоровавшись, прошел мужчина средних лет с трехдневной щетиной и облезлой папахой на голове. Дедушка Муса, глядя ему вслед задумчиво произнес: «Больше десяти лет, как Сефер чабанит. Те, которые с ним начинали, обрели состояния, у них появились дома, машины, деньги. Когда же, он вылезет из этой облезлой папахи?» Сидящие повернулись к Мусе, стараясь угадать ход его мысли. «По сей день у него нет ни дома, ни семьи. И с женой он разошелся вскоре после свадьбы. Самому тоже на одном месте не сидится, то с одним бригадиром работает, то с другим!» - продолжил Муса.
Тут в разговор включился седобородый Али. «Два года назад Сефер продал свои овцы, переехал жить в Худат, к новой жене. Недавно он вернулся обратно, оставив и ее. Как говорят люди, в суме того, кому на одном месте не сидится, хлеба не бывает» - он вынес свой вердикт.
«Братья, - включился в разговор Яхья, пенсионер, много лет преподававший в сельской школе, - успешность человека, зависит не только от того, сколько он трудится, но и от его характера. Когда у тебя достойный характер, люди будут к тебе относиться с уважением и помогут открывать любые двери. Вы же знаете, - бывший учитель обвел глазами сидящих, - что нет в мире богатства выше человеческого уважения. Но надо помнить одно - заработать уважение ничуть не легче, чем пасти овец»
«Уважение – продолжил Яхья, - складывается из доверия к нам множества людей, сельчан. Ценность последнего в человеческих отношениях сравнима с ценностью святой воды Зам-Зам. Заслужить доверие не просто, а потерять – ничего не стоит!»
«Пять – шесть лет тому назад, когда Сефер был еще молодым чабаном, - вступил в разговор дедушка Халид, - как-то раз, его дядя обратился к нему с просьбой взять на зимовку со своими овцами и его полугодового ягненка . Это было осенью перед кочевкой на зимние пастбища. Тогда племянник с готовностью согласился выполнить дядину просьбу.
Но по пути, перед загрузкой овец в железнодорожные вагоны, Сефер устроил небольшой пир на природе: зарезал дядиного ягненка, достал бутылку водки и собрал друзей чабанов. Чтобы его не подозревали в недостойном поведении, им он объявил, что ягненок его собственный…
Следующей весной, когда отары вернулись в аул, Сефер, чтобы оправдаться перед дядей сказал, что ему пришлось зарезать ягненка, когда по дороге посетил мусульманскую святыню, а мясо он раздал посетителям святыни. Как бы там ни было, дядя не стал задавать ему лишних вопросов. Но с этого дня потерял всякое доверие к племяннику»
«Да, по - видимому, Сефер не из тех, кто по крупицам будет собирать человеческое доверие. Он, даже, не способен оценить случайные пять капель Зам-Зама, попавшие в его кружку. Такой человек вряд ли сменит когда – нибудь свою облезлую папаху и такую же жизнь на что-то более достойное» - заключил Яхья и закрыл тему.