Живёт человек для молитвы

Владимир Булюкин
Эссе по собственному стихотворению
«В молитве главное стремиться…»
               
                О, если б прорасти глазами,
                Как эти листья, в глубину.
                С.А. Есенин

     Есть, по крайней мере, два способа каким-то образом прожить (или пережить?) данную нам Создателем необъяснимую и неповторимую жизнь.
     Первый способ. Жить, не вдумываясь, отдаваясь на волю случая, обстоятельств, подчиняясь, в конце концов, тому сложившемуся общественному строю, в котором доводится очутиться в данный момент проживания на земле, принимая ту «единственно правильную» религиозную концепцию, что господствует в общественном пространстве в настоящее время, вместе с её обрядовыми формами, безукоризненно отточенными и великолепно обставленными, включаясь в упорядоченное течение храмовой жизни (как заведено), когда всё ясно, всё понятно. При таком восприятии своей жизни человек может прожить её, не беря на себя абсолютно никакой ответственности за ту модель поведения, прохождения жизненного пути, в которую он вписался органично и комфортно.
     Второй способ. Начать вдумываться, что за обстоятельства жизни меня окружают, вдумываться  - почему я проживаю свою жизнь в неумолимо навязанном мне и твёрдо установленном укладе, из тисков которого подчас невозможно вырваться, почему вообще я обременяю своим присутствием этот мир.
     Исходя из безусловного для всех верующих в Бога постулата, что Бог есть Любовь, и что Он любит нас, и это не прекраснодушные слова, не имеющие реального содержания, а наоборот, с каждым годом, с каждым днём усиливающиеся ощущения и переживания,  уже от всей души хочется не просто понять эту любовь Божию, но, если можно так выразиться, «позволить» Господу любить себя. Звучит, на первый взгляд, по-барски. Но кто хоть раз любил, поймёт, что значит, когда просто позволяют любить. Какое это для влюблённого человека счастье «пройти, не поднимая глаз, пройти оставив лёгкие следы, пройти хотя бы раз по краешку твоей судьбы». И это любовь в человеческом измерении. Отдаться  же любви Бога – вот начало начал для возникновения молитвы в человеке.
     Молитва, в данном случае, - ясное и реальное переживание любви, огромной, неизбывной любви Божией к человеку, изливающейся на него мощным потоком. И неважно как она (молитва) оформлена внутри него. Кто-то может шептать слова благодарности и в них растворяться, впитывая Божественный поток любви. Кто-то, чувствуя невыразимость происходящего, просто замолкает. (Как часто на таких людей валятся обвинения, что они не молятся. А они как раз в уединении с любимым перестают себя ощущать и не смеют даже облекать в слова превосходящие их понимание чувства.) А ведь это тоже молитва. Даже скорее – молитвенное течение. Человек как бы истекает от истомы изливающейся на него любви. И, в обоих случаях, люди оживают для любви Бога, и оживают они именно в молитве.
          В молитве главное – стремиться
          Ожить в молитвенном теченье!
          Как в пенье – важно научиться
          Дать голосу освобожденье.
     Уместно будет сравнить жизнь для молитвы с желанием певца приобрести навыки для свободного пения.
Кто занимался всерьёз певческим искусством знает, как сложен и тернист путь обучения свободному, раскрепощённому пению. Это сродни чувству поиска и обретения себя.
     Пение – выход в другое измерение, знакомство с самим собой, каким ты задуман Создателем. И нет преград для поющей, ощущающей себя души, где сердце и плоть вместе в союзе приносят певцу и его слушателям поток неизъяснимых наслаждений, ощущения прилива сил… Для этого, собственно, и кладутся на алтарь искусства все силы, а порой и жизнь певца,
          Чтоб на опоре, с воздыханьем
          Певец смог выплакать страданье,
          И, в облегчённом состоянье,
          Взлететь к подножью Мироздания.
     И вот облегчая свою душу пением, где выплаканное страдание вполне можно приравнять к великому Покаянию, поющий человек взлетает и ощущает себя на одной волне с Творцом. Он соработник Бога. Ведь любовь – чувство двоих. Это перетекание сердечных излияний, растворение друг в друге, желание вовек не расставаться. И уже актуальной становится вечность, где моление – единственное состояние, которое соответствует чувству любви в неизъяснимой бесконечности.
          А дальше в вечности моленье,
          Где ценится сердец движенье,   
          И в глубину проникновенье,
          И со Творцом соединенье!
     Моление – как великая благодарность за любовь, за смысл всего.
     Моление – посвящение всего себя Любимому и, соответственно, полное забвение самого себя "любимого".
     Моление – соединение сердец в одно и совместное произрастание в невероятно манящую и захватывающую глубину!