Один из них был правым уклонистом

Максим Оленев
Может ли дезертир возглавлять центральный военно-политический орган управления, который осуществлял партийную работу в войсках, а уклонисты (от армии) - возглавлять Морское министерство и командовать флотом? 
- Срочно покажитесь психиатру, - ответствуют одни. Другие (более воспитанные), скажут всего лишь:
- Неисповедимы пути Господни! Чего только в жизни не бывает!
И все будут абсолютно правы!
Помните «Мастер и Маргариту» …
- Эх, Никанор Иванович!  - задушевно воскликнул неизвестный.  -  Что такое официальное  лицо или неофициальное? Все это зависит от того,  с какой точки  зрения  смотреть  на предмет, все  это, Никанор Иванович,  условно  и зыбко.  Сегодня  я неофициальное  лицо, а  завтра,  глядишь,  официальное! А бывает и наоборот, Никанор Иванович. И еще как бывает!
Действительно. Бывает….

****

Так, например, командующий Украинским фронтом в годы Гражданской войны и начальник ГавПУРа, Владимир Александрович Антонов-Овсеенко (настоящая фамилия – Овсеенко), 1883 года рождения, уроженец Чернигова, был сыном поручика резервного пехотного полка. Поначалу у потомственного офицера складывалось вроде бы неплохо (т.е. «все, как у людей»). Окончил Воронежский кадетский корпус и поступил в Николаевское военное инженерное училище, однако потом вдруг отказался присягать «на верность Царю и Отечеству», объяснив это «органическим отвращением к военщине», и после полутора недель ареста был отчислен (непонятно, правда, зачем тогда вообще поступал!).
Тем не менее,  это «отвращение» было настолько велико, что почти сразу же 19-летний Овсеенко решил снова связать свою дальнейшую жизнь с этой самой «военщиной» и поступил в Санкт-Петербургское пехотное юнкерское училище, по окончании которого был распределен подпоручиком в 40-й пехотный Колыванский полк, дислоцировавшийся в Варшаве.
Но почему-то служба у молодого офицера в Царстве Польском не заладилась. С началом русско-японской войны, Овсеенко вне очереди получил назначение на Дальний Восток, но в итоге на место так и не прибыл – просто взял и … дезертировал. Перейдя на нелегальное положение, он отправился в Краков и Львов, на тот момент принадлежавшие враждебной Австро-Венгрии – т.е. благополучно скрылся за границей.

****

Другой яркий пример. Первый народный комиссар по морским делам РСФСР, сын крестьянина Павел Ефимович Дыбенко, 1889 года рождения, уроженец Новозыбковского уезда Черниговской губернии, осенью 1911 года пытался уклониться от воинской повинности, но был арестован и отправлен на призывной пункт в Новозыбков этапом!
По прибытию в Санкт-Петербург зачислен во 2-й Балтийский флотский экипаж и отправлен на обучение на остров Котлин в состав Кронштадтского учебного отряда, где вскоре был одним из зачинщиков бунта матросов на линкоре «Гангут».

****

Командующий Балтийским флотом, а впоследствии полномочный представитель (полпред), внук генерал-майора артиллерии Федор Федорович Раскольников (настоящая фамилия – Ильин), 1892 года рождения, уроженец Санкт-Петербурга, после начала Первой мировой войны стал слушателем Отдельных гардемаринских классов, которые закончил аккурат в феврале 1917 года (т.е. под самый занавес войны).
Скучать в холодных ученических классах, пока вся страна воюет, его заставили «убеждения» и мудрые советы старших партийных наставников - ибо участвовать в войне он не хотел, а дабы не призываться – нашелся вот такой любопытный выход.