Читать или не читать?

«Более и более пропадает интерес к форме литературных произведений, как некоторому искусственному построению, условно нравящемуся в данную эпоху, и  нарастает интерес к душе их, т.е. к той душевной, внутренней мысли автора, с которой он писал свои произведения. Со временем литературная критика вся сведётся  к разгадке личности автора.»( В.Розанов)

  Об этом всё чаще  думается   сейчас.
Когда читаешь литературный текст, прежде всего, интересен автор   и если нет  его отношения к описываемым событиям,   остаёшься в недоумении:  сам-то что думаешь?  Чтобы скрыть   отношение к  героям, это ещё надо постараться. Но  отстранённость   всё же  чувствуется. Можно похвалить  слог,  достоинства  текста и  уйти, не поняв  автора-человека. И  всё, мы с ним чужие.
 Ведь, что важно, для чего мы берёмся за книгу? Чтобы найти собеседника близкого по духу,  воспитанию, мироощущению. Рядом не всегда,  ну или точнее, очень редко найдётся такой. А автор книги со своими взглядами, настроением -   вот он, в шаговой доступности, как говориться. Открывай и беседуй. И чем больше совпадений во взглядах и  мыслях, тем он понятнее и ближе.
 А понять- значит  ещё  и почувствовать одинаково с ним,  тогда он ведёт за собой и слова текста легко воспринимаются. Особенно, если  умеет передать ощущения: цвет, запах, звук,  настроение. Но ненавязчиво, ощущения у каждого свои, а  отношение автора к событиям и героям  для меня важнее. И совсем не обязательно  во всём  соглашаться с ним, мнений о прочитанном может быть сколько угодно. Все мы разные и меняемся постоянно.  Даже давно знакомые произведения со временем воспринимаются иначе. Но если  мысли наши  совпадают,  автор живой и  общения с ним хочется всё чаще.
  Сложность  закрученного  сюжета  может  и больше привлекает,   как  попытка  на время отвлечься  от своих проблем.  Но они   остаются  и  после прочтения... Тексты «напоказ», как бы красивы  не были,  тоже не трогают,  если не передают  авторского настроения.
 Конечно же, все читатели разные, есть  и такие: « читаю много, но не запоминаю авторов».  Это поверхностное чтение, когда  у  читателя  своя интересная  жизнь и  для чего  ему вникать в чужую, если  не для простого  интереса: «как  оно бывает?». Просто из любопытства, как картинки посмотреть. А есть-ли смысл их перебирать? Со временем только декорации вокруг меняются, драмы и комедии, как жизнь показала, всё те же… И  постепенно  привыкаем к тому,  что  творчество  становится развлечением,  а литература  - сочинительством.

 Тем более, что  возможностей высказаться сейчас  достаточно.
 Но,   каждому автору  хочется  получить  и  ответ  на высказывание.
 Вот здесь начинается притворство. Если   ничем не поделился, кроме красивых фраз,   ответ получишь такой-же. Как раз, в рецензиях и ответах  яснее видны  отношения автора и читателя.  Ни о чём не говорящие тексты и рецензии из вежливости, хотя  и  принято называть  «общением», но ничего общего  при этом не возникает.  Можно даже о политике поспорить, а  в конце-концов расплеваться с собеседником и уйти  рассерженным: «совсем меня не понял.»  Так, найди понимающего.  Их так много было за века, и книги они нам оставили.  А большое  только на расстоянии и видится. Если нет   понимания сейчас, может ещё  не время  оценивать  значительные  события?    Иногда себя-то  непросто  понять,  тем более - исправить...  Возможно,  этим  и объясняется   желание выкладывать свои мысли  в виде дневниковых записей. 
Если автор  пытается создать в произведении то, что хотел  бы   видеть  в реальной жизни, тем более важно его понять- а вдруг,  совпадут наши  мысли,  и я что-то  пойму   для себя.               
«В этом смысле,  в средние века авторское слово было намного весомее.  У нас литература так слилась с печатью, что мы  забываем, что она была до печати и,  в сущности, совсем не для опубликования. Литература родилась «про себя» молча и для себя.» (В. Розанов)                Издать книгу сейчас не сложно. Было бы – для чего. Всё  стремительно меняется со временем, но  желая  не затеряться в нём, придётся  дотронуться до самого главного – до мыслей и чувств читателей.  А  всё остальное: красивый язык, описание интерьера и даже событий,  о которых никто не знает,  только подчеркнут   отстранённость.  Найти  понимающего собеседника – вот что важно для читателя. Особенно сейчас…

  Здесь  в тему и слова Льва Толстого, как завещание новому веку: « Форма романа не только не вечна, она проходит. Совестно писать неправду, что было то, чего не было.  Если хочешь что сказать, скажи прямо.»               
 Но, это после, когда он стал уже великим писателем.
А в своих романах,  раскрывая всё то,  о чём мучительно думал и какими хотел видеть людей и мир вокруг себя, оставался  таким же, как каждый из нас, в поисках  истины и вечным выбором между добром и злом. Тем и помнится.


Рецензии
С философом можно и поспорить: "...литература так слилась с печатью, что мы забываем, что она была до печати и, в сущности, совсем не для опубликования..."

Литература всегда была публичной: для постановки на сцене и воспитания (античные драмы и комедии). Для денег и славы (без примеров!). Для протеста и продвижения собственных идей (Радищев - яркий пример).

Отражение автора в собственном произведении - интересная тема. Здесь и самовлюбленные индюки, и сосредоточенные гении, и воздушные шарики...

Виктор Санин   11.12.2019 12:50     Заявить о нарушении
ну так уж и индюки... скажете тоже...
тут и номинанты есть...

Павел Маслобойников   11.12.2019 13:01   Заявить о нарушении
С этим философом спорили и его современники!)) Очень своеобразные взгляды были у Василия Розанова, здесь он имел в виду личные дневники, а они были не для печати.
А с тем, что хочется понять автора, а не только его гениальную идею, я с ним согласна.
Спасибо Вам!

Елена Гончарова 2   11.12.2019 13:27   Заявить о нарушении
Замечу ...как начинающий философ...
философы никогда и ни с кем...НЕ СПОРЯТ...
)))

Павел Маслобойников   11.12.2019 13:38   Заявить о нарушении
Вот это точно заметили!)) Они могут не соглашаться, но уважают чужое мнение. Интеллигенты! Иначе воспитаны...)

Елена Гончарова 2   11.12.2019 13:42   Заявить о нарушении
Я не философ и (по происхождению) не интеллигент, поэтому высказать свою точку зрения, которая противоречит, т.з. В.Розанова, имею право.
А что такое спор? Да вот этот самый обсуждеж разных позиций...

Виктор Санин   11.12.2019 13:59   Заявить о нарушении
Не обязательно быть философом. Тут другое,они могут даже не обсуждать то, с чем не согласны и при этом остаются близкими знакомыми.

Всё остальное примите за шутку...

Елена Гончарова 2   11.12.2019 14:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.