Одноклассники. С химией по городам и сёлам

Леонид Хандурин
   Нет, в школе нам не было скучно. Было множество секций и кружков по интересам, которые мы иногда посещали по три в один день. Иногда и за счёт времени выполнения домашнего задания. Вот почему среди нашего поколения очень много так называемых трудоголиков? Да потому что большинство и в школе не могли быть не загруженными. Всегда к чему-то готовились, что-то мастерили, куда-то спешили, так, что не всегда хватало времени.

   Кружков и секций было много, но я расскажу только о кружке «Юный химик», который вёл наш классный руководитель, Хусид Наум Моисеевич. Всего в кружке занималось человек 30, но регулярно посещали кружок 15-18 человек. Обычно Наум Моисеевич разбивал нас на 3-4 группы, в каждой группе назначал старшего и давал группе задание подготовить и провести какие-то сложные химические опыты.

   Если опыт у группы получался чисто и хорошо, то его использовали в учебном процессе или при проведении лекций в домах культуры лекторами общества «Знание», которыми являлись большинство наших преподавателей. Нам тогда доверяли ассистировать нашему педагогу.

   Была такая просветительская организация в СССР — Всесоюзное общество «Знание», которая занималась просветительской деятельностью среди населения. Возникла она в 1947 году. Члены этой организации, обычно люди с высшим образованием, читали лекции, проводили беседы, вели кружки, секции и издавали научно-популярную литературу в издательстве «Знание». Многие педагоги выступали в качестве лекторов в том числе и вели антирелигиозную пропаганду.

   Вот членом этой организации и был наш классный руководитель, Наум Моисеевич Хусид. Мы же, кто занимался в кружке «Юный химик», ассистировали ему во время его лекций. Он рассказывает, а мы, здесь же, готовим опыты и демонстрируем слушателям. Обычно это было в сельских клубах окрестных деревень или в домах культуры, где они были.

   Иногда мы с ним выезжали и в районный центр, в город Чугуев, об одной такой поездке можно и рассказать. Взял этот раз Наум Моисеевич ассистировать Ваню Подопригору и меня. Тема лекции была о том, как религия использует разные химические опыты при религиозных обрядах, чтобы показать людям, как она близко к богу.

   Наум Моисеевич читает лекцию, а нам ассистентам надо было подтверждать всё, о чём он рассказывает на сцене дома культуры, чтобы это видел весь зал. Все понимали, что это лекция и, что это опыты, но на всякий случай пожарный в полном облачении сидел на первом ряду в зрительном зале.

   В этой лекции было пять опытов. Первых два опыта были как бы пробными, чтобы люди привыкли к тому, о чём идёт речь в лекции. Третий опыт показывал, как можно сделать химическим опытом, чтобы икона мироточила. Этот опыт тоже у нас прошёл очень аккуратно и даже все нам аплодировали. Четвёртый и пятый опыты мы с Иваном выполняли по отдельности. Четвёртый опыт выполнял Ваня и это были раскаты грома, которые вызывал лектор. Сначала гром гремел где-то за кулисами, затем Ваня выходил на сцену и уже «гремел» на виду у всех.

   Но на этот раз Ваня положил чуть больше компонентов в чашку Петри и растирал смесь фарфоровым пестиком более интенсивно, чем требовалось для опыта. Сказались бурные аплодисменты после первых опытов. И когда он вышел из-за кулис, смесь грохнула так, что некоторые зрители-слушатели инстинктивно пригнулись за стульями, а пожарный побежал на сцену. Но увидев, что всё нормально, громко зааплодировали зрители. И всё обошлось.


   Следующий, пятый, опыт был мой. Это был опыт когда по мановению палочки вспыхивал огонь после того, как Наум Моисеевич произносил какие-то слова. За сценой в длинную стеклянную палочку-трубочку я набирал, как в пипетку немного серной кислоты, выносил её на сцену и взмахом должен был капнуть кислотой на смесь марганцовки, которая была рассыпана на столе тонким слоем. Эта смесь дымила, а затем появлялось пламя.

   Но, когда я вышел из-за кулис, то у меня от сильного прижимания трубки затекла рука и на смесь капнула не одна капля, а больше и всё воспламенилось по всём столу, что было не предусмотрено. Но это было ещё пол-беды. От неожиданности я ещё сильнее взмахнул этой трубочкой и капли кислоты попали на основной пакет с марганцовкой, который почти взорвался и сильно задымил, а пламя поднялось почти на метр. Дежуривший пожарный снова метнулся на сцену, но пока он бегал по сцене, мы с Ваней накрыли стол асбестовым полотном, которое почему-то все называли «одеялом». После этого нам устроили такие овации, что мы даже застеснялись, как-то неудобно было, что взрослые люди нам аплодировали.

   Правда, после лекции нас очень ругал дежурный пожарный, но мы уже со всем соглашались, тем более, что действительно допускали оплошности.

   Вот такие у нас были кружки.

      Продолжение темы смотреть здесь: http://proza.ru/2019/08/01/47