Кризис 1946 реж. И. Бергман

Максим Странник Петров
Кризис/Kris (1946) реж.И.Бергман; сцен.И.Бергман, Лек Фишер

СЧАСТЬЕ - ПОЛУЧАТЬ ИЛИ ОТДАВАТЬ?
Первая самостоятельная работа Ингмара Бергмана как режиссёра посвящена теме осуществления человека как личности. Что должен делать человек, чтобы он мог сказать, что самодостаточен, самореализован, что его жизнь — это не драма, не трагедия?

В фильме "Травля", где Бергман выступил сценаристом, уже прозвучало то, что человек, живя в страхе, не может осуществиться. Но сам страх возникает именно от того, что человек воспринимает этот мир как враждебный ему, с которым он должен непрерывно бороться, доказывая себе, что он "не тварь дрожащая, а право имеет".

Фильм "Кризис" развивает тему иллюзии отделённости человека от мира, разделённости его с другими людьми, которая приводит к тому, что за своё счастье надо биться, надо прорваться к источнику всех благ, в котором этих благ на всех не хватает. Отсюда нежелание и неумение отдавать, жертвовать, любить бескорыстно. Есть ощущение, что режиссёр задался целью понять, а какова должна быть эта пропорция в человеке между умением отдавать и брать. Мы называем стремление человека только брать эгоизмом, а бескорыстную отдачу называем альтруизмом. И в нашем обществе альтруизм считается благородным качеством, присущим праведнику. Но что на самом деле скрывается за концепцией альтруизма?

В "Кризисе" одна из героинь Ингеборга берёт на воспитание девочку Нелли. Она полностью сосредоточена на ней, залезает в любые долги, лишь бы обеспечить нормальную жизнь своей воспитаннице, забывая про себя, не заботясь о собственном благополучии. Биологическая мать Нелли Йенни живёт своей жизнью, время от времени присылая деньги и подарки. Она озабочена своим личным счастьем, получением от жизни удовольствий. Нелли зовёт свою приёмную мать мамой, а свою родную мать называет тётей Йенни. Когда Нелли исполняется 18 лет, Йенни хочет забрать её в большой город. Дела у Йенни идут хорошо. У неё собственный салон красоты. Она содержит в любовниках молодого человека, который даёт ей ощущение, что она не одинока, что она ещё молода и привлекательна. Молодой человек — альфонс. Он живёт за чужой счёт, не особенно задумываясь о ценности и целях своей жизни.

Красивая жизнь в большом городе манит Нелли. А тут ещё и бал у мэра подоспел. Этот бал — её первый выход в свет, во взрослую жизнь. Красивые платья, молодые поклонники, высший свет местного общества. Всё это привлекает, ещё больше возбуждает в ней желание. Но пока ещё она не может бросить свою любимую "мутти". На отъезд провоцирует любовник её матери. Он начинает ухаживать за Нелли, и в конце концов устраивает скандал на балу. Тень этого скандала ложится и на Нелли. Так что эти события автоматически ведут к тому, что ей приходится уехать из гордка вмместе с Йенни и её любовником.

Ингеборга сильно переживает из-за этого. Вся её привычная жизнь рушится. У неё оторвали то, во что она вкладывала всю себя, в чём был смысл всей её жизни. А тут ещё выясняется, что она серьёзно больна, и жить ей остаётся не так уж много. Она впадает в уныние, а потом, не в силах оставить всё, как есть, едет навестить Нелли. Но Нелли уже заразилась соблазнами новой жизни. Йенни, как и в случае с любовником, не скупиться на подарки, чтобы только почувствовать, что ещё одно существо зависит от неё.

За Нелли продолжает ухаживать любовник Йенни, так что, в конце концов, Йенни начинает беспокоиться и серьёзно ревновать. А для молодого человека наступает кризис. Собственно, кризис наступает для всех героев этого фильма. Сначала кризис наступает для Ингеборги, когда она теряет Нелли и узнаёт о серьёзности своей болезни. Для молодого повесы кризис наступает, когда он влюбляется в Нелли. Он не знает, что с этим делать. В беседе с Ингеборгой он признаётся, что умеет любить только себя. "Если хочешь только брать и ничего не давать, тогда придётся дорого платить... Я вами восхищаюсь. Вы только даёте и не думаете о том, чтобы вам это вернули". Он чувствует, что его жизнь иллюзорна, нереальна. И только Нелли служит ему своего рода якорем, который удерживает его в реальности. Но в нём происходит смятение чувств. Боль души становится непереносимой. Подсознательно он давно чувствует гибельность своего пути. И вот час икс наступает. Он стреляется, не перенеся эту боль. Для Йенни это становится ударом, потому что её красивая налаженная жизнь терпит фиаско.

Шок, вызванный смертью молодого человека, заставляет Нелли вспомнить, где ей было действительно спокойно и безопасно. Нелли возвращается обратно в дом своей приёмной матери. Всё надо начинать сначала. Но пережитой опыт приводит её к открытию, что блеск и красота той жизни, о которой она мечтала, оказался всего лишь игрой солнечного света в осколках битого стекла. И теперь уже не манит, не обманывает её.

Таким образом, сюжет незамысловат, но история высвечивает важные аспекты жизни. Неумение отдавать энергию другим, жизнь в своё удовольствие, эгоизм, потребление, не способны сделать человека счастливым. В погоне за наслаждением человек создаёт свой виртуальный иллюзорный мир. Но в конце концов наступает пробуждение, и боль расставания с этим призрачным счастьем выглядит как кризис. Кризис души. И не каждый человек способен справиться с этой катастрофой. Если общество не даёт нужных ориентиров, то в своей иллюзии человек может дойти до трагедии.

Но и полное самопожертвование ради другого, ради того, кого любишь, оказывается также опасно, если ты пытаешься сделать близкого тебе человека частью себя, пристегнуть его к себе навеки. Почему такая заботливая, такая готовая на жертвы женщина, как Ингеборга, оказалась серьёзно больна? Что же произошло?

Альтруизм — это не искреннее и бескорыстное служение людям. Это попытка всё также создать территорию своего существования, почувствовать то, что ты есть, но на более высоком духовном уровне. Но кто ты на самом деле? Ты — это то, о чём ты заботишься, в чём твои помыслы и чаяния. Ты сделал целью своей жизни своего приёмного ребёнка. Ты сделал его частью своего мира. Без него ты не можешь быть. Без него нет тебя. И подсознание угадывает желание Ингеборги. Нелли уходит, и ей больше незачем жить.

Но мы не являемся ничьей собственностью. Мы пришли в этот мир, чтобы осуществить себя, испытать на опыте своё представление о счастье. Как можем мы кому-то принадлежать? Чтобы ни сделала Нелли, к какому бы выводу из своего опыта не пришла, она не может без конца находиться под опёкой, в зоне своего комфорта.