Мерзость или типичный нетипичный случай

Александр Ляховецкий
И жизнь хороша, и жить хорошо. Я знаю это точно. Вернее так. Я наверняка знаю это. Бывают времена, когда кажется, что всё ужасно, когда по мозгам бегают непонятные букашечки-мыслишки о бренности этой жизни. Бывает. Бывает всё. Всё - как у всех. Ничего нового. Абсолютно ничего.
Правда, здесь есть варианты. Разные варианты. Причём ,сколько людей, столько и вариантов. Каждому – своё.
Андрей Викторович, парень хоть - куда, для своего предпенсионного возраста выглядел полным молодцом. Никто из знакомых, коллег и не очень, не давал ему его годы. В-общем, дядька - что надо. Один недостаток. Правильнее сказать-два. И если с первым, полнотой, успешно боролась его супруга, то второй-беспредельная глупость,увы,была для мужика непреодолима, иначе, чем объяснить его работу по обучению и воспитанию подрастающего поколения в школе. Так вот, этот мой знакомый настолько погряз в этом занятии, что всяческие попытки оторваться от него заканчивались полной неудачей. Не стану рассказывать, какие неприятности его ждали. Стоит заметить только, что после каждой попытки освободиться, он снова возвращался, чтобы совсем не остаться без куска хлеба, ради которого, впрочем, он и работал.
Школа, в которой он служил в очередной раз, ничем не отличалась от других таких же школ, как их не называй. Какая,скажите мне, разница между лицеем, гимназией и школой при повальной нищете образования. Отличались они лишь тем, как и сколько денег выцарапают с родителей директора этих уважаемых учреждений образования. А  учителя везде найдутся, и плохие и хорошие, как, впрочем бывает и в других областях деятельности.
Судя по отношению к нему детей, учитель он был неплохой. Не все,конечно,но ученики знали предмет, подаваемый им на уроках. И,вообще,Викторович был мужик добродушный, если не считать часы, когда он «вбивал» в головы ученичков новые умения, навыки и знания.Он,вообще,старался не лезть в чужие дела и вести себя нейтрально по отношению к коллегам, или проще сказать, другим учителям, с которыми ему приходилось соприкасаться. Так вот, так бы и работал себе в «кайф» Андрей Викторович, и горя бы не знал, неся доброе, вечное, светлое будущим поколениям, если бы не одно обстоятельство, увы, которое от него не зависело.
В любом сообществе, тем более, в женском, находится особая «фигура», желающая доминировать над остальными. Ну что уж тут поделать? Люди таковы, каковы они есть. Не судите их уж очень строго. Что там в Библии говорится? Не суди,и судим не будешь.Так вот,простите автора. Он не судит, а только излагает пришедшие в его неумную голову,умные,как это ни странно, мысли. Так что, в маленькой школе, в которой имел честь работать совсем недолгое ещё время Андрей Викторович, такая фигура проявилась. Обурелова Ольга Павловна, учитель русского языка и литературы, по
 старорежимному, учитель изящной словестности,кажется,полностью соответствовала родовому прозванию. А что?Дама,сорока-сорока пяти лет, она высоко ставила себя и среди школьников, и среди педагогов. Все и всё должно было крутиться вокруг её,в себя родную влюблённой особы. Бывает и такое. Бывать-то бывает, а вот вопров, не мешает ли это жить другим? Правильнее спросить: «Не вредит ли она другим людям?»
Её кипучая натура требовала внимания к себе родной и любимой, поскольку, Ольга Павловна считала что среди всех звёзд, небесных, морских и земных, может гореть ярко только одна звезда.
- Я –Оля!Я-любимая!Я-выдающийся учитель!Я!Я!Я! – Сорокапятилетняя женщина, у которой были взрослые дети,так,видимо,считала,поскольку ,ученики её боялись. Может всё это и так и было, то знает-кто знает? Здесь автор лучше промолчит,поскольку,чужая душа – потёмки. Непременно надо сказать, что Павловна как-бы приятельствовала с директором, поскольку обе входили в одно методическое объединение: учили детей «великому и могучему», а и знали друг друга много лет, ещё с той поры, когда директор была простым учителем. И обращались друг к другу они по именам,конечно,когда не было вокруг посторонних. Директор была женщиной мягкой и опиралась на лучшие черты человеков.Павловна же,соблюдая реноме серьёзного учителя и ой потихоньку, как-бы невзначай, прибирала власть в школе.Ей нравилось считать себя королевой и при этом, ни за что не отвечать. Позиция очень удобная. Для такой породы хищников «сожрать» человека – любимое занятие. И она «жрала»,вначале маленькими долями, а когда разыгрывался азарт, поглощала «добычу» полностью.Видимо,она получала от интриги наслаждение.
Так вот, первый год ,который мой приятель прослужил в этой школе прошёл как-то спокойно. Викторович обучал детей азам истории, а по совместительству был классным руководителем в одном из классов.  По окончании учебного года,как это случается,он ушёл в отпуск. Ольга Павловна же осталась при школе, ещё на месяц. Работала там воспитателем в лагере.Дети из класса Викторовича остались работать в лагере вожатыми.хорошие ребята,активные.Павловна положила на них глаз. А как-же иначе?
Пролетело лето.Сентябрь,как обычно,начинали с праздника знаний.А затем,потянулись учебные будни.В октябре Обурелова на одном из совещаний учителей заявила:
- Коллеги,я стала замечать,что у детей из  шестого класса потухли глаза.Они ходят какие-то потерянные.Когда я спросила детей,в чём дело,они сказали мне,что они никому не нужны.Мне кажется,что классный руководитель не справляется с классом.Думаю,что надо сменить классного руководителя.Даже в классе Андрея Викторовича у детей светятся глазки.они-активные,хорошие дети.А эти ходят потерянные.Жалко класс,жалко детей.Они ведь пропадают.
Интересненькое начало.Вопрос-что будет дальше?Да!Ольга Павловна хорошо знала своё дело.Вот она-мастер интриги.Шекспир,а иже с ним и остальные великие,отдыхает.Сказано это было таким озадаченным тоном,что казалось,что эта женщина – мать Тереза.Смущало лишь одно. Всё это было вынесено на всеобщее обозрение,а не решалось в узком кругу заинтересованных лиц.Если у человека присутствует чувство такта и этики,то это – навсегда.Ох,уж эта - наша этичная Ольга Павловна.Не отнять,не прибавить.Справедливости ради,надо отметить,что у шестого класса действительно была «никакой» классный руководитель,да и учила она плохо.Хотя тот предмет,который она преподавала,знала хорошо.Согласись,дорогой читатель,знать и давать знания – совершенно разные вещи.И, всё-равно,многие учителя про себя ощутили чувство гадливости после не понял велеречивой фразы Ольги Павловны.Тогда и Андрей Викторович не понял, что Обурелова уже затеяла интригу, в том числе,и против него.Было что-то пренебрежительное в этом слове – даже.Эта особа почему-то решила,что она опытнее и умнее  «тёртого калача»,который был старше её лет на пятнадцать,да и умом не обделён.И это был его третий недостаток,увы – неискоренимый.Внимание!Здесь зародилась интрига.Викторович,мужик легкомысленный,пропустил слова «активной и «болеющей за детей» коллеги мимо ушей.
Речь Обуреловой закончилась.Полминуты тишины.
- И что Вы предлагаете? - Спросила директор.
- Нужно сменить классного руководителя, - произнесла Ольга Павловна при мягкотелой и вроде бы как безразличной ко всему Лидии Игоревне,как-раз том классном руководителе,у которой был шестой класс, - я готова взять классное руководство в шестом классе.У меня с этими детьми духовное единство.
- Но у Вас же есть уже класс.
- Ничего,я справлюсь.
- Хорошо,администрация решит этот вопрос в ближайшее время.Спасибо,все свободны.
После совещания учителя разошлись:кто спешил домой,кто шёл к себе в кабинет.Хотя какой «бабский» коллектив без шушуканий и сплетен?Между собой всё обсудили и осудили,не поймёшь кого и не узнаешь что.
Через неделю у класса был другой руководитель.Как вы думаете кто?А вот и не угадали!Свой бывший класс взяла вновь их учитель начальных классов,Вера Ильинична.Вот уж кому было действительно обидно за свой класс.Павловна тогда пролетела.Ну ничего,время идёт,ещё ни вечер,ни всё ещё потеряно.Новая жертва намечена.Ату её,вернее его.Всё-равно сожрём и косточек не оставим!
По окончании четверти состоялся педсовет,на котором Викторович,уезжавший по делам,отсутствовал. По итогам четверти в седьмом классе,именно в том,  где был руководителем он,оказалось много двоечников. Казалось бы – обычное дело.Укрепление мотивации к учёбе.Но и здесь – не мытьём,так катаньем. «Сердобольная» Обурелова давит на жалость к детям.И  опять,начинает атаку.Теперь уже на нашего «парня»,то бишь на Андрея Викторовича.
2

Начало второй четверти выдалось для него сложным. Придя после каникул в школу, он вдруг узнаёт, что его класс хочет забрать себе всё таже, как вы думали – кто? Правильно, Ольга Павловна – неугомонная наша.
- Андрей Викторович, Ольга Павловна хочет забрать Ваш класс. Как , Вы ,к этому относитесь?  - Спросила директор ,пригласив его к себе в кабинет для разговора тет – а – тет.
Учитель задумался, как поступить? Будучи классным руководителем в другом городе, он больше занимался детьми и не сдавал идиотских отчётов о посещении очередных родителей и проведённых классных часах, как- будто от очередной душещипательной беседы родитель или ,положим ,ребёнок станут лучше. Провинция – не столица. Здесь всё по-другому. Бюрократия работает , как часы. Только и знай, когда подбросить очередную бумажку, прикрывающую собственную жопу.
По-хорошему, дядю Андрюшу всё это достало. И ещё, какого рожна быть этим самым классным руководителем, коли за каждого ребёнка платят сущие копейки. Экономия, мать его. В принципе ,с одной стороны жалко детей, а с другой… Ради чего упираться, если можно  жить спокойно и, при этом ничего не терять, или почти ничего не терять?
- В принципе, я , конечно, не против, но прошу оставить решение вопроса до следующей недели, - ответил Викторович, подумав, что вначале поговорит тактично с детьми, и даст свой ответ.
- Давайте, оставим этот вопрос до следующей недели, - согласилась директор.
Дело было в последний день недели и забивать голову этим опросом Андрею не хотелось.Работа – работой, а жизнь проходит мимо нас, если мы не берём её в свои руки.
- Нельзя бросать класс ,начатое дело надо доводить до конца. – Именно с такими мыслями он пришёл на следующей неделе.  утром, в понедельник, решив, что  ,не смотря на «геморрой», детей он не отдаст .
Когда он готовился к уроку , в класс вдруг просочилась округлая фигура Павловны, источавшая бешеную негативную энергетику. Пристально посмотрев на историка, она вдруг обрушила на него новость.
- А вы знаете ,Андрей Викторович, что с сегодняшнего дня я – классный руководитель бывшего Вашего класса!
- И на каком основании Вы забрали у меня класс?
- Я просто зашла в седьмой класс и сообщила им, что с сегодняшнего дня я у них классный руководитель.
Умеет же « человек» нагадить другим без всяких церемоний. Браво! Ольга Павловна! Вам это вполне удалось! Обратной дороги для Викторовича нет. Мосты сожжены!
- Я понял, - он не сказал ей больше ничего, но слушал, как Павловна с «пафосом и  энтузазизмом» расписывала будущую судьбу класса под её руководством. Она чётким преподавательским голосом чеканила:
- Вот ,Андрей Викторович, Вы не справились с классным руководством. Я удивляюсь(от автора – Иезуитка!),почему дети имеют двойки по предметам, почему более десяти человек вышли в четверти двоечниками? У меня такого не будет. Уже в следующей четверти в классе не будет ни одного двоечника !И так будет! Будет ! Будет…!
Что оставалось Викторовичу? Он понимал, что всё  это устроено из элементарной человеческой зависти и подлости, а про себя , то есть в уме , он подумал:
- Флаг тебе в руки и барабанные палочки в зубы. Дерзай, Оля! – А вслух он сказал:
- Всего Вам хорошего. – Что тут ещё скажешь? И ещё. Он решил уже,что ограничит общение с ней до вежливых слов: « Здравствуйте» и « До свидания»…
В этот же день он зашёл  к  директору, чтобы написать заявление об отказе от класса. Почему-то все всегда хотят быстрых результатов, а класс действительно был сложным ещё с первых лет обучения. И директор поддалась  «чарам так будет лучше» Павловны, поверив, что так будет лучше ,и та сделает из говна конфетку. Викторович же, написав заявление, озвучил свою позицию по данной ситуации:
- А знаете, Анна Георгиевна, плевать на то, что сотворила Ольга Викторовна, ничего уже не вернёшь. Но я хотел поговорить вначале с детьми, может вместе с ними что-нибудь и решили бы. Но увы ! Дети же будут спрашивать – почему? Не могу же я им сказать, что всё это для чего-то понадобилось Ольге Павловне. Придерживаюсь мнения, что мы должны  соблюдать профессиональную этику. Ладно, как-нибудь разберусь. До свидания.
Викторович вышел из директорского кабинета и направился к себе, чтобы давать оставшиеся в этот день уроки. Настроение соответствовало ситуации, при  которой тебе насрали в душу. В принципе, так оно и было. Утешало одно: теперь не надо писать «тысяча и одну» бумагу на тему воспитательной работы. На этом он и утешился.
Когда ученица его теперь уже бывшего класса спросила при всём коллективе на уроке, почему у них новый классный руководитель, он объяснил  им, что Ольга Викторовна взяла класс, чтобы выправить положение с успеваемостью, и он их не бросает. Он так же считает класс своим и готов им всегда помочь, но тактично  ушёл от критики Ольги Павловны, чтобы не повредить её авторитету среди учащихся.
                3
А  дальше, день за днём, неделя за неделей, шла учебная четверть. Приближался новый год .Конец учёбе. В последний день четверти Викторович, отведя уроки, спускался к выходу. И, о ,чудо!!! Навстречу с коробкой подарков для класса, купленных на деньги родителей, поднималась Павловна.
- Здравствуйте, - улыбаясь, произнёс историк.
- Здравствуйте, - процедила сквозь зубы учитель изящной словесности.
И более ничего.
На следующий день на новогодней дискотеке он был в роли Деда Мороза. Неожиданно для неё. Тем более она всё время «напевала» в уши директору, что этот дядька не проявляет никакой активности в общественной жизни. Ох,  уж, эта общественная жизнь в нашей Богом оставленной стране. Лучшей учительнице, конечно, по её версии, было очень обидно! Сколько сил, времени, нервов потрачено впустую, чтобы «опустить» этого гада !!! Нет! Он ещё и авторитет среди детей имеет!
В этот вечер , после дежурства на дискотеке она уходила домой в безобразном настроении. С Викторовичем она не попрощалась, просто прошла мимо. Так закончился год для них обоих  .
Прошли праздники. Дело шло к новой четверти .А пока она не началась, учителя приходили в школу по текущим делам. Хотя, какие дела могут быть после гулянок ?  Так бы и отдыхалось!
               
                4

С хорошим настроением пришёл в этот день Викторович. Правда, слоняться из угла в угол – удовольствие призрачное. Он ходил по школе, общался с коллегами .И всё равно в этот день он умудрился накосячить. О том, что он умудрился сделать, вещать не стану. У каждого – вои недостатки. Да и косячим мы все довольно часто, порой этого не осознавая. Опровергните автора, если он не прав! Итак, минут через десять – пятнадцать новость о его поступке докатилась до Обуреловой. Как человек неравнодушный и , кроме того, «замечательный педагог», она решила высказать своё активное «Фи» невоспитанности историка.
Итак, как было уже замечено, минут через десять, навстречу слонявшемуся без дела мужику летела с выпученными глазами заметная со всех сторон фигура выдающегося педагога. Подбежав к  провинившемуся, она , вдруг, разбрызгивая слюни и выражая отчаянное негодование, начала даже не высказывать, а выкрикивать своё негодование на поступок учителя истории. Из того, что он услышал, Викторович понял, что он совершил, мало сказать, нелицеприятный поступок, что нет ему за него прощения и, что он должен всё равно  извиниться, если даже не публично покаяться. На вопрос, о том, перед ней ли он должен извиниться и за что, Обурелова вся затряслась и продолжила снова брызгать слюной. Викторович же развернулся и начал свой путь в противоположном направлении от возмущавшейся. Откровенно говоря, ему и самому было некомфортно и стыдно за совершённое им. Но он был из тех людей, которые свои косяки исправляли, какой бы степени пакости они не были. Спасибо людям, заметившим его маленькую неосознанную гадость. Спасибо и Ольге Павловне. Благодаря ей, он извлёк ещё один урок в жизни: думай, прежде, чем сделать и не делай того, что ты можешь не делать. 
Прошло более часа после последней встречи двух «друзей». За это время герои О Генри успевали два раза добежать до Канадской границы и вернуться обратно. Он же устранил все последствия им сделанного, извинился перед теми, кого касалось им произведённое, и сидел недалеко от выхода из школы, беседуя с одной из коллег. И снова, перед ним встала, спустившаяся сверху и собиравшаяся идти домой Ольга Павловна. И вновь, своим истерическим криком взбудоражила всю округу. Истерила она с ещё большей энергией, чем прежде. Натиск её, действительно, был так силён, что мужик – бедняга просто ошалел от её крика, а потом, и  вовсе, перестал реагировать на истерику столь экзальтированной особы. А та всё кричала на весь коридор, и создавалось впечатление, что она и сама балдела от своей истерики.
- Вы – мерзость, Андрей Викторович, Вы – мерзость, мерзость ,мерзость, мерзость… - Кричала она ему, а он молчал. И это, видимо, ещё больше распаляло праведный гнев учителя русской словесности.
- Вы – мерзость, Вы – мерзавец , я презираю Вас, Я Вас презираю!
Ну, конечно, особенно его волновало то,, что его кто=то там презирает! В конце концов эта тирада опостылела ему настолько, что он попросил её:
- Да успокойтесь Вы уже.
- Вы мерзавец, мерзавец, пакость, мразь, мерзость…- Богат и могуч русский язык. Это бы продолжалось ещё долго, очень долго, если бы собеседница Викторовича, Эльвира Алексеевна, кстати, подруга учителя изящной словесности, видя неприглядность этой сцены, не взяла бы  её под руку и не увела восвояси.
                5 
Её нападки на него продолжились и на педсовете, состоявшемся через пару дней. Правда, здесь проходило всё как-то мягче. В некомпетентности Викторовича было обвинить сложно. Ольга Павловна пошла здесь по обратному пути, обвинив его в то , что он нагружает детей сверх меры.(Какой извращённый мозг порой бывает у человеков.) Здесь Андрей Викторович смог дать отпор своей визави, справедливой и непогрешимой, и вынужден был произнести небольшой спич,, в котором выразил своё возмущение нападкам со стороны этой особы.
- Вас, Ольга Викторовна, больше не существует для меня, ни в личном, ни в профессиональном плане. – Были его последние слова, обращённые к ней.
После педсовета к нему подошла опытная учительница из начальной школы и поделилась: « Какая ж она всё-таки дура, Андрей Викторович». Оставалось с ней только согласиться.
                6

Вроде всё, прекрасные дамы и милостивые государи. Хотя, нет .Если завелась в стаде паршивая овца, то пакостить она будет до той поры, пока с неё не снимут шкуру. Герой наш больше не соприкасался с Обуреловой ,ни по каким вопросам. В прочем, как и раньше, проявлял минимальную вежливость, здороваясь и прощаясь с ней при редких встречах. позже, от детей он узнал, что эта дама собирается уходить из школы. Не думайте, что он был просто рад. Нет, он не был просто рад ,в душе он ,конечно, ликовал, но никому этого не показывал.
Обычно, это происходит просто. Написал человек заявление об уходе, отработал положенный по закону срок и ушёл восвояси. Эта же решила уйти не просто так, а «красиво». И ушла она всё-таки «красиво». И на этот раз объектами её «любви» стала вся школа и работавшие в ней учителя. По слухам , она не собиралась оставлять школу и, видимо, шантажировала директора своим уходом. Благо, специалистом она была не плохим. И ,наконец ,директор, поняв, что можно ожидать от этой женщины, дала понять той, что её больше здесь не хотят.
На последнем в учебном году родительском собрании она объявила родителям своего (бывшего классом Викторовича) класса:
-  Хочу огорчить Вас, я ухожу из школы. Больше в этой школе хороших учителей нет. Если вы хотите, чтобы дети что-то знали ,забирайте документы и переводите ваших детей в другие школы.
И , действительно, в конце года многие родители из этого класса перевели своих детей в другие учебные заведения. Вскоре, ушла и она. Она-то ушла, а запах остался. Видимо, всё, что было не по ней и не совпадало с её интересами – было мерзостью .И уж, наверняка, когда она уходила из школы, про себя пела лишь одну « песню»: «КАКАЯ МЕРЗОСТЬ, КАКАЯ МЕРЗОСТЬ, КАКАЯ МЕРЗОСТЬ!!!» 


2018-16.07.2019 г.