Владелец заводов, рудников, пароходов

Евгений Самоявчев
       Одним из  первых предпринимателей, внесших колоссальный вклад в становление будущего поселка Тавричанка, явился Кларксон Дэвид. М. (1861 - 1913 гг). Американец по происхождению в сравнительно молодом возрасте появился во  Владивостоке. Благодаря своей природной энергичности, предприимчивости и деловой хватке, Кларксон сошелся с первыми лицами Владивостока. Получил разрешение на участие в развитие местной горнорудной промышленности.
      "... Согласно указу от 6 июля 1895 г. Министерство земледелия и гос. имущества по соглашению с МВД, министерством финансов и приамурским генерал-губернатором могло обратиться в Комитет министров с представлением о допуске иностранцев в виде исключения к занятию горным промыслом в Приморской области и на острове Сахалин.
       В соответствии с этим с этим указом в 1895 - 1900 гг. горным промыслом разрешили заниматься целому ряду иностранных предпринимателей. Каждый раз они получали особое разрешение кабинета министров, в том числе , американцы и в их числе - Дэвид М. Кларксон...".
     Ему было дано разрешение на строительство и разработку буроугольного месторождения на полуострове Речном. Был дан отвод и заложена шахта "Новая Надежда".
     Ранее Кларксон  с компаньонами организовал судоходную компанию, которая арендовала суда и осуществляла перевозки между портами Японии, Китая и Владивостоком.
     "Кларксон и К*" начали строить небольшие баржи для перевозок грузов в порту Владивосток и близ лежащих портпунктах. Компанией был приобретем лесопильный завод у француза Монсе. Позднее Кларксон построил кирпичный завод в районе будущего поселка Тавричанка. На старых картах обозначена бухта и мыс Бредихина. В настоящее время  это место тавричанцы называют "Третий мыс".
       Кирпичный завод мог бы принести солидные прибыли Кларксону, но Русско - Китайский банк кредитовавший строительство завода, не дал возможности заводу проработать хотя бы один сезон и потребовал срочной выплаты кредита. Кларксон был разорен.
      Об этом писала в своем письме Л. Грей:
     "...28 октября 1906 года, воскресенье, 11.30.
      ... М-р Кларксон разорился, и нам ужасно жаль, но так или иначе, это его собственная вина. Он хотел слишком многого, но, если бы довольствовался меньшими, но верными доводами, то все было бы в порядке. Он задолжал Русско-Китайскому банку четыреста или пятьсот тысяч, и тот отнимает у него шахту и все прочее. Я восемь лет говорила ему, что настанет час,  когда его загонят в угол, а он говорил, что там его друзья. Я говорила ему, что такие люди не могут быть никому друзьями и даже самому честному из них нельзя доверять и десяти копеек в своем доме, и была права...
     ... У  г-на Кларксона в этом году полоса неудач, потому, что новый кирпичный завод не работает, а то он заработал бы тысячи рублей на одних кирпичах. Сейчас, когда его наконец привели в порядок, закончился кирпичный сезон, но поскольку это будет великолепное предприятие, то банк заключил, что самое время проглотить его. К несчастью для них, г-н Кларксон записал его на чье -то чужое имя, что заставило управляющих рвать на себе волосы! Собственности, которая могла бы удовлетворить их аппетиты, полно, но нет предложений, сулящих хороший доход...".
      О короткой карьере на берегах Владивостока Дэвида Кларксона , свидетельствует его невольный биограф: Элеонора Прей.
    Элеонора Прей, коренная американка была замужем за предпринимателем Тедом Прееем, который был очень дружен с Д. Кларксоном. Их связывали и деловые и человеческие отношения.
     Так, по свидетельству Э. Прей они неоднократно приезжали в п. Речное в зимний и летний период для отдыха и рыбалки. Рассказы Элеоноры сопровождаются снимками:
    "  ... Тед (Прей, муж Элеоноры) закрыл контору и уехал с м-ром Кларксоном на угольную шахту, вернувшись в воскресенье или в понедельник, точно не припомню. Ему так там нравится, потому что может быть на воздухе целый день. В минувшее воскресенье они поехали опять, на этот раз по железной дороге (1905 г), поскольку по льду было бы слишком небезопасно, и они ужасно тяжело добирались с ближайшей станции - Надеждинской, которая на расстоянии десяти миль от шахты, поскольку грязи в некоторых местах было до половины колеса. Назад они и не пытались вернуться в повозке, а приехали верхом - это было вчера...  Лед в Амурском заливе сошел вчера, и полагаю, что завтра в первый раз (в этом году) туда отправятся по воде. Я хочу поехать тоже, но думаю лучше подождать...
    .... Неделю назад в воскресенье впервые в этом году я ездила на угольную шахту м-ра Кларксона, и новый дом очень мил - настоящая дача, как называется у русских загородный дом и именно так я и буду впредь его называть. Там есть столовая, кухня, три большие спальни и одна маленькая, которая первоначально предназначалась быть ванной, кабинет и большая частично подковообразная веранда, обращенная на юг. Перед домом - цветочная клумба с пространством посередине для лужайки. Он стоит на своего рода отвесном берегу.
      ... С боковой стороны дома видно море, только сквозь липовую рощу, которая растет на крутых склонах берега. Дача кирпичная и очень удачно распланирована и сделана с удобствами для девятерых человек...
     ... Теннисная площадка на шахте почти готова, и она будет такая же, если не больше, как любая другая во Владивостоке.Она прочна и основательна, как кирпич, и все что нужно сделать - это срыть около десяти дюймов суглинка (верхнего слоя). Надеемся, она будет полностью готова, когда мы приедем в этот раз, и мы уже приготовили сетку, ракетку и мячи...".
    ... Рассказы Элеоноры сопровождаются снимками. Таким образом, до нашего времени дошли снимки г. Кларксона, его партнеров: на отдыхе, соревнованиях по гольфу, большому теннису - этим свидетельствам более ста лет...
    В 1908 году мистер Кларксон женился на японской аме (работнице в семье Прей) Хиро сан. О его жене известно мало. Элеонора упоминает что Хиро сан принадлежит к старинному японскому самурайскому роду.
    Приблизительно в 1897 году был организован торговый дом "ТД Кларксон и К*" (совместно с М.И. Суворовым). Компания владела рудником "Новая Надежда" на мысе Речном к югу от Тавричанке.
    Главная контора располагалась на улице Алеутской в доме Тагунова.
    Его компаньон Суворов Михаил Иванович (1860-1912 гг), уволенный в запас армии инженерный кондуктор, владивостокский 1й гильдии купец, гласный Думы Владивостока, крупный общественный деятель и меценат.
     Управляющим ТД "Кларксон и К*" американский гражданин Браун Александр.
      Инженер Джеймс Миллер (1858-1911 гг) работал инженером у Д. Кларксона, но разочаровался и вернулся в Соединенные Штаты. Умер от туберкулеза.
     В офисе Кларксона служил Сентгали Антал Михайлович, уроженец Венгрии.
     Рубен Смит (1878-1919 гг). Был одним из горных инженеров м-ра Кларксона, позднее служащим консульства США.
     Ньюхард Гарольд Фредерик (Ньюхард - сан, 1877 - 1930) агент фирмы "Стандарт Ойл" также работал в офисе г-на Кларксона. М-р Ньюхард служил вице-консулом в консульстве США во Владивостоке.
      ... Имеются сведения в т. №3 Поздняка, что компания "Кларксон и К*" владела крупной лесопилкой (57 рабочих) и круподеркой лесопилкой. Компанией "Кларксон и К*" управляли иностранцы европейского происхождения.
    Дэвид М. Кларксон был вынужден продать кирпичный завод Д.И. Старцеву в 1910 году. Кстати кирпичи этого завода отличались высоким качеством. Отмечалось что сырье бралось для него природное без смешивания.
    
    И в заключение. В книге "Вадивосток. Штрихи к портрету" изданной в 1985 году приводится свидетельство очевидца начальника парка для воздушных шаров, который был открыт в 1904 году на мысе Эгершельд, инженера-капитана Ф. Постникова. Вот как описывал он свой полет на воздушном шаре, который состоялся 26 июня 1904 года.
    "... Я поднялся с транспорта "Колыма" в 10 часов 25 минут дня, имея на борту 8 мешков с песком - балластом. Через час с небольшим я поднялся на высоту 580 метров. Вот я увидел, что висевший свободно гайдроп пересек береговую черту около копий Кларксона. Теперь шар стал медленно опускаться, и мне пришлось выбросить полмешка песку, что вызвало подъем шара, через двенадцать минут я был на высоте 900 метров. Вот подо мной устье реки Суйфун. Видны фабричные трубы и лагерь какой-то кавалерийской части. Это был лагерь конно-охотничьей команды штабс-капитана Арсеньева...
    ... Постников благополучно приземлился, но ему пришлось долго добирался с шаром до города.".
    ... Мое поколение застало производство Кларксона в разрушенном состоянии. В послевоенные годы трубу кирпичного завода взорвали для хозяйственных нужд. Кирпич был использован при строительстве здания ш/у "Капитальная", домов шахтеров по улице Первомайской и других объектов. Часть кирпича и сейчас встречается на берегу Амурского залива в районе бывшего кирпичного завода. Осталось (все что осталось) от кирпичных строений конторы Кларксона по сведениям их было пять.
       В шестидесятые годы в одном из этих зданий располагалась инфекционная больница, в которой в свое время лежал и автор этих строк.
      Многолетние липы тогда еще были на отвесном мысу перед  морем. К морю вниз вела деревянная лестница с пролетами любовно сделанная шахтерами. Непосредственно на берегу была красивая купальня и благоустроенный выходящий в море пирс с грибками. Ничего этого к сожалению сейчас нет...
      .... Жизненный путь Д. Кларксона завершился в 1913 году. Тавричанка была на тот момент только в начале развития.