Творчество длиною в 60 лет

Максим Странник Петров
Кто-то сказал, что кинорежиссёр всю жизнь снимает один фильм. Но можно сказать шире. Творчество в целом, а искусство, в частности, — это непрерывный процесс познания того, что такое наша жизнь. Любое творчество — это исследование, познание мира. Как только мы достигаем какой-то цели, находим ответы на какие-то вопросы бытия, мы уже двигаемся дальше, потому что перед нами встают новые вопросы. И этот процесс бесконечен. Искусство — это творческая лаборатория по исследованию души человека, законов её развития. Не важно, будет ли это литература, живопись или кино. Когда говорят: это его программное произведение, — имеют в виду, что это работа стала частью той программы, тех целей, которые сам автор интуитивно ставит перед собой. И кинорежиссёр с каждым своим фильмом приближается к тем потайным струнам души человека, которые его волнуют.

Но это пока всего лишь гипотеза. А любая новая гипотеза требует проверки. И для этого стоит исследовать всё творчество режиссёра, которого мы можем считать классиком, который не стремился всего лишь зарабатывать деньги на кино, а сделал творчество смыслом своей жизни.

И вот перед нами масштабный проект. Ингмар Бергман за 60 лет снял более 60 фильмов. Для большинства из них он сам писал сценарии. Мы называем Бергмана одним из самых выдающихся кинорежиссёров мирового кинематографа. Но в чём его значимость для искусства? Был ли мастер последователен в своих исследованиях тайников человеческой души? Смог ли он уловить связь состояния души человека с его судьбой? Даёт ли творчество Бергмана Божественную картину мира?

На все эти вопросы мы сможем ответить, если погрузимся в его творчество. И обязательно в хронологическом порядке, в той последовательности, в которой режиссёр и создавал свои фильмы. Драманализ будет касаться его произведений, но не его биографии. Мы не будем пока в ней копаться. Хотя, наверняка, многие фильмы включают какие-то элементы собственных жизненных переживаний автора. Но нам нужен чистый эксперимент. Само кино должно раскрыть нам свои тайны. Настоящее искусство носит глобальный вселенский масштаб. Оно не имеет отношения к конкретному лицу, конкретной биографии. Талант художника проникает в те информационные слои, где раскрываются тайны существования души человека как такового. Страхи и психозы автора — это уже не искусство. Это предмет исследования психиатров. Но интуиция — это всегда связь с тонкими мирами. Ошибку допускают те исследователи, которые пытаются творчество художника увязать с проблемами в его личной жизни, персонифицировать искусство. Они ищут, на кого из родственников похожи герои Толстого, какие факты биографии Достоевского легли в основу его сюжетов. Как будто писатели, по примеру героя Бельмондо из фильма "Великолепный", пытаются отомстить своим врагам, изображая их в своих романах в неприглядном свете.

Но интересно анализировать творчество Достоевского, Гоголя, Толстого и других классиков "вслепую", вчитываясь в само произведение, находя в них ключ к тайнам мироздания, а не роясь в "грязном белье" личной жизни автора. Талант художника и его характер не есть одно и то же. Хотя личная жизнь талантливого человека может стать предметом для создания образа в кино, в литературе. Но остановимся пока на кино.