Самая известная картина Федотова

Наталья Швец
«Вдовушка» считается самой известной и драматичной картиной в творчестве Павла Федотова. В основу сюжета легла реальная история его семьи. Созданное в конце жизни мастера полотно имеет несколько вариантов.

  Павла Федотова современники называли «Гоголем в живописи». Его очень ценили и уважали, но при этом советовали поменять жанр. Более того, баснописец Иван Крылов и вовсе сказал ему: «Хватит писать солдатиков!».

   По всей видимости, именно под этим влиянием извне художник и решил создать нечто новое и написал «Вдовушку». Он не сомневался — успех будет обеспечен. Тем более, что на картине художник изобразил реальную историю своей семьи. Его сестра Любушка ждала второго ребёнка, внезапно потеряла мужа и лишилась средств к существованию. Молодая женщина много страдала при жизни мужа, а после его смерти и вовсе оказалась ввергнута в новые бедствия. Несчастной в наследство от супруга остались долги и нищета…

  Федотов не захотел сочинять «сложную» композицию, подробно рассказывая о случившейся в семье беде. Хотя потом не скрывал, что поначалу очень желал нарисовать убогое жилище, гроб на столе, толпу кредиторов, судебного исполнителя, который накладывает печати на имущество… В итоге остановился на простом сюжете. На переднем плане  разместилась молодая женщина, которая стоит, облокотившись на комод. Вокруг неё немного вещей. На первом плане на полу можно рассмотреть корзину со сваленным туда столовым серебром. К опечатанной двери придвинут крохотный столик на одной ноге, в тёмном углу виднеется постель. На всей мебели болтаются ярлыки с печатями…

   Лишь несколько вещей не опечатаны. Это комод красного дерева со стоящим на нём портретом мужа, образ Спаса, корзинка с яркими мотками ниток для вышивания, шкатулка, папка, из которой высовывается нотный листок, толстая книжка с закладкой, может быть Евангелие и прислоненные к комоду пяльцы с неоконченным вышиванием, обернутые чистой тряпицей.

   Интерьер был написан довольно быстро, а вот с героиней никак не получалось.

Главное препятствие

  Главным препятствием стала сама героиня. Федотов никак не мог найти для неё подходящей модели. Он бродил по Смоленскому кладбищу, присматривался к молодым женщинам, которые плакали на могилах, искал нужный ему образ в детских лицах, просил позировать знакомых дам.

   Рассказывают, что в августе 1851 года художник приехал в Царское Село к своем приятелю Лебедеву. В тот же вечер они  отправились в Павловск на концерт и среди слушателей он увидел молодую девушку в трауре. Он тут же воскликнул: «Счастливый вечер; вот у меня есть и любящие глаза!» Потом Лебедев клялся, что героиня на картине как две капли воды похожа на павловскую незнакомку.

  Федотова поздравляли с удачей, но сам он по-прежнему утверждал, что желаемого результата всё-таки не достиг. Женщина на его картине пусть и была милой и доброй, но смотрелась обыденно. В ней было слишком много покорности страданию, полностью отсутствует духовность, твердил художник.

   В итоге, мастер обратился к творчеству древних. Поставил перед собой скульптуру — голову Венеры Медицейской и принялся рисовать её в нужном для себя повороте. И случилось чудо! Чуть более чем за сутки ему удалось закончить картину…

  Однако, совершенно неожиданно для художника общество «Вдовушку» не приняло и Федотов был очень расстроен. Ведь он так старался и потратил много времени на создание картины. Как знать, быть может именно это послужило толчком к серьёзному душевному заболеванию, сумасшедшему дому и смерти…

Три варианта одной «Вдовушки»

  Первый вариант, который можно увидеть в Третьяковской галерее, остался незаконченным. На нём героиня изображена с опущенной рукой и на фоне зелёных обоев.

  Здесь следует обратить особое внимание на портрет умершего мужа, в котором легко узнаётся сам Федотов в сером гусарском мундире. Молодая женщина кокетливо изогнула свой стан и жеманно отогнула мизинчик. Складки платья несколько манерно ниспадают вниз. Лицо холодно и томно, а в ярких губах и слегка приоткрытой груди чудится нечто игривое. Словом, модная картина, а не трагедия. Неудивительно, что художник сам её забраковал.

   На втором, к слову, это единственная законченная версия, можно увидеть уже полосатые зелёные обои. До 1930 года эта картина также хранилась в Третьяковке, теперь находится в Ивановском областном художественном музее. Здесь Федотов на портрете покойного мужа вновь изобразил себя. В том же сером мундире, но уже с другой накидкой и на красном фоне. Несколько иначе смотрится и сама героиня. Теперь её правая рука согнута и лежит на животе. Картина выставлялась на академической выставке 1851 года, но провисела там всего несколько дней. Буквально сразу московский предприниматель, книгоиздатель и меценат Козьма Солдатенков купил полотно и увёз, не дожидаясь закрытия выставки. Однако лицо героини по-прежнему не устраивало художника и он взялся за третий вариант.

  Как и первый, он остался незаконченным. Именно его в 1893 году для своей коллекции приобрёл Павел Третьяков. В данном варианте Федотов не только поменял фон — теперь это лиловые обои, но и нарисовал у героини более тонкую шею, существенно увеличил декольте и добавил военную фуражку на кровать.

  Правая рука по-прежнему лежит на животе. На портрете мужа изображён человек в золотом мундире. Но и после этого Федотов никак не мог остановиться и продолжал работать.

   В честь 200-летия со дня рождения художника в Третьяковской галерее было выставлено сразу три «Вдовушки» и зритель мог сравнить их. Есть ещё карандашные наброски знаменитой работы, но они больше интересны специалистам.

Одна из легенд

   В своём дневнике Павел Федотов написал: «Про «Вдовушку», выставленную в 1852 году, я знаю, скажут: «Не мудрено сделать хорошо, изучая предмет два года». Да, если бы каждый мог иметь столько характера, чтобы в продолжение двух лет изучать одно и то же, чтобы дать себе раз чистое направление, то хорошие произведения не были бы редкостью».

  Есть такая легенда, что художник долго не мог подобрать нужное цветовое решение. Измотанный вконец он лёг спасть и во сне к нему явился Карл Брюллов. Великий мэтр объявил, что от прежнего замысла надобно отказаться. Вместе с Федотовым они подошли к картине, сняли полог. Брюллов взял в руки кисть и показал, как и какие краски следует смешать, куда и в каком порядке их нанести. Утром Федотов в точности исполнил советы Брюллова…

Всего восемь лет работы

   О работах Павла Федотова пишу не впервые и не перестаю восхищаться его гению. А ведь между началом его профессиональной работы в искусстве и её завершением прошло всего каких-то восемь лет. Однако, как много он сумел создать за это время! «Сватовство майора», «Анкор, еще анкор», «Игроки», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста»…. Что не работа, то шедевр!

  Говорят, что три последних года его жизни отмечены поразительной творческой продуктивностью, когда он работал с лихорадочной быстротой. Замыслы будущих картин возникали один за другим. Едва заканчивал один рисунок или эскиз, тут же брался за новый. Не сложно представить, сколько бы он ещё успел сотворить, если бы не страшный недуг.

Болезнь

   Первый приступ болезни художника описан довольно подробно. «Весной 1852 г. о Федотове между близкими его знакомыми стали ходить слухи, что он не совсем нормален. Затем мне сообщили, — пишет в своих воспоминаниях Лев Жемчужников, — что Федотов пропал из города, забрав деньги, которые заработал, что он сорит деньгами, покупая всякий вздор, и щедро раздавал их направо и налево… Между прочим, он заказал себе гроб и примерял его, ложась в него».

   Другой биограф добавляет: «В середине лета недуг Павла Андреевича развился вполне и его ясный наблюдательный ум помрачился. Несколько дней ходил он по петербургским улицам и окрестностям, покупал в разных магазинах драгоценные вещи для какой-то воображаемой свадьбы, загадочно говорил о каком-то своём счастии».

  Живописец побывал у различных знакомых и везде сватался, чем вызывал полное недоумение хозяев. Потом он долго рассуждал, как будет строить свою будущую семейную жизнь, а потом неожиданно исчезал и больше не появлялся. Вскоре академию известили из полиции, что «при части содержится сумасшедший, который говорит, что он художник Федотов».

   В итоге он был помещён в «частное заведение для страждущих душевными болезнями» венского профессора психиатрии Лейдесдорфа, расположенное близ Таврического сада, где находился два месяца. Лечили его совершенно ужасно: чтобы усмирить пять человек били его в пять кнутов.

Рисовал мастер до последнего

      Друзья его постоянно посещали и оставались в жутком состоянии от этих встреч. Так Лев Жемчужников напишет в своих воспоминаниях: «Мы вошли в чулан под лестницу: тут в углу сверкнули два глаза, как у кота, и мы увидели тёмный клубок, издававший несмолкаемый, раздирающий крик и громко, быстро сыпавшуюся площадную брань. …Из тёмного угла, как резиновый мяч, мигом очутилась перед нами человеческая фигура с пеною у рта, в больничном халате со связанными и одетыми в кожаные мешки руками, затянутыми ремнями, и притянутыми к спине плечами. Ноги были босы, тесёмки нижнего белья волочились по полу, бритая голова, страшные глаза и безумный свирепый взгляд».

    Иногда Федотов воображал себя богачом, скликал вокруг себя любимых особ, говорил о том, что нужно превратить Васильевский остров в древние Афины. А в его лихорадочных разговорах постоянно присутствовали бред собственного величия и маниакальная идея своей «высокой миссии в мире». Психическое состояние больного всё ухудшалось и в 1852 году его перевели в больницу «Всех скорбящих» на Петергофской дороге.

   На некоторое время это улучшило состояние художника, однако вскоре всё пошло по-прежнему. При очередном посещении друзей не пустили к больному, сказав, что «он в бешенстве кричит и буйствует, носится с мыслями в небесном пространстве с планетам и находится в положении безнадёжном».

    Но даже в таком состоянии Федотов продолжал рисовать и учил рисовать других больных. 14 ноября 1852 года его не стало…