История одной мистификации

Виктор Алёнкин
   
    В искусстве что-то живёт вечно, что-то забывается. Случаются и мистификации – произведения живут, а авторство приписывается другим. Но как бы неблагоприятно для настоящего таланта ни складывались обстоятельства, история всё расставит по своим местам.

    Советский композитор Владимир Фёдорович Вавилов в 1971 году записал пластинку под названием «Лютневая музыка XVI-XVII веков». Пластинка стала настолько популярной, что её несколько раз переиздавала фирма «Мелодия», однако достать  её было непросто. Была в пластинке ещё и некая загадка – напротив «Аве Мария» отсутствовало имя автора. Божественную по красоте композицию исполняли студентка Консерватории певица Надежда Вайнер и лютнист Владимир Вавилов.

    Вокруг пластинки сразу же разыгрались нешуточные споры. Любители лютневой музыки утверждали, что произведения не могут  относиться к лютневой музыке, поскольку «Аве Мария» это католическая молитва, названная по первым словам приветствия Деве Марии архангелом Михаилом. Кроме этого в мелодии было всего два слова, далее же шла интерпретация. Сам автор лишь отмалчивался.
 
    В 1975 году, когда Владимира Вавилова не стало, вышла пластинка солистки Мариинского театра Ирины Богачёвой «Старинные арии». Среди других арий она исполняла «Аве Марию». Тут случился пассаж, – мелодия  вдруг приобрела автора – композитора XVI века Джулио Каччини. Шли годы, а «Аве Мария»  с пластинки Вавилова приобретала всё большую популярность. В 1988 году «Аве Мария» в новой обработке,в сопровождении хора и органа телезрители услышали в исполнении известной Ирины Константиновны Архиповой. В 1994 году певица латвийского происхождения Инесса Галанте включила «Ave Maria» в свой альбом. Диск был выпущен в Германии и имел большой успех. После этого  мелодия «Аве Мария» Вавилова находила всё большее признание из всех ранее написанных на эту тему произведений. Она становится украшением  концертных репертуаров многих именитых исполнителей в нашей стране и за рубежом. Кое-кто из примадонн, узнав, что произведение написано советским автором, не хотели расставаться с прекрасной музыкой и стали включать в свой репертуар под двойным авторством Каччини–Вавилов.


    История с пластинкой стала ещё загадочней после выхода на экраны кинотеатров 1987 году культового фильма режиссёра Соловьёва «Асса». В фильма широко известной стала песня «Под небом голубым» в исполнении Бориса Гребенщикова. Многие полагали, что автор песни является сам Гребенщиков, но меломаны легко узнавали в ней «Канцону» Франческо ди Милано с пластинки Вавилова. Но как бы то ни было, а справедливость всегда должна отпраздновать свою победу.

    В 2003 году в Израиле на фестивале бардовской песни прозвучала на иврите песня «Город золотой». Её изящество вызвало всякие толкования и породило о происхождении несусветные версии. По просьбам слушателей за поиск автора оригинала  взялся известный израильский публицист Зеэв Гейзель. Кропотливые поиски удивительным образом привели в Россию,  и тут возникли еще большие трудности, – в России никогда не было школы лютневой музыки. Надо отдать должное стараниям исследователя, который всё же разгадал тайну тридцатилетней давности о происхождения мелодий с пластинки Вавилова. Мистификация была раскрыта, и в 2007 году Гейзель опубликовал историю поисков в журнале «Мигдаль Times» под названием «История одной песни». Сегодня эту историю, которая больше похоже на детектив, можно прочесть в Интернете.

    Автором ВСЕХ мелодий с пластинки «Лютневая музыка XVI-XVII веков» оказался сам Владимир Вавилов. Возникает вопрос, почему композитор отказался от своих выдающихся творений?  К сожалению, в те времена у Вавилова не было никаких шансов пройти через  тогдашние художественные советы, чтобы быть записанным на пластинке. Ему, человеку немолодому и немеющего высшего музыкального образования, оставалось лишь записать свои творения под чужими именами. Но главное, что композитор, по мнению современников, относился к тем одарённым людям, для которых жизненной потребностью было не погоня за гонораром, а служение искусству.
                Июль 2019 г
 
    Иллюстрация из Интернета