Причины, повод и спусковой крючок. Версия

Евгений Говсиевич
Конечно, мне не хотелось углубляться в неприятные «разборки», но одна мысль не отпускала. В чём же дело? Почему критика направлена в мой адрес (3 публикации и жёсткий отклик)?

Это было абсолютно неожиданным и казалось странным. Наши дорожки ранее, вроде бы,  не пересекались. И тут... вспомнилась мне одна история... Это, конечно,  всего лишь, версия. Но я пытался найти хоть какое-то объяснение, мотивы.

Как говорил поэт:

«Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте».
 
Дело в том, что этот автор в 2018 г. участвовал в конкурсе. В конкурсном произведении речь шла о «Картошке в мундире».

Материал был в Рейтинге, я обратил на него внимание и написал положительный отклик. Вот его содержание:

«Спасибо за ностальгию.
Вспомнилась песня нашей молодости (по памяти, давно не собирались в компании - будет повод)». И далее привёл слова этой известной песни..

Вот ответ автора на мой отклик:
«Ничто в этом мире не вечно и не ново! Что ни придумаешь - про всё уже написано. И всё идёт повтором.
И про картошку было. Не я первая написала. ИДЕЯ ПОЧТИ СОВПАЛА С ТЕКСТОМ ПЕСНИ».

Неужели, моя невинная и положительная рецензия и явилась причиной нападок??
Вероятно, не по нраву пришлось автору, что кто-то невольно обратил внимание на  «заимствование идеи», ибо  автор сам признаётся: «Идея почти совпала с текстом песни».

******

И вот дождавшись удобного случая, был спущен спусковой крючок, в результате чего в плагиате был обвинён я. Но всё-таки, одно дело «афоризмы» со ссылкой на то, что это «народные мудрости»,  другое – «конкурсное произведение», без соответствующих ссылок.

Не тот ли это случай, когда «Видим соринку в чужом глазу и не видим бревна в своём»?

Не «двойная ли это мораль»?
Здесь уместно вспомнить К.Маркса «Воспитатель сам должен быть воспитан».

******

А вот другая противоположная история. Дружеская поддержка автора, допустившего заимствование.

Защищая коллегу, автор пишет:

«- Предположим, что автор действительно позаимствовал кусок чужого текста. Не такое уж опасное  преступление, за совершение которого надо клеймить и ставить к столбу позора. Один автор  «украл», другой поймал на воровстве и заклеймил позором. Словно украден миллион!..
- Заметка скомпрометировала  автора, которого обвинили в плагиате,  подорвала его репутацию, поставила под сомнение  честь и достоинство. Стоит ли того поднятый шум?...
- Можно было уладить недоразумение мирным путём…
- Не книгу «украли», не рассказ, всего лишь несколько слов».

*******

Получается, что 2-3 абзаца заимствования – это не плагиат, а вот 4…?

Мне кажется, что «нельзя быть немного беременной».

Есть чёткая дефиниция «Плагиата»: «Плагиат выражается в публикации ПОД СВОИМ ИМЕНЕМ чужого произведения, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений БЕЗ УКАЗАНИЯ ИСТОЧНИКА ЗАИМСТВОВАНИЯ».

С одной стороны, автор вступился за коллегу, что вызывает уважение, с другой – расписался в своём непрофессионализме.
 
В чём сходство этих двух историй?  В непрофессионализме.

В чём их отличие?

В первом случае, говоря языком спорта, автора  можно охарактеризовать, как «Агрессивного нападающего», во втором - как «Цепкого защитника».

На этом можно было бы поставить точку, если бы не одно «Но»…. Дело в том, что ОБЕ истории – об одном и том же авторе и такие, принципиально разные позиции, высказаны одним и тем же человеком.

«В роли «Агрессивного нападающего» он выступил в 2019 г., а в роли «Цепкого защитника» в 2018 г.

Не помню в спорте такого явления, чтобы один и тот же спортсмен совмещал обе указанные функции.

А, значит, здесь уместно говорить уже не о «двойной морали», а о раздвоении личности.

На этом частном примере, хотел привлечь внимание к проблеме непрофессионализма  http://www.proza.ru/2019/07/24/220.

26.07.2019 г.

О ситуации с произведениями «литературоведческого характера»  http://www.proza.ru/2019/07/24/220
Тык-тык  http://www.proza.ru/2019/07/25/416
Причины, повод и спусковой крючок. Версия http://www.proza.ru/2019/07/26/1145