Знакомство с автоВазом

Игорь Теряев 2
       В    1974 году  медикам  не понравилось  вращение  моего  сердца  и  подполковника Теряева, военного лётчика Первого класса,  представили к увольнению  из рядов  СА  в запас.  Пётр Макарович Кацура (директор по экономике и планированию  Волжского объединения по производству легковых автомобилей и, по совместительству,  муж сестры моей жены – мне свояк) позвонил и попросил о  моём  освобождении  от  армейской  службы  сообщить  ему.
       Дождался,  я  свободен!  Телефон Тольятти  на сообщение  об этом голосом свояка  произнёс:  «Приезжай!»   Без  сомнения,  хотелось увидеть  первый советский гигант, выросший на берегу  матушки Волги.  И  я – в поездах  Рига – Москва,  Москва – Тольятти.   Только состав свернул с восточной магистрали  в Сибирь,  на  одноколейную ветку  к Тольятти,  как  начал  подолгу  стоять  на станциях,  пропуская  встречные  поезда,  груженные  готовой продукцией – легковушками «Жигули».  Поражала  масса,  тьма  машин, отправленных  в народ.  То  есть  ещё  на подступах к  заводу  наглядно  виделся размах гиганта.

        Наконец,  станция «Тольятти».  Не спеша, в числе последних, выхожу из  вагона.   По  высокой  платформе, с которой  «Выход  в город»  один, неторопливо, удивляясь отсутствию  какого-либо встречающего,  двигаюсь к  выходу – спуску  почти в одиночестве.  Навстречу  мне летит  симпатичная полновато-фигуристая  женщина с  богатым  букетом  в  руках.  Останавливается напротив меня и широко улыбаясь,  говорит: 
     -- Здравствуйте  Игорь  Васильевич!  С приездом Вас!
        Не менее широко  улыбаясь,  отвечаю:
        -- С  Добрым Вас днём!  Но  только  не  Васильевич,  а Викторович.
-- Нет!  Васильевич!
-- Думаю,  своё отчество я знаю вернее.
-- Ах!  Жаль!
И  помчалась мимо меня дальше  встречать    Васильевича.
Одиноко спускаюсь  «в город».  А  вокруг,  сколько  видит  глаз с высоты платформы,  громадные  пустыри,  заросшие  пыльной  полынью.  У  спуска  «в город»  увидел    стоящие  спиной  к  спускающимся  Жигули,  под задним  стеклом которых  большой лист  белой бумаги  с надписью  «Встречаю Теряева».   Подхожу.  На  водительском  месте мужчина постарше меня  читает  газету.  Тихонько постучал в дверку.
-- Здравствуйте,  Игорь Викторович!  Пётр Макарович вызван  в  Совмин,   в Москву  но Вы не беспокойтесь.  Я покажу Вам его квартиру, покажу,  где Вы будете кушать.  Вам покажут  завод и всё,  что Вам интересно.
Подъехали к пятиэтажному зданию.  Водитель спрашивает:
-- Сколько времени Вам нужно,  чтоб  умыться и переодеться?   Я должен Вам показать, где вы будете кушать.
-- Пять минут.
  На втором этаже лестницы  из квартиры вылетела женщина:
-- Здравствуйте,  Игорь Викторович!   Я – хозяйка гостиницы,  я Вам покажу  квартиру Петра Макаровича.   Вот Вам ключ.  Что Вам нужно  будет  ещё,  скажите,  мы сделаем. 
Умыл руки, лицо, выхожу. Водитель привёз меня в ресторан  «Жигули».
-- Через какое  время  Вас забрать?
А гостиница  с  Петиной  квартирой  видна  от ресторана   (замечательный ориентир – яркая крупная неоновая реклама  «Гастроном»), только пересечь по тропинке большое полынное поле.
-- Спасибо!  Я дойду  пешком.
-- До свидания!
-- Всего  доброго!
В ресторане меня окружила заботой директор.  Тут-то  я и вспомнил,  что нахожусь  возле самых  настоящих  Жигулей.   Как  же быть рядом и не попробовать  известного  на весь Союз, да и всему миру  Жигулёвского?  И я заказал помимо котлет  две бутылки  мужской радости -- Жигулёвского  пива.
Настоящее Жигулёвское  оказалось и в самом  деле  чудесным.  Да  и собеседник    попался  удачным.   Спешить и ему было некуда,  и мы набеседовались  вволю.
        Настроение  замечательное.  Надышался полынью,  идя до гостиницы, спокойно  поднимаюсь на третий этаж.   На втором этаже выскакивает  хозяйка:
-- Вас там  ждут!
Открываю дверь,  и меня  чуть  не сбивает с ног  плотный клуб табачного дыма.  Пять  человек  внимательно  меня  рассматривают.
-- Здравствуйте!  --  и  кидаюсь открывать окно.
-- И.В,  Пётр  Макарович  просил связать Вас с ним.
-- Свяжите.
--  Игорёшка!  У тебя всё в норме?
-- Конечно.
-- Дай  Борю.**
Спрашиваю:
-- Кто из  Вас  Боря?
Протягивает руку  один из  моих гостей. Передаю ему трубку.  Он  слушает очень долго.  Стучу  ему по руке  и  показываю знаками  «Дай мне».
-- Петя!  Если речь о моём дальнейшем трудоустройстве, то  лучше приедешь – поговорим  очно. Я тебя  дождусь.
-- Дай Борю.
Отдаю  трубку  Боре.  Связь с Москвой окончена. Боря мне говорит:
-- Завтра я покажу Вам завод.  Во сколько заехать за Вами?

      
            **  Борис  Михайлович  Кацман.   Хорошо известный и уважаемый      
            работник  дирекции по экономике и планированию.   Когда стало
            понятно, что пора зафиксировать  события истории  завода,  сохранить
            письменную память о его сооружении, то  Виктор Николаевич Поляков
            (генеральный директор) поручил эту работу  не  писателю  или
            журналисту,  а именно  Борису Михайловичу  Кацману.  Но в  возрасте 
            47 лет он  скончался в рабочем  кабинете.   Его  замечательная книга 
            «Завод  без  компромиссов»  осталась незаконченной.    В книжном 
            формате издана в  2006 году.   

Гости  ушли.  Я  хотел  раздеться  и,  пропустив  тело  через  душ,  лечь  почитать,   как  зазвонил телефон.  Ну  что я мог сказать  звонящему,  когда сам здесь  новичком?  Брать  трубку не стал:  догадаются,  что хозяина квартиры дома нет.   Но аппарат  не  умолкал долго.   Откликнулся:
        --  Алло!
        Мягкий женский голос  вкрадчиво  спросил:
-- А чем Вы, И.В.,  занимаетесь?
Отвечаю  вопросом:
-- А чем может заниматься  холостяк в незнакомом городе?
-- А у нас есть предложение…
        Перебиваю:
-- А я согласен…
-- Через сколько минут ждать Вас внизу?
        --  А  сколько времени уйдёт на наматывание галстука на шею и на натягивания туфель на пятки?   Десять?
        У подъезда меня  ждал весёлый  молодой  человек  с  двумя  интересными  женщинами.
        -- В ресторане  «Волга» мы заказали  столик.  Там  всегда    музыка,  танцы.
--Конечно,   пошли…
Действительно,  музыку  джаз  выдавал  современную,  зажигающую  и  вечер  запомнился  приятным.


        После  завтрака  меня у ресторана ждали  Боря и водитель.
-- Пётр Макарович просил,  если Вы захотите,  показать  завод.  Начнём  с главного конвейера.   Его  длинна  3  километра…
Я  даже не мог представить  себе,  как  поразят  цеха,  продуманность,    сколько конвейеров  доставляют готовые части, агрегаты машин  к  сборочному -- главному конвейеру,  вдоль   которого  ездят на Жигулях.    Удивляло всё: и цех  сборки  и обкатки моторов,  окрасочный цех,  трек  обкатки  готовых машин  и многое  другое.   Поразил  цех  с  перспективными  машинами -- новыми моделями, которые  готовятся  к  запуску  в производство,  восхитили  спортивные  модели  и  ангар   новинок  зарубежных  фирм.
Но более всего  меня  потряс  склад  готовых узлов и деталей.  В  громадном  ангаре  работал  всего один  человек – кладовщик.  Если машина привозит ящики  деталей  из цехов  или от  смежных  заводов,  водитель  подаёт накладную.  Кладовщик  вводит данные в аппарат  и нажимает кнопку.  Из-за  стеллажей  выезжает штабелёр,  снимает  с машины  груз,  и увозит  куда-то  в стеллажи.   Если приезжает  машина  за деталями,  штабелёр  исчезает  в  стеллажах,  берёт  указанные  кладовщиком  детали   и  грузит  на машину.
Один  кладовщик  проводит выгрузку,  погрузку, и  учёт, не сходя с места.   Можно часами любоваться  этим процессом.

Завод  можно  рассматривать  бесконечно.   Вопросы  можно задавать  беспрерывно.  Очень  богатую  экскурсию  провёл  со мной Борис  Михайлович,  за  что  я  и  сейчас ношу  в душе большую  благодарность  горячему  патриоту  АвтоВаза.

               
                Начало большого пути Петра Макаровича Кацура
          
          
          Искал  что-то в шкафу и наткнулся на книгу  «АвтоВаз  и его время»,  изданную в 2009  году   тиражом  200  экземпляров.  Автор --  Пётр Макарович Кацура.   Её  с тёплой надписью подарил мне автор, мой свояк.
         Сам он  уже  тяжело болеет.  Я  постоянно  интересуюсь его здоровьем,  всегда  передаю  приветы  и  пожелания  выздороветь и  только, увидев  интересную  и  поучительную  книгу,  вспомнил,  что у меня когда-то был его телефон.  А вдруг  он и сейчас  работает?
Набираю и даже поразился  тому насколько  приятно  услышать знакомый голос.  А  мне даже в голову не приходило,  что могу сам, без  чьей-то  помощи  поинтересоваться крепостью его духа и пожелать ему стать на свои  ноги.
Пётр Макарович  Кацура.  Родился  в 1930  году,  возле Белорусского городка  Озаричи.  Одиннадцатилетним  попал в оккупацию  фашистами.  Со  всеми вместе голодал,  переживал  другие   тяготы  тех чёрных  лет.  После освобождения  снова в школу  и всё та  же борьба с голодом и разрухой  в    неурожайные  послевоенные  годы.   После  школы пытался поступить в институт,  но   бывших в оккупации  не принимали.  Кто-то  посоветовал:  расскажи на  мандатной  комиссии  о помощи партизанам.   И Петя рассказал,  как он оставленную фашистом во дворе винтовку  спрятал в лесу, а затем  «дядям  из леса»  передал её.  Партизанское движение  тогда ещё только зарождалось,  и  винтовка  пришлась  кстати.
После окончания института был направлен на Минский тракторный завод.

 

 На фото директор по экономике и планированию АвтоВаза
Кацура Пётр Макарович и его замечательная книга "АвтоВаз и его время".