Этажерка

Анна Мержвинская
      А я любила изящные этажерки. У нас была, видимо, задолго-довоенная (а может начала 20-го века??) этажерка на даче под Ленинградом. Стояла она на маленькой веранде у стены.

      Посередине небольшой веранды был большой стол. С одного конца стоял тяжелого дерева (может, дуб?) резной стул темной расцветки. У веранды были застекленные окна с голландскими рамками (посередине ромб из рамок, а по краям прямоугольнички небольшие - всё в стекле внутри рамок). Одно окно было за этажеркой. Все окна были с занавесками. С той стороны стола, что параллельно у окна - стояла длинная скамья (дедушка сам её делал). А у другого торца стола стоял старенький диванчик с валиками-ручками по бокам и весь в старинных заклёпках по канту обшивочной материи. Дерево было тёмным. Материал обшивки, скорее всего пообвыгорел с годами-десятилетиями. В то время он был очень бледно-розового цвета с узором того же цвета, мелким, будто "вышивка гладью". Так осталось в памяти.

      Этажерка была из бамбука и лозы. Очень изящная, необычная. Фото её никто не делал в те времена. Но у меня она до сих пор в памяти. Полочек было 4 или 5. Верхняя была открытая и с оградкой плетеной по 3-м сторонам. Хранили на ней детские книжки, альбомы для рисования, раскраски, а в самом низу - журналы ("Наука и Жизнь", "Аврора", "Юность" и прочие тех времен).


      Когда мы с младшим братом были маленькими - часто сидели и рисовали на этой веранде: в альбомах, в раскрасках. Да, там ещё были коробочки с пластилином и мы могли полепить. В альбомах рисовали красками: либо акварельными, либо гуашью. В стаканчике всегда было несколько кисточек, карандашей. Были и коробки с цветными карандашами. Пока мы были маленькими - нам их затачивал наш дедушка. Когда появились пластмассовые точилки - мы сами стали затачивать.


      Рисовали там или читали книжки, могли летом там заниматься и писать задания из учебников по русскому языку (я часто летом в младших классах писала в тетрадях, нам на лето задавали задания, да и почерк отрабатывала, вспоминала пройденный материал учебного года). Решали задачки по математике из учебников в тетрадках в клеточку. С математикой помогала бабушка - она любила математику и очень быстро решала задачки, любые. Брат тоже занимался. Решим и идём к бабушке на кухню (дачную), чтобы она проверила или помогла решить (что-то не получалось).


      В дождливые дни могли на этой веранде собраться и поиграть в лото-бочонки. Бабушка любила эту игру. И нам она нравилась очень. Читали, а бабушка что-нибудь штопала, переделав дела на какой-то момент. Мы могли задать какой-то вопрос, а бабушка, отвечая, рассказывала нам разные вспомнившиеся ей, истории из жизни, случаи. Было интересно и для памяти о предках (на будущее) всё сохранялось и выстраивалось в какую-то цепочку: новые факты, новые люди-предки.


      Когда наставала пора урожая, на веранде ставили таз со стручками гороха и мы садились его лущить, помогая бабушке. А в пору яблок - там стояли корзины с собранными румяными яблоками разных сортов: ранет, боровинка, "китайские", антоновка, белый налив (он, конечно, был один из самых первых созревающих, созревал во второй половине июля). Другие, зимние сорта, не помню уже названия.А в уж очень урожайные годы - яблоки рассыпали по столу и на диванчике, могли и на пол высыпать, положив газеты или плащ-палатку (военные дедушкины, их было на даче 2 штуки;  в углах у них были обметанные дыры, в них вбивались колышки и так в войну ставили на фронте, по-быстрому, в полях, палатки лагерем).


      Этажерка. Такие этажерки я потом, став старше, видела в различных фильмах: довоенных, военных, послевоенных (в квартирах 50-х - 60-х годов). А позже - видела в фильмах с сюжетами конца 19-го - начала 20-го веков. Такие этажерки, видимо, в те времена и начали появляться (у дворянства). Потом, перешли потомкам.


      Не знаю - сохранилась ли этажерка до сего времени? Я не была на даче более 20-ти лет (23-24 года). Мамины младшие сестры могли её и выкинуть уже давно. Просто помню её. Очень любила с детских лет, вот и осталась она у меня в памяти.