Глава 19. Отдохновение

Тамара Злобина
       
Тихий шёпот согнал Рябинину со скамейки быстрее крика. Она уходила из парка так стремительно, словно чувствовала за своей спиной что-то необъяснимое и пугающее. У неё не было сил взглянуть ему в лицо, в его бездонные манящие глаза. Таня вновь ощутила это холодное мистическое дыхание, которое почувствовала в квартире Лины, стоя перед её портретом.
Шла пешком до самого  дома -  чуть ли не через полгорода, пытаясь понять, что всё это значит, но так и не пришла ни к какому выводу.
-Что со мной происходит? - интересовалась она, готовя  себе ужин.
-Что происходит с людьми, меня окружающими? - думала она, взбираясь с ногами на любимый диванчик, отхлёбывая маленькими глоточками вечерний кофе.

Татьяне был необходим сейчас ответ на все, мучающие её вопросы, но ответа не было, как она не ломала голову. Она согласна была даже на маленькую подсказку.  Взгляд, как магнитом притянулся к бархатному мешочку с гадальными кубиками, отполированными её руками, и она не устояла против соблазна.
Сколько  раз Рябинина давала себе обещание не брать гадальные кости, считая это слабостью, но всегда, в безвыходных, по её мнению, ситуациях, хваталась за них, как за спасительную соломинку.

Поглаживая нежный бархат, Татьяна приговаривала тихо, чуть слышно:
-Что всё это значит? С чем я столкнулась?  Почему  ничего не могу понять? Ведь это самое обычное, банальное убийство, и в нём, как всегда есть и жертва и есть убийца... Но почему я чувствую жертвой себя? Почему?... В чём причина?... Угрызение совести?... Если бы не моё вмешательство, Лина до сих пор жила бы в своём уравновешенном  мирке, ведь она была счастлива до того, как возникли подозрения. Я эти подозрения обернула в реальность - в страшную реальность... Видимо, эта реальность и мстит мне.

Кости, как видно, устав от такого количества вопросов, сами выпорхнули из пальцев Татьяны, выдав полную абракадабру в  виде цифр 30, 20, 4 - если не хотите понапрасну мучиться тревогами — не ищите сейчас решения интересующей вас проблемы.
-Действительно, Татьяна, - обратилась она сама к себе, - сколько можно уповать на чьи бы то ни было советы? У тебя что, нет на плечах головы? Или этот слегка каштановый отросток с зелёными глазами уже не способен думать?
Устыдив себя таким образом, она решилась на штурм логических высот собственными силами.
-Что бы на твоём месте предпринял классический сыщик: ну там Эркюль Пуаро, Шерлок Холмс, на худой конец миссис Марпл?

Татьяна улыбнулась, сама себя  приглашая в эту игру, и продолжила умозаключения дальше:
-Прежде всего он, конечно же прикинул бы чем располагает, разложив всё по полочкам. А потом уж попробовал сделать какой бы то ни было вывод... Чем ты лучше этих выдающихся деятелей международного сыска?
Дальше умозаключения пошли уже не вслух, чтобы не смущать корифеев сыска.
-Увы, ничем. И даже, пожалуй, более того... Благообразная старушка Марпл, например, не имела привычки советоваться, а сама раздавала советы направо и налево... Мудрая была женщина! Жаль ты её не застала: глядишь и тебе бы перепал какой-нибудь мудрёный совет.
Здравый смысл явно вызывал Татьяну на поединок, задирая и дразня.
-Хочешь сказать, что я немудрая? - поинтересовалась у него Таня.
Смысл, на то он и здравый, напряг уже извилины, чтобы пошевелить им весьма изрядно, но тут раздался телефонный звонок, и он скис, так и не сделав очевидного вывода.

Звонила Ирина.
-Добрый вечер, пропащая! Когда тебя можно дома застать? Твой крестник мне уже всю плешь проел: где тётя Таня, когда она придёт к нам в гости?... И не вздумай оправдываться нехваткой времени — не поверю: для друзей всегда можно выкроить часок-другой!  У нас торт,  бутылочка  мартини. Немедленно лови такси  - и к нам: пока вино ещё холодное, а торт свежий. И никаких отговорок! Если через полчаса тебя не будет у нас, то мы с Андрюшкой будем у тебя. Время пошло!

Пока Татьяна пыталась поймать на улице такси, которые, как всегда то были полны, то направлялись не туда,  Рябинина думала о своей закадычной и единственной подруге Иришке и крестнике Андрюшке, как о самых близких и единственных родственниках, ведь Ирина была для неё, как сестра.
Они знакомы с Ириной Поляковой целую вечность: жили рядом, учились в одном классе, дружили — сколько себя помнят. Когда на последнем курсе университета Ира скоропалительно вышла замуж, и сразу же, после защиты диплома исчезла со своим супругом из города, Татьяна почувствовала себя круглой сиротой, брошенной в этом мире на произвол судьбы. Это ощущение возникло у неё не потому, что лишилась  помощи, или защиты, а оттого, что лишилась гораздо большего: верного, надёжного друга.

Пришлось заново учиться жить без близких, родных людей, преодолевая себя, свою неуверенность, своё одиночество. Наверное, некоторые подумают: какое одиночество в двадцать два года?  Возможно, это странно, но именно тогда Татьяна ощутила  его остроту в полной, весомой мере: из песни, к сожалению слов не выкинешь.
Через два года Ирина вернулась назад домой, имея на руках полуторагодовалого сынишку. Теперь  уже Татьяна помогала подруге заново учиться жить: стала крёстной Андрюшке,  поддерживала, помогала, как могла и морально и материально.
Сейчас у Ирины всё образовалось: она отличный журналист, в редакции её ценят, доверяют самые  сложные репортажи, Андрейка устроен в садик. Вобщем, всё у неё хорошо.
Только  подруги  в последнее время стали реже встречаться: работа - ничего не поделаешь.

Но, когда Ирина уезжает в очередную командировку, крестник полностью переходит под опеку Рябининой: садик, ночёвка, посильный вклад в воспитательный процесс посредством бесед, вопросов и ответов, личного примера. Правда за такое воспитание Татьяне иногда от подруги достаётся.
-Балуешь, крестника, Татьяна!  Ох, балуешь! По твоей милости вырастет у меня еретик-вольнодумец.. Мне же потом плакать и придётся!
-Не вольнодумец, а свободная личность! - протестует тогда Таня, горой вставая на защиту своего любимца.
В результате обе свободные личности получают шутливые затрещины. Вот такова подруга Татьяны Рябининой, к которой она ехала, поймав, наконец,, такси.

Называя адрес, Таня глуповато улыбнулась, представляя, как, увидев её, Андрюшка, радостно картавя, будет вопить:
-Тётя Таня плиехала!.
И, схватив  сумку, потащит в комнату: мальчишка знает, что в сумке тёти Тани для него всегда  припасена шоколадка, против которой обычно восстаёт его строгая мама Ира. Встреча с этими двумя, дорогими сердцу людьми, для Тани всегда отдохновение, словно глоток целебной воздуха, которым не надышаться; глоток чистой воды — которым не напиться.

Вечер, как всегда, удался на славу; подруги шутили, смеялись, попивая сухой  мартини, рассказывали о работе, своих успехах, делились неудачами и проблемами. Андрейка скакал по дивану, перемазанный шоколадом и пытался намазать лица своим мамам липкими ручонками. Мамы делали вид, что ужасно бояться быть перемазанными, вызывая  у мальчишки визгливое удовольствие.
Наконец, Ирина не выдержала этого безобразия и скомандовала:
-Марш сейчас же в ванную умываться!

Андрюшка попытался противиться материнскому диктату:
-Не имеешь плава!
Но Ирина, схватив его в охапку, заявила:
-Имею: я твоя мама!
-Ну и что?! - кричал настырный парнишка, - Ты налушаешь мои плава!
-Твоё воспитание, - бросила укоризненно Ира. - Даже отшлёпать проказника не могу: сразу заявляет о нарушении его прав.
-А что? - широко улыбнулась Таня. - Он прав: ты действительно нарушаешь его права.
-Мы тебя не слышали! - заявила Ирина, унося сынишку в ванную.

После водных процедур Татьяна ещё немного поиграла с крёстным сначала в машинки, ползая с ним по ковру, потом, изображая лошадку, а он — лихого наездника, пока подруга не заявила:
-Ну всё, ковбои, заканчивайте свои скачки: главному ковбою пора уже на боковую.
-Ма-а-ма, ну ма-а-ма! - канючил главный ковбой, пытаясь воспользоваться проверенным методом воздействия на мать, - Можно мы ещё чуточку поиглаем с тётей Таней?
Но Ирина  была непреклонна:
-Нет, дорогой мой, детское время закончилось: пора спать!

И мальчонка неожиданно выдал с обиженным видом:
-Хотя бы уж сколее вылос что ли!
-Нет уж! - запротестовала Ирина. - Не так быстро, пожалуйста! Я не хочу постареть раньше времени.
-Тогда пусть меня тётя Таня уложит, - канючил Андрюшка, умоляюще глядя на мать.
-Ну, конечно, - согласилась Рябинина, - тётя Таня сейчас уложит Андрейку спать.
-И споёт ему песенку! - уже требовательным тоном заявил хитрец.
-И сказку расскажет! - съехидничала Ирина.
-И сказку ласскажет, - вполне серьёзно повторил за ней крестник.
-Эксплуататоры! - запротестовала Татьяна. - Меня хватит на что-нибудь одно: либо песню, либо — сказку.
-Либо песню, либо сказку, - канючил Андрюшка, не желая выбирать.
-Хорошо, хорошо, - согласилась Таня, - только пошли в спальную.
-Он из тебя верёвки вьёт! - упрекнула подруга.
-Успокойся, - попросила её Татьяна, - ведь это бывает нечасто.
-Ну да! - запротестовала Ирина. - Тебя нет, а он потом на мне пытается отыграться!
-На тебе отыграешься, как же?! - успокоила её Рябинина, ухватив Андрюшку поперёк. - Ты же у нас кремень.

Унося крестника в спальню, Таня думала, хитро улыбаясь:
-Никакой она, конечно, не кремень, но мелкий подхалимаж иногда возвышает человека, хотя бы в собственных глазах...
Развлекательный, то бишь в данном случае, успокоительный, репертуар Татьяны весьма невелик: песня, которую ей певала в детские годы её бабушка, да пара сказок, которые приходиться либо придумывать, либо додумывать самой.
Взгромоздившись на кровать, Андрюшка, изучивший репертуар крёстной наизусть, сказал:
-Ну, давай своего селого волчка.
-Не хами, - попросила Таня.
-Всё лавно, тётя Таня, ты ничего больше не знаешь.

Татьяна хмыкнула и начала:
-Баю, баюшки, баю-
Не ложися на краю:
Придёт серенький волчок
И ухватит за бочок...
Спи, усни ты, наш сынок!
Вскоре песня надоела мальчику и он начал требовать сказку.
-Хорошо, - согласилась  Татьяна, - но с условием: я рассказываю, а ты закрываешь глазки и спишь.
-Ладно уж1 — выдохнул малявка, приготавливаясь слушать.

И Таня начала свою сказку про репку:
-Посадил однажды дед
Репку как-то на обед.
Он её растил и холил,
Поливал её от воли,
Мошкам кушать не давал,
С ней дневал и ночевал.
Репка выросла на диво:
Так ветвиста и красива...
Смотрит дед, любуясь ей,
Как невестою своей.
Уж и бабка ревновать
Стала деда к ней опять:
-Ты старик совсем рехнулся:
От домашних отвернулся,
И не кушаешь, не пьёшь -
Всё её красу блюдёшь?!

На этом  свою сказку Татьяна закончила, потому что парнишка уснул. Крёстная подтянула одеяльце, прикрывая мальца, и тихо сказала:
-Спокойной ночи, маленький Бармалейчик!
-Что-то сегодня рано уснул? - удивилась Ирина, увидев подругу.
-Устал, наверное, - ответила та, присаживаясь на диван

Пока Татьяна укладывала парня спать, подруга успела убрать со стола, перемыть посуду, и теперь смотрела телевизор, убрав громкость до минимума.
-На следующей неделе мне предстоит командировка, - сообщила она. - Придётся тебе с Андрюшкой дня два-три повозиться.
-Мне не привыкать! - успокоила её Таня.
-А время-то будет? - поинтересовалась с сомнением подруга. - Ты же сейчас занята делом. Окончания ещё не видать?
-Пока нет, - ответила Таня, без особого энтузиазма.
-Что так? Что-то произошло? - поинтересовалась Ира.
-Ничего не произошло! - уверила Татьяна.
-Не криви! Знаю я тебя: замыкаешься, значит  что-то не так... И что за привычка дурная отмалчиваться?!  Вместе-то легче разобраться с любой проблемой?!
-Сомневаюсь я, однако.
-А ты не сомневайся! Попробуй, авось получиться.
-Не знаю... Тебе это нужно?
-Ладно, давай не томи...

И Татьяне пришлось рассказывать  о событиях этого дня: о своём разговоре со святой троицей, общении с девчонками, о своих мыслях и сомнениях. Потом они слушали диктофонную запись  разговора с Игорем, Павлом и Сурой. Когда запись подошла к концу, Ирина удивилась:
-Как ты умудрилась сделать её?
-Тут нет ничего хитрого: ловкость рук — и никакого мошенничества.
-Запись очень интересная! - оценила подруга. - Тут есть над чем подумать. Мне не оставишь? Попытаюсь что-нибудь сообразить на досуге.
-Пожалуйста, - согласилась Рябинина, - Это не срочно. К тому же она вряд ли понадобиться:использовать нельзя.
-Почему? - удивилась Ира.
-Потому что она не законная и произведена без согласия опрашиваемых.
-Ну надо же, какие сложности!  А по мне, если это преступник, то против него можно использовать  и такие методы.

-Кто из них преступник ты знаешь?  - запротестовала Татьяна. - Если он, конечно, есть среди них? Лично я не слышала слов: это совершил я. А ты слышала?
-Ну, это было бы совсем просто! - запротестовала подруга. - Так не бывает!
-Так не бывает, - повторила задумчиво Таня.
-Что ещё? Ты же знаешь, что не отстану от тебя, пока не расскажешь всё!
-Знаю. - усмехнулась Рябинина. - Не хочу я об этом рассказывать.
-Почему? - с обидой в голосе поинтересовалась Ира.
-Потому что сама ничего не понимаю. Зачем ещё и тебя запутывать?
-А, может быть, наоборот, мы вместе твои запутанки и распутаем? Не стесняйся: выкладывай всё.
-Помнишь, я рассказывала тебе о том, что со мной было, когда я попала ночью в комнату Лины?
-Разве такое можно забыть? - удивилась подруга.
-Сегодня со мной произошло нечто похожее...
-Ты что опять была  у неё на квартире? - не поверила Ирина.
-Нет-нет, - успокоила Татьяна взволновавшуюся подругу, - это произошло совсем в другом месте.

И она  рассказала Ирине случай, произошедший  в парке.
-О чём ты? - удивилась Ирина. - Тебе не кажется, что  становишься похожей на этакую закомплексованную мадам, верящую во всякую чертовщину?!
-Да ни во что я не верю! - убеждённо запротестовала Татьяна. - Просто от этого шёпота мне стало не по себе.
-Татьяна, брось пугать меня! - попросила подруга. - Ты просто устала, оттого и этот пессимизм. Вот завершишь своё расследование и всё отойдёт — уйдёт в прошлое.
-Хочется надеяться, что всё будет именно так, как ты говоришь, - задумчиво произнесла Таня. - Мне порой кажется, что это никогда не закончится, и я никогда не смогу доказать кто на самом деле убил Лину... Такое ощущение, словно кто-то играет со мной, смеётся в лицо, а  я ничего не могу поделать...
-В прошлый раз ты говорила, что догадываешься кто убийца, сегодня подтвердила это записью на диктофоне... Что ещё тебе нужно Фома-неверующий?

-Суровцев подарил костюм в котором был  «на деле» братишке Игоря. - не к месту сообщила Таня.
-Избавился от улик?! - воскликнула Ирина. - Вот тебе и ещё одно доказательство!
-Как ты не понимаешь, Иришка?! - отчаивалась Рябинина. - Все улики — косвенные! У меня нет ничего, что бы я могла представить следствию.
-Я, конечно, в вашей юриспруденции не разбираюсь, - призналась Ирина, - но мне кажется, что ты не права, Таня: у тебя есть свидетель того, как некий молодец  в  заметном  спортивном костюме улепётывал с места преступления...
-Мальчишка? Кто ему поверит? - перебила её Татьяна.
-У тебя есть дежурный, который определил, что в застрявшем лифте целый час находился человек, не подавая голоса.
-Это всего лишь предположение! - вновь парировала Рябинина. - Дежурный его не видел.
-У тебя есть старая спортсменка, которая видела,  светловолосого молодого человека, украдкой спускающегося к ним в подъезд с крыши, - не сдавалась Ира.    
-А точнее: его спину. Понимаешь, Ириша, лица его никто не видел. Не видел!
-Зато ты видела его лицо, когда он кинулся на тебя там, в кабинете замдекана!
-И что это значит?
-Это значит, что Суровцев способен на всё, понимаешь, на всё! Даже на убийство.

-Я-то понимаю, но моё понимание к делу не пришьёшь...
-Господи! - соскочила Полякова с места, начав кружить по комнате. - У меня закончились уже все доводы для убеждения! Я больше не знаю, что тебе сказать! Бросай ты это гиблое дело, подружка! Лапки кверху — и всё! Вижу не по зубам оно тебе! Не по зубам!
Рябинина с удивлением смотрела на подругу, наконец,,  поняв, что окончательно достала её своими сомнениями.
-Ну уж нет! - ответила она упрямо. - Бросай?! А  как же Андрей? А Настя? Наконец, Топилин?
-Чего же мне голову тогда морочишь? - сделала сердитое лицо Ирина.
-Сомневаюсь я, однако...
-Сомневаешься — посоветуйся со своим Кузей: он давно в прокуратуре работает, опыт имеет  немалый! В крайнем случае обсудите всё  с адвокатом — найдите выход. Да мне ли тебя учить, подруга?... Вообще никак не пойму я тебя: с каких пор ты стала такой нерешительной? Обычно  я трясусь от всяческих сомнений и переживаний, а тут, наоборот, приходиться проявлять твёрдость. Мы что, поменялись ролями?

Наблюдая за колебаниями подруги, Ирина продолжила:
-И выбрось, пожалуйста, из головы все свои мистические странности — это от переутомления: такого в реальной жизни быть не может. Сосредоточься на том, что  сроки пожимают, что только от тебя зависит останется за решёткой или нет хороший мальчик Андрей, только от тебя зависит понесёт ли наказание настоящий убийца... Тогда и душа Лины успокоится, и не будет пугать тебя.
-Ты на меня слишком много возлагаешь, подружка! - улыбнулась ей в ответ Татьяна. - Боюсь я столько не выдержу.
-Выдержишь! - уверила её Ирина. - Ещё как выдержишь! Мы, женщины, и не такое способны выдержать!  Уж поверь  мне, как журналистке, которая и повидала, и послушала много кое-чего из этого репертуара.
-Тебе виднее, наверное, - не совсем уверенно признала Рябинина. - На том и порешим?

-Чуть уверенней тон, грудь  колесом и нос выше — вот тогда и порешим! - настаивала Ирина.
-А руки по швам? - поинтересовалась Таня с хитрой улыбкой.
-Почему по швам? - не поняла Ира.
-Ну раз грудь колесом, то руки — по швам! - пояснила  Татьяна.
-Да ну тебя! -  засмеялась в ответ подруга.
-Ну, я, пожалуй, пойду?
-Может сегодня останешься у нас? - предложила Полякова.
-В следующий раз  - непременно, - пообещала Рябинина. - Сегодня мне нужно будет ещё посидеть, покумекать.
И подруги распрощались.
-Придёшь домой — позвони! - в след наказала Ирина. - Чтобы я не волновалась.
-Хорошо, - пообещала Татьяна, шагнув за порог.

   Продолжение:http://proza.ru/2019/07/25/805