Поцелуй Иуды

Казбек Сиюхов
                «Всякий раз, когда вы обнаруживаете себя
                на стороне большинства - время
                остановиться и задуматься».
                Марк Твен

                «Будьте тем, кто вы есть и говорите, что
                думаете, потому что те, кто будут против
                — не имеют значения; а те, кто имеют
                значение — не будут против».
                Теодор Сьюз Гайсел

Главное в этой истории, естественно, смерть центрального персонажа. Вернее то, как он умер. Мы не собираемся никого судить, подвергая сомнению благочестивые помыслы порядочных людей. Но, мы всегда можем попытаться установить мотивы, которые ими движут. Нам могут сказать, что это промысел Божий и не нам судить об этом. Но мы все же, гомо сапиенс, разумные. И никто не может нам помешать разуметь и осмысливать события исходя из своей точки зрения, возможно несколько отличающейся от общепринятых трактовок.

Поцелуй Иуды – вершина цинизма или же все-таки нечто иное? Вопрос не праздный, если приять во внимание, что Иуда был все-таки лучшим из учеников Иисуса. Тем лучше видна степень его падения, скажете вы.

Если бы все было так просто. Ведь мы видим не просто предательство, но еще и удовлетворение Иуды от содеянного. Он нагло подходит к Иисусу и целует его, смотрит в его глаза и наблюдает за его реакцией, получая наслаждение, тем самым как бы смакуя свое деяние. Ниже падать некуда, он не только предал, но и испытал при этом полное удовлетворение.

И этот, совершенно падший человек, бесчувственный, наглый и жадный вдруг, осознает всю тяжесть содеянного и, не вынеся мук совести, лишает себя жизни.

Вот именно эта смерть, алогичная всем поступкам Иуды и вносит сомнение в правдивость повествования. Поступивший так, должен был воспользоваться плодами своего деяния, гордиться этим, и жить дальше с чувством исполненного долга.

Раскаялся, скажете вы. Что ж, попытаемся разобраться в мотивах поступков всех персонажей. Будем знать мотивы, сможем объяснить поступки.

1 Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;
2 и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.
3 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам,
4  говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.
5 И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.
               
(Евангелие от Матфея глава 27)

Заметили ли вы момент раскаяния? «…увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников…» Именно, увидев, что осужден. О чем это говорит? Все просто. Когда Иуда увидел, что Иисуса осудили, он вдруг раскаялся. То есть, когда предавал, то он и не предполагал, что Иисуса осудят. Тогда зачем предал? Еще проще – за 30 сребреников. Потом, получил деньги и удавился. Не кажется ли вам, что здесь нарушается логическая цепочка поступков Иуды. Предал с целью наживы, а когда поживился – повесился. Странно и непонятно, чего же он хотел на самом деле? Какова конечная цель его поступков? Что им двигало? Оставим божий промысел и поищем мотив.

Вернемся чуть назад.

1 Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить;
2 но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе. (гл. 14, Е. от Марка).
6 …На всякий же праздник отпускал он (Понтий Пилат, прим. авт.) им одного узника, о котором просили.(гл. 15, Е. от Марка).
17 …А ему (Понтию Пилату, прим. авт.) и нужно было для праздника отпустить им одного узника. (гл. 23, Е. от Луки).

Ситуация такова, что первосвященники очень желали уничтожить каким-либо способом Иисуса, из-за его проповедей. Они преследовали его везде и всюду, пытаясь опорочить в глазах людей и отвратить их от него. Но, у них ничего не получалось. Из всех стычек с первосвященниками Иисус всегда выходил победителем. И вот пришло время, когда первосвященники решились на физическое устранение Иисуса. «…И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить…»

Иисус, естественно понимал, что тучи над ним сгущаются. И надо было искать выход из сложившейся ситуации. Он совершенно не желал, что бы его банально убили ножом в спину где-нибудь в подворотне. Близилась Пасха и план созрел.

Тут мы становимся на очень тонкий лед. Один из столпов христианства - это невинная смерть Иисуса и его воскрешение на третий день. Сомневаясь в этом, мы подрываем основы христианства. И, тем не менее, происходившие события, сами говорят за себя.

Иисус знал, что:
Во-первых, если его схватят в праздничный день, то возможно произойдет возмущение в народе «…только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе…»;

Во-вторых, даже если и схватят его как невинную жертву, скорее всего, отпустят «...На всякий же праздник отпускал он (Понтий Пилат, прим. авт. ) им одного узника, о котором просили». А то, что о нем попросят он почти не сомневался, потому что,

В-третьих, все знали и Иисус тоже, что задержаны трое разбойников и грабителей, совершивших убийство, которые находятся в тюрьме и ждут казни. И если четвертым меж ними будет Иисус, то его точно отпустят;

В-четвертых, если его схватят и прокуратор Понтий Пилат, представлявший верховную власть Рима и наместник Иудеи, его отпустит как невиновного, то этим самым Иисус получает защиту Рима. И первосвященники уже ничего с ним не смогут сделать.

Получается что, если его схватят, то народ возмутится, Понтий Пилат, используя свое право, его отпустит, то Иисус получает защиту Рима. Первосвященники снова проиграют, но теперь уже окончательно.

Но, что бы этот план сработал, нужно убедить первосвященников схватить его непременно в праздничные дни. Причем схватить как невинного человека. А кто это может сделать? Выбор остановился на Иуде, как на самом надежном, говорили, что он был лучшим учеником. В отношении остальных одиннадцати он сомневался, и не зря.

Вот что говорится в главе 26 Евангелия от Матфея:

29 …Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего…
36 Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там.
37 И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать.
38 Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.
39 И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.
40 И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?
41 бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
42 Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.
43 И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели.
44 И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово.
45 Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников…

Как можно им доверить серьезное дело, когда он им говорит, что его вот-вот схватят и предадут смерти, просит их помолиться, а они ... спят! Зная о способностях Иисуса, можно быть уверенным, что он знал, что из себя представляет каждый из двенадцати апостолов. Поэтому он доверил это дело Иуде. Вряд ли Иуду нужно было убеждать в правильности поступков Иисуса. Он верил ему. И готов был выполнить любую просьбу. Но это было очень тяжелым поручением. Как сказал Иисус в главе 26 Евангелия от Матфея:«…лучше было бы этому человеку не родиться…». И сказал он это не с укором, но с сожалением, вполне себе, представляя, что ждет Иуду. Конечно, если план сработает, то Иисус, потом вступиться за Иуду. Но тень все равно падет на него. А если план вдруг не сработает, все последователи Иисуса проклянут Иуду, и бремя предателя ему придется нести на себе всю жизнь. Иисус, конечно же, был уверен в своем плане, хотя понимал, что очень рискует своей жизнью, будущим Иуды, в том числе. Иуда же, готов был пожертвовать собой ради Учителя. Не хотел, переживал, страдал от предстоящего действа, но… выполнил поручение.

И вот он привел стражу к Иисусу:
45 …И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его...( гл. 14, Евангелие от Марка).
49 …И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его...( гл. 26, Евангелие от Матфея).

Выполняя поручение Иисуса, Иуда должен был хранить эту тайну, несмотря ни на что, даже перед угрозой смерти.  И, конечно же, был в полном смятении.  Ведь он предавал Учителя перед всеми учениками, своими друзьями. Увидев Иисуса, он не смог сдержаться и подойдя поцеловал его, жалея и как бы прося прощения за свершенное, хотя оба понимали (причем только они) что это нужно было сделать.

Однако события развернулись не по плану и Понтий Пилат по настоянию толпы, отпустив убийцу Варраву, предал казни Иисуса.

23 Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят.
24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего… (Гл. 27, Евангелие от Матфея).

Отсюда, кстати, и выражение "умыть руки".

Иисус, как человек умный и сильный духом, предполагал, что все может сорваться, и был готов к этому.

«…Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя…» ( гл. 26, Евангелие от Матфея).

Иисус был готов, но не Иуда, надеявшийся на благополучный исход, он теперь был в шоке. Желая защитить Учителя, он сам послал его на казнь. И никому ничего не объяснишь и не докажешь. Да и какое это теперь имеет значение, Иисус осужден на смерть, и все меркнет перед этим.

Не видя выхода из создавшегося положения, и не вынеся груза совершенного, он в итоге, лишает себя жизни...

Иногда полезно посмотреть на события под другими углами и попытаться самому во всем разобраться. Конечно, события двухтысячелетней давности, навсегда останутся прикрыты завесой тайны. Мы не можем разобраться в событиях, имевших место практически вчера, не говоря уже о том, что было 100 лет назад, или в данном случае 2000 лет назад. Но, истина где-то рядом...