Цветные сны

Елена Затулинская
              Мне снился сон: я бегу, и передо мной расступается земля, образуя
огромные трещины, а сзади настигает стена огня. Бегу, а смерть повсюду:сзади и спереди, и нет спасения. Я просыпалась в холодном поту, с трудом приходя в себя от этого кошмара, не понимая сразу, что это лишь сон, а не страшная реальность. Сон этот был цветным, огонь – таким красным, таким живым, что казалось еще немного, и он опалит меня, превратив в кучку пепла. Я видела его трижды: первый раз – когда была еще подростком, потом –спустя несколько лет, и в третий раз – когда мне было тридцать лет.
              Видела я еще один сон, который мне запомнился на всю жизнь. Видела какие-то похороны, гроб стоял у подъезда какого-то незнакомого дома,а в нем лежал мужчина, молодой, не родственник, но чем-то мне близкий. Сон этот тоже был цветным, только краски в нем были какие-то мрачные, серо-коричневые: серое небо с плывущими по нему серыми облаками,серая мостовая, серые люди… Мне было тогда лет пятнадцать-шестнадцать,но сон этот я запомнила, будто знала, что в этом сне мне приоткрылась завеса таинственного и неизвестного будущего.
               С Андреем меня познакомила Марина, моя подруга, с которой мы вместе учились на курсах секретарей-машинисток. Вобще-то звали его Андрей Леонидович, и был он главным инженером на каком-то заводе. Был он красивым, высоким, крепкого телосложения, но больше всего меня поразили его глаза: они никогда не улыбались, даже когда он смеялся. Впрочем,смеялся он крайне редко. Очень быстро мы стали любовниками. Я знала, что у него есть жена и шестилетний сын, но меня это мало волновало: планов  выйти за него замуж я не строила.
               Мы встречались уже месяца три, и все было прекрасно, когда трагический случай положил конец нашим встречам и перевернул мою жизнь, лишив меня покоя.
Он пришел ко мне в пятницу вечером, как всегда он это делал в выходные, и остался на ночь. Весь следующий день мы провели в постели и только к вечеру выбрались из нее. Он предложил пойти в ресторан, и я с радостью согласилась. Не так уж часто меня баловали такими предложениями.Я оделась, и мы вышли. В ресторане он был хмур и задумчив, я же весь вечер танцевала с другими кавалерами, не подозревая, какой удар меня ждет. Вовремя одного танца я увидела, как за наш столик подсела какая-то бабенка,пытаясь завязать разговор с Андреем. Мне это очень не понравилось. Я извинилась перед своим кавалером и подошла к Андрею.
              «Пойдем, Андрюша,- сказала я, неприязненно косясь на наглую бабу,
не очень молодую,- нам пора.» Он сидел, отчужденно глядя куда-то в середину зала, и делал вид, что не слышит меня.
              «Пойдем,- я настойчиво потянула его за рукав,- я хочу домой!» Но он
все сидел, глядя в одну точку, будто окаменев, будто видел там что-то такое,
чего не видел никто, и никак не реагировал на мои слова.
               «Ах так! – я,  наконец, разозлилась. – Тогда я пойду одна!» Я
решительно направилась к выходу,  но на пороге оглянулась и увидела, что он по-прежнему сидит и не обращает на меня никакого внимания. Я снова подошла к нему. «Андрюша, ну что с тобой? – спросила я ласково и легонько коснулась его руки, при этом так зыркнув на непрошенную гостью, что та мгновенно ретировалась.Он,наконец, очнулся и, будто стряхивая с себя наваждение, сказал, слегка улыбнувшись: «Да-да, идем». При этом глаза его оставались пустыми, как будто жизнь уже покинула их.

              А ночью мне опять приснился этот дурацкий сон: будто я бегу, а стена огня настигает меня, и под ногами земля расступается. И снова я проснулась вся в холодном поту, так явственен был этот сон, будто все наяву происходило. Я лежала, медленно приходя в себя, с радостью осознавая, что это был сон, всего лишь глупый сон. Андрей лежал на спине и взглядом дырявил потолок.
             «Какие страшные сны ты на меня навеваешь,» - сказала я,поворачиваясь к нему. Внезапно он схватил меня за горло и стал душить. Я с трудом вырвалась. «Ну и шутки у тебя!»- процедила я, хотя вовсе не была уверена,что это – всего лишь безобидная шутка. Андрей усмехнулся и повернулся к стене. По правде сказать, его присутствие уже тяготило меня, но выгнать его как-то язык не поворачивался; так и лежали мы, но вовсе не были единым целым, а были просто два разных человека, случайно оказавшиеся в одной постели.
              Наконец, устав валяться в постели, я встала и отправилась на кухню.
Недовольно гремела там кастрюлями, втайне надеясь, что Андрей в конце-концов поймет, что он мне мешает, и отправится восвояси, но не тут-то было:он по-прежнему лежал в постели и тупо глядел в потолок. О чем он думал? Я не знала. Да, признаться, и знать не хотела. Настолько меня раздражало его присутствие. Он попросил какую-нибудь книгу. Я дала ему скучную книгу по истории, лелея мысль, что ему не захочется читать такую дребедень, и он наконец-то уберется из моей постели; но он открыл книгу и уставился в нее; правда, я сомневаюсь, что он что-то там читал, скорее делал вид, что читает, чтобы не разговаривать со мной и чтобы я не мешала ему думать.
               Я сварила кашу и позвала его завтракать. Или обедать? Скорее
 обедать, судя по часам. Он не захотел. Пришлось кормить его с ложечки. Потом я занималась своими делами, а он все валялся в постели с книгой, усердно делая вид, что читает. И все же его присутствие тяготило меня, поэтому я вздохнула с облегчением, когда он наконец-то встал с постели и стал одеваться. При этом он не говорил ни слова. Оделся, посмотрел на меня долгим взглядом, поцеловал в лоб и тихо вышел. Я в изнеможении опустилась на кровать. Все его поведение было странным и необъяснимым. Он пробыл у меня два дня, и все это время почти не разговаривал со мной, а о чем-то напряженно думал. О чем? Что его тяготило? Он не захотел поделиться со мной. Внезапно у меня появилось желание еще раз взглянуть на него. Я встала на подоконник и выглянула в окно. Он шел по улице вразвалку, засунув руки в карманы, как человек, который никуда не спешит или которому некуда идти. Я ощутила сильное желание окликнуть его, но тут же одернула себя:завтра на работу, а тут еще с ним нянчиться придется. Проследила за ним взглядом до поворота и слезла с подоконника. «Завтра позвоню», - успокоила себя.
                На следующий день с утра набрала его. Телефон не отвечал. Потом
пробовала еще позвонить. С таким же результатом. Я звонила раз десять, но телефон не отвечал. Я уже чувствовала, что что-то случилось, но действительность превзошла все мои ожидания. Наконец, вечером я дозвонилась до Марины – его секретарши. «Андрей ушел от нас»,- ответила она плача. Я застыла в растерянности, пытаясь постичь смысл этих слов, потом быстро собралась и поехала к Марине. Та вышла вся зареванная.
               «Андрей ночью повесился, - сказала она, - завтра похороны».
               И вот я иду на похороны. Тихо падает снег, тишина, все звуки куда-то исчезли. Я как будто заново переживаю свой сон. Сон наяву? Или я во сне?
Свинцовое небо с серыми облаками, серая земля, на которую падает белый снег и тут же тает, серые дома вокруг. Подхожу к дому, в котором живет, вернее, жил Андрей, поднимаюсь на третий этаж и замираю: дверь настежь,а в квартире до самых дверей – целая толпа людей. Зайти туда я не решилась. Стояла, отвернувшись к окну, и думала о том, что мой сон сбылся: я на похоронах человека, который мне не родственник и не муж, но очень близок мне. Что это? Гримаса судьбы? Сон, который стал страшной реальностью?  А как же тот, другой сон, со стеной огня? Он тоже исполнится или нет? Нет, просто так такие сны не снятся!
               Вдруг кто-то меня окликнул. Я обернулась и увидела Валеру –
 близкого друга Андрея. «Как узнала?» - спросил он.- «Марина сказала». Потом началось какое-то движение: стали выносить гроб. Его пронесли мимо меня.Я в последний раз взглянула в лицо человека, с которым двое суток назад  лежала в одной постели; но это лицо – синее, с пятнами на подбородке, уже ничем не напоминало лицо живого Андрея. «Лучше мне помнить его живого, чем это мертвое лицо, обезображенное смертью». Потом все поехали на кладбище. Поехала и я. Там ко мне подошла жена Андрея: «Девушка, я надеюсь, что не увижу вас на поминках». Я промолчала. Просто повернулась и пошла. «Вообразила, что я приду к ней на поминки. Этого еще не хватало!» Меня догнал Валера. «Поехали ко мне,- сказал он,- у них свои поминки, а у нас – свои!» Дальше я помню отрывками. Помню, как сидели у Валеры, там было еще два каких-то мужика, как пили водку за помин души, как я рыдала, помню обрывки разговоров, потом – провал в памяти. Я, видно, здорово набралась, раз воспоминания об этом вечере чередуются у меня с провалами в памяти. Потом я заснула прямо в кресле, в котором сидела. Помню, все мы гадали, что заставило его – успешного инженера, у которого было все: перспективная работа, семья, сын, трехкомнатная квартира, машина, деньги, власть, уважение – так внезапно, в 33 года добровольно уйти из жизни. Он еще шутил по этому поводу: у меня возраст, как у Иисуса Христа. Я даже представить  себе не могла, что он такое задумал. Но ответа на этот вопрос мы так и не нашли. Вроде бы все было в порядке. Не было ни долгов, ни неприятностей на работе. Натянутые отношения с женой? Но из-за этого не вешаются. К тому же, насколько мне известно, особой любви он к ней не испытывал, так что и умирать из-за не стал бы. Долгое время после смерти Андрея я была как потерянная. Все буквально валилось из рук. Даже учебу свою забросила. Страх заполз в сердце и поселился там. Я еще никогда не сталкивалась так близко со смертью, тем более смертью молодого, полного сил человека. Я поняла, как наша жизнь хрупка: сегодня ты жив, строишь планы на будущее, а завтра – тебя уже нет,и всем твоим планам конец. В чем смысл? Я стала часто задумываться о смысле жизни, о боге, о том, куда человек попадает после смерти.
             Однажды, спустя приблизительно месяц после смерти Андрея, я сидела у себя в комнате и размышляла над вопросами, которые не давали мне покоя последнее время. Вдруг у меня появилось сильное желание открыть входную дверь. Будто за ней стоит Андрей. Я понимала, что это нереально, но все же открыла ее. За порогом, конечно же, никого не было. В досаде на себя и чтобы отвлечься от глупых мыслей, я взялась за вязание, но вдруг ощутила присутствие в комнате кого-то невидимого. Я ощущала на себе его настойчивый взгляд. Я проследила направление этого взгляда и поняла, откуда он: из угла возле окна. Я снова попыталась сосредоточиться на вязании. «Тут никого нет, это все мои фантазии». Но взгляд этот преследовал меня, не давал покоя, и я не могла избавиться от чувства, что кто-то невидимый присутствует в комнате. «Неужели Андрей?» Внезапно будто легкий ветерок пролетел по комнате, и кто-то легко коснулся моей головы. Я вскочила перепуганная. А потом выскочила в коридор и открыла входную дверь. Ветерок пошевелил мои волосы и вылетел наружу.
                «Он приходил попрощаться со мной. Перед тем, как исчезнуть
навсегда».
                февраль 2019 г.