Тренинг отзыв на фильм

Анна Кашина 2
                Слышимая тишина.
               Отзыв на фильм «Гравитация».
    Художественный американо-британский фильм мексиканского кинорежиссёра и сценариста Альфонсо Куарона «Гравитаця» вышел на мировые экраны в 2013 году. В 2014 году на самых престижных мировых кинофестивалях (Премия «Оскар» и «Золотой глобус») этот фильм завоевал множество наград, в том числе, за режиссуру. Картина удостоена также и наград мировой кинопрессы, и занимает второе место в мире по количеству положительных отзывов, (после «12 лет рабства»). Фильм выдержан в традициях массового кино, (мейнстрима): продолжительность 91 минута, первоклассные актёры, актуальность темы, (космическая катастрофа, героизм и пр.).  Кассовый сбор составил 716 миллионов долларов, и посмотрели его только в Америке  – 31 миллион человек.
    Жанр: драматический технотриллер.
    В главных и единственных ролях снимались Сандра Буллок (инженер, доктор Стоун) и Джордж Клуни (астронавт Мэтт Ковальски).
Диалогов немного, большую часть фильма героиня – одна, звучат монологи. Можно смотреть в оригинале (без «озвучки»), итак всё понятно, весь фильм доктор Стоун пытается спастись. Автором также поставлены этические и  смысложизненые вопросы, поэтому его не рекомендуется смотреть зрителям до 13 лет.
     Картина музыкальная, композитор Стивен Прайс, известный своей музыкой по фильмам «Ярость», «Отряд самоубийц» и пр., подыграл режиссёру в создании целостной картины зловещей тишины космоса. Как известно в космосе нет воздуха, а звуки, которые могли бы по нему передаваться – не слышны. Эту проблему Стивен Прайс решает самобытно, – отсутствием звуков, появлением шорохов, голосами героев, ненавязчивой мелодии, которая в начале фильма воспринимается лишь эхом.
Первая сцена фильма – это изображение нашей голубой планеты с высоты 600 километров, вращающейся и освещённой солнцем в черноте космоса. Несколько секунд полной тишины. Сквозь тишину негромко прорывается приглушённая речь, пока зритель всё ещё любуется видом Земли. На весь экран в чётком изображении  показаны океаны, льды и снега полюса, континенты и облака. Умиротворяющая красота. Но вдруг появляется маленькая движущаяся точка, к ней и приковывается внимание оператора и зрителя  – космический корабль. Громкость речи  диспетчера усиливается и слышен ещё один голос. Это разговор астронавта Мэтта Ковальски, летающего вокруг корабля, (о своей  пенсии по возвращению), и диспетчера из Хьюстена (Наса), с шутками по этому поводу и инструкциями также доктору Стоун, которая находится рядом и устраняет неполадки на телескопе Хаббл. Свой корабль далеко. Работа почти закончена, диспетчер сообщает о летающих по орбите космических обломках, успокаивая астронавтов информацией об их непересекающихся траекториях.
      Когда случилась катастрофа, и шквал обломков всё-таки налетел на телескоп Хаббл, на поверхности которого были  доктор Стоун, Мэтт Ковальски и ещё один астронавт, (его сразу убило осколками,  разрушившими телескоп), – этого не слышно, никаких звуков крушения, а взамен постепенно нагнетается музыкальная, циклически повторяющаяся тема и голоса героев разлетевшихся в разные стороны. Героиню отнесло от Ковальски очень далеко. Она находится в полной тишине некоторое время, потеряв ориентацию в пространстве, где слышится потом только её дыхание.  Отсутствием других звуков автор показывает долготу времени одиночества, страха и паники, испытав которые и начав осознавать происходящее, доктор Стоун выходит на связь с Ковальски, пока её всё ещё крутит, «как чихуа-хуа в стиралке в момент отжима». Только его голос, его вопросы и инструкции помогли ей выжить и не задохнуться во время паники, ведь у неё уже начал заканчиваться кислород. Она хоть и боялась умереть, но боялась, скорее, что будет больно, а не того, что её жизнь прекратится. В разговоре с Ковальски выяснилось, что у неё погибла дочка и ей на Земле пусто, незачем жить, она специально попросилась в этот полёт, чтобы уйти от реальности, забыться и работать.
     Ковальски не только её нашел, и пытался доставить к их кораблю, за счёт топлива своего скафандра –  он заставил её жить: расписывал ей, как он любит жизнь, восход, вид на планету, а она в это время старалась не смотреть на Землю. Таким образом он успокаивал и себя, хотя, казалось, ему вообще не страшно.  Когда топливо в скафандре было на исходе и пришлось делать выбор между спасением 1 человека или 2, – Ковальски принял решение, что спастись должна она и заставил её отпустить канат, со словами: «это приказ!», «научись отпускать!», улетев в открытый космос, пока её героизм соперничал с просыпающимся инстинктом самосохранения. А ведь она старалась спасти его, готовая сама умереть, возможно, даже желая этого. После смерти Ковальски Доктор Стоун спасалась ещё по инерции, потому что он ей так сказал, и она чувствовала, что он погиб ради её спасения. И хотя было тревожно одной в космосе, – мысли о том, что надо выполнить приказ толкали на подвиги. Добравшись до соседнего русского корабля, и обнаружив, что он тоже неисправен,  она, утомлённая и отчаявшаяся на некоторое время отключается, а в забытье ей является Ковальски и подсказывает, что надо делать. А на самом деле, она просто вспоминает, чему её учили в тренировочных полётах на симуляторе. Также она разговаривает с дочкой и «отпускает» их обоих. Но улететь никак не может. Затем  принимает решение долететь на огнетушителе до следующего, китайского корабля, показавшегося в иллюминаторе, (в который она смотрит всё чаще и чаще), и на нём попытаться долететь до Земли. Корабль оказался пустым, но она не растерялась. Ковальски заразил её жаждой жить, она начала испытывать «гравитацию» к Земле.  У неё появляются силы цепляться за всё, что можно, чтобы попасть внутрь движущегося на огромной скорости корабля, подлетев к нему на огнетушителе. Музыкальная тема приобретает оркестровое могущество: слышится много металлических, скрежещущих, скрипящих звуков, ритмический рисунок музыки набирает обороты в унисон ударам человеческого сердца. Голос героини преобразуется: крики, возгласы и даже ругательства. Оказавшись внутри, она уже полна решимости, даже не зная, взорвётся ли сейчас или полетит. Понимание того, что в космосе жизни нет, но ей было тут комфортно, когда просто делала свою работу день ото дня, привело к выводу о необходимости вернуться на Землю. Осознав, что осталась одна, она почувствовала себя живой и ей захотелось к живым, ведь жизнь есть только на Земле. Через стекло скафандра стали пробиваться её эмоции. Символично также и то, что почти весь фильм она в скафандре, сначала через стекло виден её холодный, равнодушный взгляд, который оживает в обстоятельствах, толкающих принимать решения, а под конец, когда она отваживается вернуться домой – лицо её оживает. Перед зрителем красивая, сильная, эмоциональная женщина, видны её слёзы, улыбки, гнев,  – словом, живое лицо. Можно назвать доктора Стоун даже счастливой, когда она летела среди горящих обломков в атмосфере, и кажется, что если бы не долетела живой – она погибла бы счастливой. Заканчивается фильм сценой приземления капсулы на воду, и тем, с какими усилиями  приходится справляться с гравитацией – хрупкой женщине, обессилено вылезающей на берег и встающей на дрожащие ноги.
     Но она выжила, и теперь точно будет жить! Этот фильм о преодолении, о силе человеческой природы, о героизме и поиске смысла жизни, который – в самой жизни. Растрогает зрителя до слёз. Цель киноискусства - вызвать эмоции в первую очередь. Понятно, что, чтоб смотреть кино, - не надо много ума и фантазии. Это и является главным отличием от более древнего вида искусства - литературы. Кино самый зрелищный вид, вот почему оно постоянно развивается и давно уже приобрело всенародную любовь. Недостатком его является лишь то, что в фильмах снятых по литературным произведениям взгляд режиссёрской группы может существенно разниться с мнением автора того или иного произведения. Восприятие фильма, зрителем, который читал книгу бывает и негативным, потому что возникшие образы при чтении книги (романа, сказки, фэнтези и пр.) не соответствуют изображённым в фильме героям, местности, обстановки и т.д. Но бывают и удачные экранизации, например, фильм Сергея Бондарчука «Война и мир». Самым существенным отличием от литературы является действенность сценария, известно, что литература может быть и без сюжета, на такую литературу требуется свой читатель. Сюжетную литературу читают все. Сценарий – всегда сюжетен.
Бесспорным плюсом фильма «Гравитация» является то, что и режиссёр и сценарист – одно лицо. В момент написания сценария, Альфонсо Куарон уже представлял, как будет это снимать. Известны многие примеры удачного сочетания сценариста и режиссёра в одном человеке. (С. Спиберг, Дж. Кэмерон и т.д.). Ещё в титрах заявлен как сценарист – сын режиссера, Хонас Куарон. Хоть это и два разных человека, отец и сын, всё равно можно сказать, что творческие миры их могут дружно взаимодействовать и дополнять друг друга. Также плюсом фильма можно считать визуальное воплощение сценария. С развитием компьютерных технологий, с получением новых данных изучения космоса – фильмы на космическую тему стали по-настоящему зрелищными, правдоподобными до совершенства, хоть и сняты в студии.
Недостатком сценария фильма «Гравитация» можно посчитать феминистские мотивы, ведь выживает и справляется с трудностями именно женщина, а мужчина погибает. А также клише: «русские пьют водку», хотя алкоголь астронавтам запрещён, но героиня находит под креслом бутылку водки именно на русском корабле. Также фильм «Гравитация» можно сравнить с фильмом «Союз-7», тема не нова.
     Несколько слов об игре актёров. Джордж Клуни играет роль опытного и знающего все ответы коллеги-оптимиста. Ему удаётся создать образ сильного духом астронавта, так как это не первая роль Клуни-героя. Он давно уже вышел из амплуа просто красавчика, хоть и известен, всё же больше, как обольститель. («11 друзей Оушена», «Невыносимая жестокость», «Мне бы в небо» и пр. А серьёзные драматические образы он создал в фильмах "Ярость", "После прочтения сжечь" и других.
    Сандра Баллок – масштабная величина, ей хорошо удаются как комедийные, так и драматические роли. Зрители хорошо помнят её в романтических комедиях, мелодрамах, шпионских боевиках и триллерах («Мисс Конгениальность», «Скорость», «Любовь с уведомлением» и пр.). В роли доктора Стоун, инженера, потерявшего ребёнка, и смысл жизни, а затем поверившего в себя сильного человека, – она показала настоящий драматический талант: шок, ступор, панику, воодушевление, надежду, – всё это через стекло скафандра, в котором и язык тела-то читается слабо. Но слёзы и смех её – искренни, натуральны.