Береги мечту свою

Валентина Кужелева
Береги мечту свою
(рассказ)

1.

Вот уже два года прошло с тех пор, как Розанна начала работать преподавателем по изобразительному искусству. Энергичная девушка с первых дней понравилась коллегам, а также подросткам, немногим моложе её по возрасту. Небольшая разница никого не смущала, ученики увидели в ней не преподавателя, а скорее старшего товарища. С первых же дней для учащихся она стала Розой. Это не мешало ей строить отношения с подростками.
- Ну, Роза так Роза, - ухмылялась она про себя. - Главное - понимание и общее согласие.
За год она проделала с ребятами большую работу. Вся стена в классной комнате увешана картинами и грамотами её первых учеников. Сама Розанна стала членом Союза художников в городе. Её картины не раз выставлялись на художественных выставках в области.
И вдруг неожиданный сюрприз: пришло сообщение из Москвы. Её, Розанну Голубкину - художницу-портретистку, приглашают на выставку со своими картинами в Москву. Ура! Столица! Сердце учащенно бьется в груди! Гудит колледж, поздравляют коллеги, радуются ученики.

2.

Розанна тихонько отворила дверь в бабушкину комнату. Больше года прошло, как не стало её любимой бабушки. И она, мучимая тяжелыми воспоминаниями, не могла найти сил, чтобы прийти сюда. Но время, говорят, лечит. И бабушка будто отпустила с небес свою внучку. Розочке стало легче.
- Прости меня, бабуля, - прошептала она, глядя на большой портрет в позолоченной рамке, стоящий на тумбочке, - прости свою Розочку, пожалуйста.
Здесь всё осталось, как прежде. Здесь прошло её детство. И, кажется, что ничего не изменилось в этой маленькой комнатке, только покрылась пылью старая мебель, и тяжелее стал воздух. Вот её любимый старинный комод с выдвижными ящичками, до отказа набитый внучкиными драгоценностями. Так бабушка называла Розочкины рисунки, большие и маленькие, поделки и любимые игрушки. Всё аккуратно сложено в коробочках, шкатулочках, в мешочках.
- Целая бумажная фабрика! - смеялась мама.
А отец ворчал: «Захламили всю комнату, пора бы всё это выбросить на мусорку!»
- Как же можно выкинуть? - качала головой бабушка, - это же её труд.
А потом неслышно добавляла:
- Может это её призвание.
И, когда отец уходил, успокаивала плачущую девочку:
- Всё будет хорошо, Розочка! Только береги мечту свою!
И так уж сложилась жизнь в этой семье. Родители работали в какой-то крупной компании, занимались бизнесом и постоянно были в разъездах. Приезжали ненадолго, привозили кучу подарков и снова уезжали по делам. Сначала они хотели отдать дочку в детский сад, но потом решили, что у  бабушки ей будет лучше.
Розанна очень любила рисовать и могла этим заниматься целый день. Рисовала она не только на бумаге, но и на стульях, столах, дверях и на стенах.
- Рисуй, сколько хочешь, но негоже портить вещи! - ругала её бабушка и заставляла отмывать своё художество.
- Ты будешь у нас художницей! - говорила старушка.
- Нет, - возражала внучка, - я стану рисовальщицей.
- Художница - от слова «худо», это значит плохо, - думала девочка, а она хочет рисовать хорошо.
- Ну, рисовальщицей так рисовальщицей, - не спорила старушка и потихоньку поучала, гладя её по пушистым светлым волосам. - Рисуй, коль охота, только не торопись, постарайся нарисовать так, чтобы всем понравилась твоя работа.
А потом добавляла: «Береги мечту свою, Розочка!»
Отношения между ними, скорее всего, походили на дружбу двух людей. Только одной шестьдесят, а другой пять лет от роду.
Маме нравилось, как они живут, общаются между собой, а отец все время ворчал:
- Все ей позволено, что хочет, то и делает. Подойдет очередь, в детский сад устроим.
Бабушка ничего не запрещала внучке и принимала активное участие во всех её затеях, на что Розочка было большой выдумщицей.
Игрушек у неё всяких было очень много (привозили родители), но они ей быстро надоедали, и малышка капризничала и плакала. Очень уж скучала она по родителям, особенно по маме.
- Давай, Розочка, поиграем в дочки-матери, - пыталась успокоить её бабушка.
- Не хочу! Не буду! Надоело! - топает она ножкой и принимается плакать. Успокоившись, девочка подходит к старушке и виновато предлагает:
- Давай лучше – в цирк, бабуль, - и, не дожидаясь ответа, тут же принимается из бабушкиной кровати делать «арену цирка».
И вот уже летают с подушки на подушку обезьянки, скачут до потолка маленькие пони, прыгают на перине  неуклюжие медвежата.
- А ты что ли не циркачка? - упрекает она бабушку. - Давай делай ласточку!
- Ну, я же не птица, летать не умею.
- Стой на одной ноге, другую задирай, руки в стороны - это твои крылья, ну и лети. Это же так просто! - поучает её Роза.
Бабушка лениво поднимает ногу.
- Выше надо, бабушка, выше! - кричит внучка. - Эх, ты!
И принимается сама делать ласточку.
- Вот как надо!
Задирает к потолку голову, высоко поднимает ногу, но шатается, хватается за бабушкин подол... и обе «ласточки» летят на пол и хохочут. Настоящий цирк!
- Видишь, внучка, всему надо учиться. Плохие мы с тобой циркачки.
- Ладно, давай тогда - в собачку, - тут же предлагает она, - лай себе, сколько хочешь, и учиться не надо.
- Вот ещё, - возражает старушка, - я гавкать не умею.
Но Роза уже выдвигает на середину комнаты старое кресло.
- Это ещё зачем?
- Это твоя конура. Ну, ты же собачка, бабуля!
- Я согласия не давала, - возражает бабушка
- Но я же не буду заставлять тебя лаять. Ты будешь послушной, умной собачкой, - пытается уговорить её внучка и трется щекой о бабушкину щеку,
- Я назову тебя Жучкой, хорошая кличка, правда, бабуль?
И не успела бабушка прийти в себя, как Роза уже подает команду:
- Жучка, брысь в конуру! Пошла, пошла... кому сказала?!
- Ну, это мне совсем не нравится, - говорит бабушка, - ты кричишь на меня, а я примерная добрая собачка.
- Ладно, не обижайся, Жучка, я принесу тебе конфетку.

3.

Но вот у Розочки появился ноутбук. Отец подарил его дочке ко дню рождения. Повзрослела! Пусть умнеет, хватит бумагу портить!
Обрадовалась Роза. Счастье-то какое! Играй, сколько хочешь, нажимай на кнопки и находи в компьютере всё, что тебя интересует. Даже рисовать и раскрашивать можно. Не оторвать теперь бабушке внучку от ноутбука. Недозовётся,  недокличится! Не слышит её Роза. Совсем глухая стала.
Ну всё когда-то надоедает. Соскучилась девочка по альбому, краскам и снова принялась за свои художества.
Однажды протянула она бабушке лист бумаги, на котором изобразила зубастую старуху с длинным красным как морковка носом.
- Это я? - спросила бабушка. Внучка закивала головой и засмеялась.
- Ой, спасибо, Розочка, а я и не знала, что похожа на бабу Ягу, - проговорила она обиженно и небрежно сунула листок в карман фартука.
- Посмейся, бабушка! Это ведь так смешно!
- Смешнее некуда! - ворчит старушка и вытирает вспотевшее лицо платочком.
Поняла девочка, что обидела бабушку. Трёт до боли лоб.
- Думай-думай, - говорит сама себе, - надо как-то искупить свою вину.
И придумала. Быстро схватила листок, намалевала чудище трёхголовое и подписала печатными буквами «РОЗА».
Подходит к бабушке и говорит:
- Посмотри, бабуль, а я похожа на Змей Горыныча!
- Ну и что?- спрашивает бабушка.
- Ну, он же хуже бабы Яги, правда? - сморщила нос, высунула изо рта язык.
- Бе-бе-бе!
Ну как тут не засмеяться? Улыбнулась бабушка, приобняла внучку и говорит:
- Придёт время, Розочка, и ты нарисуешь мой портрет.
- Нарисую, нарисую! - запрыгала на месте девочка.
- Береги мечту свою, детка, - сказала бабушка ласково.

4.

В детский сад родители так её и не устроили. В школе у Розы сначала всё как-то не ладилось. Домашняя тихая девочка никак не могла найти себе подруг. А девчонки не проявляли к ней особого интереса. Рисует себе на задней парте и пусть рисует. Только учитель по рисованию Борис Иванович подхваливал талантливую ученицу и показывал её рисунки всему классу.
Время шло и на хорошенькую одноклассницу с пушистыми искристыми волосами стали обращать внимание мальчишки. Задевают её, кривляются, дёргают за косички. Смеются над ней, розочкой называют. Теперь «розочка» у неё не имя, а что-то вроде прозвища. Ну, что поделаешь, если имя у неё такое цветочное! Да и сама она миленькая, как роза. Румяные щёчки, ямочка на подбородке.
Обидно Розе - насмехаются над ней эти противные мальчишки. Особенно отличник Яшка – зазнайка, мимо не пройдет, если не заденет её и рожу не состроит. Не любит его Роза. Вечно якает, будто лучше всех.
- Ну, погодите, - думает Роза. - В долгу она не останется.
И решила рисовать своих обидчиков. Забавные рожицы стали у неё получаться. Одна - смешнее другой, а главное - очень похожие. Узнают себя мальчишки, смеются над собой и над другими. Особенно хорошо получился Яшка-зазнайка. Очки - на лбу, нос - кверху, губы в дудочку. Мальчишки сразу узнали его:
- Я - Я - Я - Я - Яшка! - закричал кто-то.
Подхватили другие:
- Я - Я - Я - Я - Яшка!
И ну хохотать, за животы хватаются.
- Ну, даёт Розочка! Ха-ха-ха!
Как кипятком ошпаренный, подлетел к ней Яшка, руками машет, орёт.
- Получить захотела, рисовальщица? Ты у меня получишь! - схватил со стола рисунок и разорвал его на мелкие кусочки.
Рисовать карикатуры своих одноклассников Роза больше не стала. Но желание писать портреты у неё не проходило. Потихоньку она нарисовала своего любимого учителя Бориса Ивановича, и получился не смешной шарж, а настоящий портрет. Мальчишки вытащили его у неё из сумки,  когда Розочка вышла из класса, и положили на стол учителю. Класс затих. Что же теперь будет? Роза покраснела до слёз и закрыла лицо руками.
Результат оказался неожиданным.
- Ай-да, Роза! Ай-да, молодец! - разразился учитель громовым хохотом, потрясая портретом в руках. - Просто здорово! Только бородку надо было сделать покороче.
И все увидели, как он бережно положил портрет в папку.
Позднее, до самого окончания школы, ходила Роза к Борису Ивановичу в изо-студию.
5.

Так мелькали перед глазами Розанны картины прошлой жизни то лёгкие, как облако, то тяжёлые, как тучи, от которых ныло сердце. Столько прошло времени, а всё живёт в памяти, будто это было только вчера.
Уже остались позади детство, школа, изо-кружок и Санкт-Петербургская академия художеств, где она училась целых пять лет.
Время идёт, и ты не замечаешь, как оно убегает, и уже не догнать, не остановить его, даже если бы очень хотелось.
Навсегда засели в её памяти бабушкины слова: «Береги мечту свою».
Сбылась её мечта. Роза написала маслом портрет бабушки, когда ещё училась в академии. Помнится, как посредине учебного года, окрыленная, летела девушка на юбилей к любимой бабушке. Нежданно-негаданно, говорят, как снег на голову, появилась она на пороге, желанная и долгожданная. Дрожащими руками прижимала старушка к груди бесценный подарок. Целовала, плакала, смеялась от счастья. И все никак не могла поверить, что чудо свершилось. Её внучка – художница, не «рисовальщица», а самая настоящая художница! И такая же счастливая в тот день была Розанна, и хлопали бабушке и внучке все друзья и знакомые.
А через год она закончила Академию, приехала из Санкт-Петербурга в свой родной город и устроилась на работу в колледж. Жаль только, что бабушка не дождалась. Роза низко склонилась над портретом, целует бабушкины руки и шепчет тихо-тихо:
- Ты слышишь сейчас меня, бабулечка? Я знаю, я чувствую: глядишь с небес на свою Розочку своими добрыми глазами. Всё у меня, так, как ты хотела, всё хорошо! Спасибо, родная! Теперь мы не расстанемся! В Москву! Завтра мы едем с тобой в Москву!
Роза бережно завернула портрет и, прижимая его к груди, вышла из комнаты.

Валентина КУЖЕЛЕВА,
Июль, 2019