1. Солдаты группы центр, высоцкий

Владимир Конюков
1. Солдаты группы «ЦЕНТР», Высоцкий.


     Тексты песен молодого Высоцкого середины 60-х прошлого века, привлекали «высоцковедение» всегда некоей загадочностью…
Анализ его строк, многочисленными начинающими и опытными исследователями барда, был «перелопачен» многократно, в поисках истинного значения, смысла текста, что он хотел сказать людям.
Его «политическое кредо» - он за кого?... «За» или «против», власти, системы… упорно по тому или иному тексту навязывался разному по возрасту народу...
Кем? Как ни странно, кто кричал больше всех: «Он наш!».

     Середина 60-х, его цикл блатных песен….
Блатные, значит, протестные. Другие не явные строки, хоть намёком в виршах, он «против»…
И вдруг, у этих протестных граждан,… начинающее диссидентство в стране, случается внезапное «выпадение в ступор». Избранный быть рупором их идей Высоцкий, песни поёт смысла двойного, а то и нескольких назначений. Использует двойные стандарты…
Называется - неконтролируемый подтекст!

     Одна и та же песня,… ни о чём, в то же время, о многом.
Военные слушатели слышат в текстах армейское патриотическое, возбуждённое воинственное.
Гражданский человек, своё, «лишь бы не было войны».
Идейный советский человек слышит «правильную линию» в пропаганде искусства.
Интеллигент - «ботаник», ощущает запах бытия.
Диссидент чувствует желание к борьбе, неважно, хоть с ветряными мельницами.
«Непутёвая» молодёжь сразу подражает, хоть чем – то занята будет…, гитарой.
Блатной контингент извлекает насущное,  «хорошо в стране советской жить», где плохо всё лежит.

Контролирующая музыку власть удивляется ажиотажу, популярности Высоцкого. Он определился с середины 60-х в своём творчестве, позже засвидетельствовал.
«Мне претит роль «мученика», этакого «гонимого поэта», которую мне навязывают… Я хочу поставить свой талант на службу пропаганде идей нашего общества, имея такую популярность… Я хочу только одного — быть поэтом и артистом для народа, который я люблю, для людей, чью боль и радость я, кажется, в состоянии выразить, в согласии с идеями, которые организуют наше общество. (Из письма В.С.Высоцкого секретарю ЦК КПСС П.Н.Демичеву, лето 1973 года)»

     Баловался текстами, хулиганил. Бывало, злил власть, подначивал, насмехался и в то же время,
«Меня к себе зовут большие люди -
Чтоб я им пел…»

     Жанр, «против», когда цензура, контроль за свободой слова, пушкинское обоснование глубокого подтекста написанных слов, переходящий в шифр. И стиль, манера Высоцкого особая, где понятие «неконтролируемый подтекст», проявляется через время, через несколько лет и удивлению таланта барда нет предела!
Жанр характеру песен Владимиру Семёновичу, в 1979 году, в беседе с журналистами, высказал главный идеолог страны, на то время, М.А.  Суслов. Неконтролируемый подтекст текстового смысла части песен, будет понятен через время. Очень сложная литературная арифметика для понимания, когда нужно время, надо ждать расшифровки…
Высоцкий ученик  и Пушкин – учитель, методы хитрости уловок литературных произведений, где гениальное пушкинское до сих пор неразгаданное. Ученики, Лермонтов, Л. Толстой, Шолохов, Высоцкий.

     Представляю читателям впервые своё исследование одной знаменитой песни Высоцкого. Поздно, но на всё не хватает времени. Заметки лежали несколько лет…
Истоки, «Военная литература», военная «пушкинистика» и лермонтоведение. Непечатная литература «тамиздат» и «самиздат». Военные тексты Высоцкого.

Короткий экскурс в историю вопроса.
Военными текстами изначально, систематизируя наследие поэта – барда, занимались гражданские лица. Поэты, прозаики, критики, литературные историки… Ни в коем случае не военные люди, знающие специфику оборотов военных текстов, слов, фраз.
Владимир Семёнович родился в военной семье, воспитывался, жил. Владел секретами родителей, что можно, что нельзя. У него сформировалось чутьё на политическое и военное составляющее, восприятие обстановки тех лет.

     До сегодняшнего дня его часть текстов не разгадана. Пример смешной, печальный, безрадостный, издевательский к Высоцкому одновременно. Всем литераторам известный…
В 2000-тысячных, писатель Василий Аксёнов, рассказывал по ТВ, как бард, спасаясь от КГБ в 60-х, написал песню про подводную лодку.
«Лечь бы на дно, как подводная лодка,
Чтоб не могли запеленговать!»
Мол, спасаясь, притаиться от «какебэшников» в глубине…
А короткая песня военного характера, очень умного подтекста, на грани пушкинского шрифта.
Аксёнову надо было, чтобы Высоцкий был против советской власти и сочинял. … Поверили. Аннотация этой песни во всех справочниках одна - аксёновская, бард был «против».
… Военное исследование «подлодки» - действительное содержание  и моя публикация будет позже, но будет.

     Литературный шифр текстов, мощный подтекст, когда расшифруешь, дух захватывает!
Не мудрено, пушкинское наследие в загашниках лежит без движения уже два века. Если прочитаем,… не поверим, не исключено, в тот же ступор упадём…
Уникальный текст, умный, военного произведения. Поэзия и тайна, загадка возможностей литературы…
Академики науки не хотят признавать в Высоцком поэта, его отдельной линии поэзии. Народу упорно навязывается…, он только артист. Позорное аксёновское несправедливое, ложное проклятие наложено на всё наследие поэта.

     Содержание песни «Солдаты группы «Центр», молодого Владимира Семёновича Высоцкого, шедевр «неконтролируемого подтекста».
С годами легко расшифровывается, понять при написании им в 1965 году, позволено было не многим.
Военная прослойка населения, интересующаяся литературой, театром, кино того времени. Я к таким относился, сейчас жалею, ко многим свидетельствам истории того времени, было поверхностное мнение, легкомысленная, иногда спорная оценка, преобладала. Молодость и не предполагал, что буду писать…Утеряны факты, точность событий по времени.

     … Страна готовилась к 20-летию Победы в Великой Отечественной войне. Театр на Таганке главным спектаклем о войне, постановкой «Павшие и живые». В нём предполагались песни Высоцкого. Сам играл роли и должен был петь.
«Солдаты группы «Центр», исполнил автор на Премьере. На «бис» и «браво»…
Организаторы, культотдел Моссовета допустил текст песни, вне сомнения члены просмотровой комиссии внимательно изучали. Слова текста о войне, враг – захватчик на нашей земле. Сопротивление народа, отпор, борьба за свою землю, дома. Жизнь на спасение Отечества.

Песня полностью в спектакле звучала один раз, ещё в нескольких постановках отдельными куплетами. Очень часто в моно – спектаклях, когда артист давал концерты в военных подразделениях страны. Разъезжал, летал в военные округа, сын фронтовика и его всегда военнослужащие гостеприимно встречали…, нередко хлебосольные столы накрывали. Старшие офицеры в «закрытые» кабинеты зазывали… Младшие по званию, пострелять на полигоне, отдохнуть на природе, слушать голос на накрытой «поляне…

     Молва в военной среде о военных песнях Высоцкого, рассказ о них… Содержание той или иной песни не для гражданского уха. Элемент таинственности среди вояк, присутствовал всегда. Обсуждение с оговорками…, свой круг, компания.
«Высоцковедения» не было по понятным причинам, жив автор, был интерес коллекционирования текстов, статей об авторе, записей магплёнок, слухов, молвы – кто что сказал новенького, особенно «жаренького». Сплетни слушали, не брезговали. Смаковали…, издержки популярности.

     Современный интернет нам даёт стилизованные варианты исполнения песни «Солдаты группы «ЦЕНТР» автором Высоцким.
Пояснение – аннотацию, что годами взята из «томников» Высоцкого или первоначальных исследований справочников.
Закрытая тема почти полностью…, Четвёртый Рейх. В Союзе печатное с упоминанием такого, исключалось. Только разрешённая информация, строго контролируемая в те годы, «опасная» тема.
Сопроводиловка – аннотация стихотворения «Солдаты группы «Центр» во всех изданиях и много позже о… прошедшей войне. Союза давно нет, а варианты прежних пояснений остались…

    И, так…
Текст «самиздатовский», начальный. Записан на магнитофонные плёнки такого содержания и формы, стиля грамматики с середины 60-х.
«СОЛДАТЫ ГРУППЫ «ЦЕНТР»

Солдат всегда здоров,
Солдат всегда готов.
И пыль, как из ковров,
Мы выбиваем из дорог.
И не остановиться,
И не сменить ноги.
Сияют наши лица,
Сверкают сапоги!

По выжженной равнине -
За метром метр,
Идут по Украине
Солдаты группы «ЦЕНТР».
На «первый, второй» рассчитайсь!
Первый, второй...
Первый, шаг вперед и в рай.
Первый, второй...
А каждый второй тоже герой -
В рай попадет вслед за тобой.
Первый-второй, первый-второй,
Первый-второй...

А перед нами все цветет,
За нами все горит.
Не надо думать, с нами тот,
Кто все за нас решит.
Веселые, не хмурые 
Вернемся по домам, -
Невесты белокурые
Наградой будут нам.

Все впереди, а ныне -
За метром метр -
Идут по Украине,
Солдаты группы «ЦЕНТР».
На «первый, второй» рассчитайсь!
Первый, второй...
Первый, шаг вперед и в рай.
Первый, второй...
А каждый второй  тоже герой -
В рай попадет вслед за тобой.
Первый - второй, первый - второй,
Первый - второй...

И всё – то мы умеем,
Нам трусость не с руки
И только не тускнеют
Солдатские штыки.                Потому что режут, колют…
По выжженной равнине                ВВ повторяет, акцентирует, после ядерного удара…
За метром метр,                Географическое начало православия, изгнать,
Идут по Украине                уничтожить навсегда, тысячелетняя мечта…
Солдаты группы «ЦЕНТР»…
Солдаты группы «ЦЕНТР»…

     Последние девять строк печатаются редко… Жёсткие. Намёки… Вероятность исполнения песни без них, так звучит голос Высоцкого на большинстве записей, где он заканчивает пение словами,
В рай попадет вслед за тобой.
Первый - второй, первый - второй,
Первый - второй...
Видим акцент конца похода, войны для солдат.
Для полного представления читателю, рекомендуется послушать фонограмму записи в инете.

Но полный текст с этими девятью строками и акцент на «ЦЕНТР», повторяет два раза.
Солдаты группы «ЦЕНТР»…
Солдаты группы «ЦЕНТР»…
Здесь видим предупреждение, идут солдаты… Неонацизм, о чём ниже. Можно для себя порассуждать, почему сократил текст… От имени немецкого солдата повествование.

     Владимир Семёнович имел точно датированных песен, по исследованиям, не более 3-х 5-ти всего.  Этот текст один из немногих, датируется точной датой, 27.4.1965г., которая является одним из  КЛЮЧЕЙ  к разгадке, о чём эта песня.
Тексты, как правило, дорабатывал и ставил дату в окончательном варианте, было и много позже. По стилистике, манере угадывается, текст… не готовился специально к спектаклю «Павшие и живые». К общей дате 20-летию Победы, возможно…
Режиссёр Любимов просил к спектаклю написать песни, а не одну, что сейчас по энциклопедиям акцент именно на «Солдаты группы «ЦЕНТР».
Годы 1962-1964, его частые разъезды с концертами по дивизиям Московского округа, общение с ветеранами армии, фронтовиками. Воздействие на психику армейских строками о… бои, смерть однополчан, кровь, грязь войны.
Влияние на слушателя – фронтовика только что написанной песней «Братские могилы», 1963 год. Исполнил впервые на дне рождения фронтовика – отца.

Подготовка страны к дате 9 мая 1965 года, главное событие – впервые с 1945 года, парад Победы!
Явно видно, откровенно слышится, песня «Солдаты группы «ЦЕНТР», создавалась под диктовку ветеранов – фронтовиков. Просьб в форме диктовки - правок, вернее будет…

     Современная трактовка содержания текста, что (ошибочно) о войне 1941-1945г.г., подробно напечатана в интернет энциклопедиях. Пересказывать даже цитатами, нет смысла. Любой желающий читатель без труда найдёт искомое. Свидетельства друзей Высоцкого… поздние. Сразу бросается в глаза. Что он кого – то при написании текста спрашивал биографию боёв или где юг, запад, восток, всё перепутано…
Не было этого! Общение с военными, сам из семьи военных, дитём видел последствия войны, его познания масштабов боевых действий с лихвой хватало для написания песни в несколько куплетов самостоятельно.

Текст слышится о прошедшей страшной войне. Жестокость фашизма, зверства, а солдаты в песне весёлые, начищенные сапоги сияют, даже сверкают. Они одним «сияющим» пинком убивали сограждан автора, а Высоцкий им определил рай для проживания. Белокурых невест в ожидание.
Враг травил, жёг людей, гитлеровцы играючи убивали детей, а автор наделил солдат вермахта, «Весёлые, не хмурые…»,
За метром метр,
Идут по Украине
Солдаты группы «ЦЕНТР»…

     Другие названия песни, «Песня немецких солдат», «Солдат всегда здоров…»
Бравурные, весёлые, беззаботные названия…
Так, в чём всё – таки дело? В чём загадка?
Без особой рекламы, песню слушали и ветераны – фронтовики. На премьерах в театре на Таганке каждый раз присутствовал не один член правительства.
В армии песню внимательно прослушивали политработники, она была на слуху, солдаты заучивали…

Вне сомнения, сейчас это один из шедевров Владимира Семёновича Высоцкого!


Продолжение следует. http://www.proza.ru/2019/07/25/547