Щедрые попутчицы

Виктор Андрусов
         Поезду Москва – Нальчик, на котором я, офицер-отпускник, ехал на свою малую родину летом 1982 года, предстояло за полтора суток преодолеть немалое расстояние.  Вечером, по окончанию посадки  занятыми оказались буквально все купе. Однако, оказавшись далеко на юге в  середине следующего дня, наш поезд  заметно опустел. В купе я находился  один, когда на одной из небольших станций под Харьковом ко мне подсели  две моложавые, симпатичные толстушки, одетые в просторные кофты, расшитые  национальными орнаментами.  Оживлённо общаясь между собой и со мной на украинской  мове,  они  разложили по полкам дорожную поклажу и  тут же стали выкладывать из сумок на купейный стол всякие съестные припасы. В нос ударил пленительный аромат копчёного окорока. Слюнки потекли при взгляде на него и другие разнообразные  деликатесы с заманчивым запахом.  Нашлось  место здесь, кроме всего прочего, свежим  и   квашеным  овощам, огромной булке деревенского хлеба.   Особенно восхитило толстое  сало.  Настоящее…  Украинское!
         
         - Виктор, пожалуйста, перекуси с нами вместе, -  пригласила меня за стол  Оксана  (к  тому моменту мы  успели уж  познакомиться).
         
         - Любо, дъякою, -  ответил  я, русский, подчёркнуто по-украински, чем сразу завоевал  симпатию   и  расположение  у обоих  женщин.
         
         - Не  грешно,  считаю,  выпить по чарке  за  знакомство  и  удачную дорогу, -  заметила другая весёлая попутчица Марина. Она  поставила  прямо передо мною керамическую бутылку с этикеткой «Рижский бальзам», – Правда,  це не бальзам,  а  сливова  горилка.   Сами  давеча  зробили …  Разливай…
         
         Ну,  я  и приступил  к разливу…  Пили мы понемногу.  И  не просто так, а непременно после произнесённого кем-либо душевного тоста. Разумеется, каждую порцию сливянки «замасливали», то есть обильно закусывали. Слава Богу, было чем. Потому-то и не пьянели.  Зато много и откровенно беседовали.  Находили общие, интересные темы.  Шутили, острили. И, надо заметить,  хорошо понимали   друг  друга,  хотя  изъяснялись  зачастую  на  разных  языках.
       
         … Живя десятки лет в многонациональной стране, мы  не задумывались о языковом барьере, даже не могли допустить фантастической мысли о запрете когда-нибудь  и  кем-либо русского языка. Сегодня приходится удивляться и сожалеть по поводу того, что происходит в этой связи на Украине, в Грузии и Прибалтике.  Неужели русский язык со временем люди перестанут употреблять  в  бывших республиках  Советского Союза? Похоже, что так и случится.
         
         … Помню, во время той поездки на поезде, в разговоре с попутчицами  я искренне признался, что люблю украинские песни так же, как люблю песни своих предков, кубанских казаков. Объясняется это историческими корнями казачества, схожестью языков  и традиций украинцев и кубанцев. Не случайно в репертуаре Кубанского казачьего хора немало украинских песен. Взять, например, «Распрягайте, хлопцы,  коней…», многие другие популярные песни.  Мои  откровения  растрогали  Оксану и Марину до такой степени, что они под стук вагонных колёс вдруг запели. Я охотно подхватил… В ходе дальнейшего застолья  мы вполголоса исполнили  несколько  известных  песен.   Настроение  у  всех  было  приподнятым.
       
         … Наше купейное  веселье, дружеское общение помогли скрасить дорожную скуку,  невероятным образом сократить время нахождения в пути.   
         
         Ранним утром третьего дня обаятельные украинки сошли на станции Армавир. Они направлялись в гости к родственникам, живущим недалеко от Армавира,  в станице Успенской (кстати, мои отец и мать родом из ближайшей станицы Убеженской).  Женщины покинули купе  без шума и суеты,  лишь изредка перешёптывались.  Они явно старались не беспокоить меня, сладко дремавшего в это время  на верхней полке. Вскоре, окончательно проснувшись, я взглянул на купейный стол и ... ахнул от восторга:  на нём лежали  свёртки с  окороком, прочими вкусностями. Тут же стояла недопитая бутылка сливовой горилки. Подумалось: «Какие  милые, щедрые  попутчицы!    Такие   редко  встречаются  в  жизни…».
         
         ***Постскриптум.Как известно, раньше дальние поезда проходили по территории Украины.  И была возможность видеться с  украинскими пассажирами,  общаться с ними. Чему и посвятил я свой  рассказ... Теперь же построили железнодорожную ветку в объезд Украины. Может это и правильно. Но ведь нарушились контакты людей разных национальностей. О былой радушной  дружбе остаётся лишь вспоминать...