Ценитель духовного богатства

Айша Курбанова 3
                Айша Курбанова, член Союза писателей России,
                член Союза журналистов России

                Ценитель духовного богатства
 
           Январь 1984 года. Сулейман Рабаданович Рабаданов, даргинский поэт, писатель, переводчик и драматург, в то время работал редактором журнала «Дружба». А мне, студентке 3 курса филологического факультета ДГУ, очень хотелось узнать мнение поэта о моих ранних стихах (А писала я их ещё в школе). Не знаю, как я набралась храбрости, показать свои «творения», которые я робко прятала от окружающих, народному поэту Дагестана С. Рабаданову, суровому, на первый взгляд, но очень доброму, как мне объяснили, человеку.
           Видимо, я осмелела после беседы с нашим односельчанином Гапизом Абдурашидовым, отцом журналистки ГТРК «Дагестан» Аминат Абдурашидовой. Абдурашидов Гапиз считал поэта очень внимательным, предельно порядочным, чрезвычайно чутким человеком, болеющим душой за каждого начинающего автора. И всё же я шла тогда в редакцию, без уверенности в том, что известный поэт примет мои стихи с теплотой души.
           Однако я была крайне удивлена тем, что мои представления о нём, полученные в школе от учителей, и мнение Гапиза Абдурашидова о поэте, в действительности совпали полностью. Реальность превзошла все мои предположения.
Сулейман Рабаданов, узнав о причине моего визита, тут же отложил свои дела и предложил сесть. Взял мою тетрадь, перелистал её от начала до конца. При этом лицо его время от времени, то хмурилось, как осенняя туча, то расплывалось в улыбке:
           – В твоих стихах я вижу щебечущую душу. Но в этой мелодии есть немало фальшивых ноток. Если сможешь найти их и устранить, то получится оригинальный мотив.
           – А где эти фальшивые нотки? – несмело спросила я у поэта.
           – А ты ещё раз, внимательно прочитай свои стихи: сама догадаешься. Но прочитай их на свежую голову.
           – Я же читала их много раз. Мне кажется, что из них ни одного слова не выкинешь и ни одно слово не прибавишь… К тому же вы не все стихи прочитали.
           Поэт лукаво улыбнулся:
           – Правда?
           – Ага. 
           –  Ты хочешь, чтобы я прочитал все твои стихи?
           – Да… – еле слышно проронила я, волнуясь, как ученица, неудачно написавшая сочинение на свободную тему.
           – Ладно, оставь тетрадь у меня. Я сейчас очень занят над подготовкой очередного номера журнала. Но обязательно прочитаю твои стихи. Мне показалось, что в них есть свежесть альпийского луга, журчание вновь родившегося горного источника, полёт скалистых орлов.
           При этих словах моё сердце заликовало. Я почувствовала, прилив духовной энергии. Поэт добавил:
           – А ты не теряй время зря. Пиши. Ищи новые темы, свой стиль. Я уверен, в следующий раз ты принесёшь стихи ещё лучше.
           – Я постараюсь, – вырвалось у меня, выдавая с трудом сдерживаемые чувства благодарности.
           Через месяц я вновь собралась в редакцию. Сулеймана Рабаданова я не нашла на своём рабочем месте. Мне сказали, что поэт болен, а все рукописи авторов он забрал с собой, чтобы прочитать дома.
           С односельчанкой поэта, Хадижат Омаровой, я решила проведать поэта и заодно узнать его мнения о моих рукописях. Сложив мелочи, оставшиеся после стипендии, купив на них фрукты, мы с Хадижат оказались на улице Синявина, 3. Дверь в квартиру поэта, как это бывает только в горных сёлах, оказалась незапертой. Войдя в прихожую, я отпрянула назад.
           – Пойдём обратно: у них много гостей, – потянула я за собой Хадижат. – Видишь, сколько тут обуви.
           – В их прихожей всегда бывает много обуви. Все наши сельчане, приезжающие по своим делам в город, останавливаются у них. В какой бы день ты ни пришла, у них будет много гостей.
           На кухне шла оживлённая беседа сына поэта Магомеда со своими друзьями (Они и были в тот день гостями в доме поэта). А супруги Сулеймана Рабадановича дома не оказалось. Мы с Хадижат зашли в зал, где прохаживался поэт. Поприветствовав его, мы расспросили его о здоровье. Он неловко улыбнулся:
           – Ноги отказываются ходить. Русские говорят: «Клин клином вышибают». Поэтому я стараюсь, как можно больше, ходить. Хоть медленно, но часто. Хожу, несмотря на боли, чтобы ноги совсем не отказали. Вы присаживайтесь. Как ваши дела? 
          – Отлично. – Хадижат стала рассказывать вести из Дибгаши, о сельчанах. Я осмотрелась и удивилась: в 80-е годы у других горожан полки шкафов ломились от хрусталя, от антиквариатов, а у Сулеймана Рабадановича весь зал был заполнен книгами, ровно уложенными подшивками газет и журналов. 
          Он показал нам рукописи авторов (в том числе и мою), которые он прочитал, находясь на больничном. Я удивилась тому, как много он успевает сделать, и спросила:
          – Вы много работаете над выпусками номеров литературного альманаха «Дружба», когда же вы пишете свои произведения?
          – Когда все дети спят. Я не могу рано уснуть. Ставлю для себя чайник. Тишина кругом. Зная, что меня ничто и никто не потревожит, я записываю свои мысли, появляющиеся в уединении.
          В 1996 году, через год, после того, как Сулеймана Рабадановича не стало, Пирдауз Нухова мне рассказывала: «Когда мой отец, Нухов Бахмуд, был ещё жив, в селении Новокаякент Каякентского района была организована встреча с отдыхающими в санатории «Каякент» дагестанскими писателями. На встречу приехал и Сулейман Рабаданов. После встречи и Сулейман-ази зашёл к нам.
          Так случилось, что в день у нас была прирезана корова, поэтому приготовили много мясных блюд. Поэт удивился изобилию на столе и произнёс тост:
          – У горцев принято в честь гостя резать барана и готовить хинкал. А вы, оказывается, в честь гостей прирезали целую корову. Столы ломятся от яств. Материально вы ни в чём не нуждаетесь. Дом, построенный руками хозяина, уютен и гостеприимен. Я желаю здоровья и счастья всем его домочадцам! Но я не вижу книг, журналов, газет в вашем доме. Так пусть же прибавится в нём и духовное богатство!
В следующий раз, когда Сулейман Рабаданович приехал к нам с целью организации подписки журнала «Дружба», мы поставили перед поэтом книги, журналы, газеты, а перед собой – горячие блюда. Мы едим, а поэт перелистывает страницы журналов.
          Через некоторое время он спрашивает:
          – Друзья, где же мой хинкал?
          – А вы, Сулейман-ази, ешьте своё духовное богатство.
          Сулейман Рабаданович на такие шутки никогда не обижался и сам много шутил».
                ***
          Вспоминая народного поэта, я думаю: «Рано Сулейман Рабаданович ушёл из жизни. Как много он смог бы сделать для даргинской литературы, если бы дожил хотя бы до 80 лет». И всё же за свои 63 года он успел немало. Этот талантливый поэт, уроженец селения Дибгаши Дахадаевского района, окончивший в 1963 году Литературный институт имени Максима Горького, долгие годы работал литературным сотрудником редакции газеты «Ленинское знамя», а потом редактором даргинского выпуска литературного альманаха «Дружба». Гостеприимный хозяин большой семьи, заботливый отец, наряду с работой, он успевал создавать великолепные произведения.
          Первый его сборник стихов «Испытание» вышел в свет в 1958 году. В последующие годы в разных издательствах вышли в печати его сборники: «Новые свидетели», «Здравствуй, Сибирь», «Газыри», «Моя борозда», «Праздник дедушки», «День рождения мамы» и др. Из прозаических произведений Рабаданова известны книги: «Утёс», «Конец трагедии», «Дороги и тревоги». С. Рабадановым созданы изданы и такие поэмы, как «Песня пещеры», «Где ты, Саша Седов?», «Надежда», «Аминат», «Дочь мельника» и др. Перу С. Рабаданова принадлежат и драматургические произведения «Землетрясение», «Родник и тополь», «Узел жизни», «Батырай». Им переведены на даргинский язык роман в стихах А. С Пушкина «Евгений Онегин», поэма М. Лермонтова «Демон», пьесы А. Островского «Без вины виноватые», К. Гольдони «Слуга двух господ», поэмы Р. Гамзатова «Горянка», «Берегите матерей», стихотворения Т. Шевченко, К. Хетагурова, С. Есенина, В. Маяковского, Н. Тихонова, К. Кулиева, М. Джалиля и др.
           С. Рабаданов – лауреат республиканской премии имени Г. Цадасы, литературной премии имени О. Батырая. В его творчестве реалистично отображены боевые и трудовые подвиги современников, жизнь родного народа. 
          И всё же много времени С. Рабаданов уделял выпуску журнала «Дружба», переименованный в 90-х годах ХХ века в «Литературный Дагестан», так как этот журнал был любим даргинскими читателями. Он делал всё возможное, чтобы данный журнал оставался востребованным читателями.
           У нас дома хранится рекламное письмо поэта, адресованное Магомеду Саидову. Ровный, красивый почерк редактора журнала говорит о том, насколько он был аккуратным человеком.
           Вот о чём просил поэт в своём письме:
           Дорогой друг Магомед! Знаю, что Ты любил и любишь общественный журнал, издающийся на даргинском языке. Поэтому я шлю к Тебе это письмо: хочется, чтобы расширился круг друзей-любителей альманаха.
           Индекс журнала – 73892, цена за год – 6 рублей. Хочется узнать и Твоё мнение о журнале.
           Мы в нём отражаем жизнь народов нашего родного Дагестана, труд горцев, их сегодняшний быт, их надежды на будущее. Таким материалам в нашем журнале и впредь будет место.
          P. S. Я виноват перед тобой. Болезнь так и не дала мне осуществить много намеченных планов. Думал, сегодня поеду, завтра поеду, но так и не добрался я до Тебя. Время бежит стремительно быстро. А для журнала твоя помощь нужна.
           С уважением Сулейман Рабаданов.
                17. 08. 1993г.»
           Русский писатель-декабрист и критик Н. А. Бестужев писал: «Поэтический талант дает многое, когда он сочетается с хорошим вкусом и направляем сильной мыслью. Чтобы художественное творчество одерживало большие победы, необходимы для него широкие умственные горизонты». Мне кажется, что С. Рабаданов обладал именно таким уникальным поэтическим талантом, а перед ним раскрывались широкие умственные горизонты. Иначе читатели не восхищались бы  его талантом, его преданностью интересам народа-труженика.