Этил и метил

Валерий Соболев
История эта может показаться нереальной; тем не менее, всё, что читатель прочтёт в этом рассказе, - правда. Содрогаюсь, когда вспоминаю...

Во второй половине 90-х годов я оказался в Порту Кавказ*, где по заданию компании «СВЛ-Трейдинг»**, в которой тогда работал, мне предстояло практически с «нуля» создать и открыть Морское агентство по обслуживанию заходящих в порт танкеров.

Теперь Порт Кавказ известен каждому по репортажам в связи со строительством и пуском в эксплуатацию Крымского моста, а тогда это был небольшой - несколько десятков частных домов – населённый пункт на оконечности Косы Чушка Темрюкского района Краснодарского края. О его существовании знало лишь окрестное население да отдыхающие, которые летом на личном транспорте отправлялись в Крым и пользовались паромной переправой «Порт Кавказ – Порт Крым».

«Москалю» на Кубани в принципе непросто, а если он ещё и решил «открыть дело», то нужно быть готовым, что местными жителями и чиновниками будет предпринято всё, на всех уровнях, чтобы этого не допустить; а если всё же ему удастся добиться результатов, то его обложат такой данью, что захочется бросить всё и бежать. Так было - так, наверное, есть и сейчас.***

И вот фирма открыта, нужно заключать контракты с судовладельцами на обслуживание их судов в порту. Меня интересовали танкера, которые заходили в порт за нефтепродуктами, предоставляемые местной нефтебазой и по трубопроводу поставлявшиеся на нефтяной причал порта. Танкера эти принадлежали АО ВОЛГОТАНКЕР, куда я и отправился, чтобы наладить деловые отношения с Пароходством.

Путь мой лежал в Самару, где и базировалось Управление судоходной компании. Прилетел на самолёте, и тут же попал в гостеприимные руки Начальника фрахтового отдела г-на К.
- Сейчас быстренько в гостиницу, и – в ресторан; о делах – завтра, сегодня – гуляем! – произнёс он сразу после знакомства и рукопожатия.
Я не возражал.

И вот мы в ресторане. Водку принесли в графине, потом ещё графин и ещё… Чем закусывали, о чём говорили, как потом я оказался в гостинице – ничего не помню: так плохо мне никогда не было…

Утром, обнаружив себя в кровати, одетым и практически бездыханным, я всё же вспомнил о важных переговорах, и невероятным усилием воли заставил себя встать, переодеться и пойти в Пароходство, здание которого было недалеко.

Едва передвигая ноги, я доплёлся до нужного мне кабинета. К. ещё не было.
- Задерживается, - пояснили мне его сотрудники, с любопытством разглядывавшие меня, опухшего, с красными глазами, помятого и нетвёрдо державшегося на ногах, - Вы присядьте; чаю? кофе?
- Воды! – срывающимся голосом произнёс я, и залпом выпил принесённый стакан.

Примерно через час, показавшийся вечностью, мне объявили, что г-на К. увезли в больницу на скорой, и сегодня, видимо, переговоров не будет.

Я к тому времени совсем сник, и уже не мог подняться, чтобы возвратиться в гостиницу, и потому попросил разрешения остаться в офисе ещё на некоторое время.
 
Вскоре - по возбуждённым голосам и суете окружающих - стало понятно: что-то произошло.
- К. – умер! – прозвучало наконец, и взоры обратились на меня.
- Где Вы вчера были? Что пили? Сколько?
Я пытался ответить, но говорить уже не мог. Все сообразили, в чём дело. Тем более, что из больницы сообщили причину смерти: отправление формальдегидом ****.

К тому моменту я представлял собой зрелище не для слабонервных: отсутствующий мутный взгляд, трясущиеся руки, заплетающийся язык – всё говорило о том, что и я вскоре последую за г-ном К.

Чтобы этого не допустить, опытные сотрудники Пароходства поставили передо мной бутыль 2,25 л шотландского виски, на который я и смотреть не мог, но меня заставили выпить стакан, потом ещё и ещё…  Виски был качественным и содержал чистый этиловый спирт – единственное средство, которое «борется» с метанолом в организме, предотвращая образование продуктов его распада.

Сейчас, оглядываясь назад, я осознаю, что только эта мера и спасла меня от самого худшего...

Ещё две-три недели я приходил в себя, но понемногу оправился, и снова приехал в Самару заключать договор, теперь уже без приключений. А ещё через несколько дней в Порт Кавказ пришёл первый танкер под погрузку. Компания "Солвалюб Шиппинг" начала свою деятельность, которая продолжается и по сей день, вот уже 23 года.*****

В Самаре в ресторан – ни ногой!

*  https://ru.wikipedia.org/wiki/Кавказ_(порт)

** Аббревиатуру СВЛ в названии компании "СВЛ-Трейдинг" в неофициальных разговорах я, как бы в полушутку, но с серьёзным видом, расшифровывал как "Соболев Валерий Леонидович" (т.е. - я), что значительно повышало мой "вес" в глазах как чиновников и властей порта, так и местных жителей, особенно на фоне нефтебаков, где огромными буквами был начертан логотип "SVL".См. фото выше. Полагаю, что это обстоятельство также способствовало тому, что меня не вышвырнули из этой местности сразу как только я там появился.


*** На каждый праздник (Новый год, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 7 ноября) составлялся список с перечнем организаций, которые нужно было поздравить в лице их руководителей; всего этот список содержал 56 наименований: от налоговой инспекции до таможни, от санэпиднадзора до пенсионного фонда, от транспортной инспекции до портнадзора. Кроме общероссийских случались и профессиональные праздники: День пограничника, День милиции, и ещё много-много Дней… - тут уж были нужны сугубые подношения. В какой-то момент я осознал, что львиная доля моего рабочего времени, как генерального директора предприятия, уходит именно на поздравления, организацию банкетов, участие в них, поиск и приобретение подарков, на банальную пьянку в компании «нужных» людей, которых нельзя было обидеть отказом в совместном распитии напитков.

**** Продукт распада метилового спирта.

Метиловый спирт (метанол) – сильнейший яд с запахом алкоголя. Используется в химической промышленности как растворитель, в незамерзающих жидкостях для автомобильных стекол, как добавка в топливо, в косметологии. В организм проникает через кожу, дыхательные и пищеварительные пути. Быстро впитывается и медленно выводится. Его токсичность связана с распадом на формальдегид и муравьиную кислоту. Метанол – это одноатомный простейший представитель гомологического ряда спиртов. Прием метанола внутрь крайне опасен, так как при его окислении в организме человека образуются токсические вещества, вызывающие серьезное отравление, часто с необратимыми последствиями. ... Его токсичные продукты распада приводят к тому, что поражаются внутренние органы, центральная нервная система. При принятии метанола внутрь наблюдаются такие характерные симптомы отравления, как нарушение зрения, ацидоз, недостаточность дыхания.

... Этиловый спирт – признанный антидот для метилового. Он предотвращает образование продуктов распада.

***** Но уже без меня...