Белые пятна социализма

Владимир Нургалиев
Белые пятна социализма

(вечные истины - вечные книги)

(рассказ)

Улыбается, своей хитрой улыбкой. Значит в хорошем расположении духа. Ещё бы, на столе лежат две его новых книги. Книга стихов в зелёной глянцевой обложке. И ещё какая-то новая книга, в твёрдой коричневой обложке. Я у Друга в гостях. Можно было бы и по телефону пообщаться. Но, нет, не то. Живое общение гораздо лучше. Жена Друга подала чай с бутербродами. Вкусно... Я прошу её побыть с нами, хотя она торопится в огород, пропалывать грядки. Подумав, она соглашается уделить нам время. Знает, что я заядлый домосед, и специально пришёл в гости пешком, отказавшись от автобуса, чтобы размяться и выговориться. Для меня редкие походы в гости к Другу - настоящий праздник. Одиночество затягивает. Да, проще жить размеренной уединённой жизнью. Но! Надо и в народ выходить. Людей посмотреть, себя показать.
Беру в руки книгу стихов моего Друга. Сходу читаю вслух несколько из них. Показалось, зажурчала родниковая чистая вода, которую я пью, от тонких, светлых стихов.... Пролистываю всю книгу до конца, читаю заголовки разделов, заголовки стихов в них. Темы стихов разные. От любовных признаний, лирических откровений, до злых холодных вьюг АРХИПЕЛАГА ГУЛАГа... И как бы продолжением Лирических размышлений о ГУЛАГе, является вторая изданная книга - "Живая память". О репрессированных: деде, отце Друга, и в том же ключе, о репрессиях, настигших деда Жены, а в последствие и всю его семью. Фотографии, биографии, воспоминания, документы НКВД, авторские стихи и поэма Друга...
"Вечные истины - вечные книги", - произношу медленно, растягивая каждое слово, чтобы не быть многословным. Друг молчит. Для него это то, что останется после него городу Бийску в Центральной городской библиотеке имени "В.М.Шукшина", куда он уже отнёс по нескольку экземпляров, в зал местной литературы. Пьём чай. Жена Друга рассказывает о себе. Не перебиваем. Всё очень интересно. Вот ведь, уже пятьдесят лет они вместе. Но всегда новые подробности, другой ракурс повествования, воспоминаний. И! Планы на будущее...
Здесь уже вставляет своё слово Друг. Буду писать Третью книгу. Название будет что-то вроде: "Как я спас социализм", - продолжает он. "А, не Белые пятна социализма!" - пытаюсь поправить его. "Может быть", - тихо промолвил Друг, то ли отвечая мне, толи себе...

25 июля 2019