Лондонская Национальная галерея-17

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

За последние десятилетия значительно выросли разделы фламандской и голландской  школ XVII века. К прекрасному собранию работ РУБЕНСА прибавилось еще  два выдающихся произведения.
Это «ПОРТРЕТ ЛЮДВИКУСА НОННИУСА» (1627) - ученого и антиквара. Он принадлежит к числу наиболее капитальных работ художника в портретном жанре. «СУД ПАРИСА» (1600) - картина раннего периода, написанная Рубенсом, возможно, во время его пребывания в Италии или сразу же по возвращении оттуда. В ней еще чувствуется влияние Тициана.
Обе картины почти одного размера, обе написаны без помощи учеников, самим мастером и представляют великолепный пример для сравнения его раннего и зрелого стиля.

Исключительно ценными по своей значимости и разнообразию были пополнения собрания работ РЕМБРАНДТА. После блестящего портрета «САСКИИ В ПАСТОРАЛЬНОМ КОСТЮМЕ» (1635) (приобретена в 1945г.), перекликающегося своим романтично-фантастическим обликом с эрмитажной «Флорой», был приобретен «ПОРТРЕТ СТАРИКА В КРЕСЛЕ» (1662) (в 1957г.) и «КОННЫЙ ПОРТРЕТ (ФРЕДЕРИК РИГЕЛ НА КОНЕ)» (1663) ( в 1969г.), не имеющий себе близких в портретном творчестве Рембрандта.
Ригел – преуспевающий купец, производил бумагу, печатал книги. Богатый типограф сопровождал принца Оранского в 1660 году в Амстердам (картина, видимо, в память об этом событии). С темного холста на нас смотрит человек в дорогой, но не вычурно роскошной одежде. Его лицо излучает ум, властность и чувство собственного достоинства.

В 1964 году в галерею поступил «ПИР ВАЛТАСАРА» (1635),- большая композиция на библейскую тему, полная драматической взволнованности. Перед нами ветхозаветный сюжет. Валтасар, вавилонский царь (6-ой век до н.э.) и сын Навуходоносора, пирует со своими придворными, женами и наложницами. Золотые и серебряные сосуды украдены из храма Соломона в Иерусалиме. Из них они пили во славу своих языческих богов. В самый разгар пира появляется мистическая кисть руки, которая начертала на стене дворца таинственные слова: «Мене, Мене, Текел, Упорсин». Царь пришел в ужас, и он послал за пророком Даниилом, который был его советником. Пророк Даниил открыл ему, что слова эти предвещают падение Вавилонского царства и смерть царя. («Бог  посчитал твое богатство, взвесил и разделил»).
Художники барокко и позднее салонные художники любили изображать во всем блеске варварскую роскошь пиршества с золотыми и серебряными сосудами и женщин, лица которых выражают ужас. Этот библейский миф был настолько популярен, что нашел отражение даже в известной революционной песне «Вы жертвою пали», где есть строки:
                « А деспот пирует в роскошном дворце,
                Тревогу вином заливая,
                Но грозные буквы давно на стене
                Чертит уж рука роковая».

В 1976-м году собрание пополнилось ПОРТРЕТОМ ГЕНДРИКЬЕ СТОФФЕЛС (1654-56), принадлежащим к числу наиболее привлекательных женских образов мастера. Классическая построенность композиции не спорит  в нем с естественной непринужденностью позы. Весь облик модели с его мягкой умиротворенностью дышит глубокой интимной задушевностью. Вместе с этим произведением число работ Рембрандта в галерее возросло до двадцати.

Одним из важнейших приобретений Национальной галереи был «ПОРТРЕТ ГЕРЦОГА ВЕЛЛИНГТОНА» (1812-14) КИСТИ ФРАНСИСКО ГОЙИ. Картина оказалась в центре одного из самых волнующих и загадочных событий во всей истории Национальной галереи.
Являясь великолепным образом портретного искусства Гойи, «Портрет герцога Веллингтона», известного английского главнокомандующего, победителя Наполеона в битве при Ватерлоо бесспорно, представлял собой одно из важнейших музейных приобретений послевоенных лет.
3 августа 1961 года картина была вывешена для всеобщего обозрения на отдельном щите в северном вестибюле галереи.
Вечером 21 августа 1961 года, несколько часов спустя после закрытия, она исчезла.
Это была первая кража в галерее за все 137 лет ее существования. Никогда никаких происшествий не случалось с ее экспонатами, если не считать печальной истории с «Венерой с зеркалом» Веласкеса, которую в свое время порезала ножом какая-то сумасшедшая суфражистка.
Старый хранитель галереи, возглавлявший ночные обходы музейных залов в течение 34 лет, был так потрясен совершившимся, что заболел от потрясения и умер три месяца спустя.
Вся полиция страны была поднята на ноги. Специальные комиссии расследовали и перерасследовали обстоятельства, при которых произошла кража, - все было тщетно. Лишь три года спустя на основании присланной в галерею квитанции картина была найдена целой и невредимой в чемодане, стоявшем в камере хранения одного из лондонских вокзалов, и благополучно возвращена в галерею.