Опера Верди Корсар

Наталья Наумова Дель Ветти
Итак, отсмотрен «Корсар» из «Тутто Верди». Желание увидеть и услышать всё это появилось намного раньше, чем запись попала ко мне в руки. Но главное, что желание осуществилось. И не было даже тени разочарования. Если захочется впредь чего-то для настоящего выноса мозгов – то это как раз то, что надо.

Гюльнара (Сильвия Далла Бенетта) – то пламя, которое способно испепелить всё и вся вокруг. От одного взгляда, жеста дрогнет, кто угодно. Удивительно, как столь сильная, даже могучая натура вообще оказалась в роли гаремной рабыни. А, коль скоро такая оказия случилась, то уже совсем невероятным кажется то, что она не убежала раньше и не присоединилась к каким-нибудь пиратам. Да-да – рыжая красавица, королева пиратов. Возможно, после бесславной гибели Коррадо она ею и станет. Такая Гюльнара сможет справиться с любой внутренней болью, пережитое не только не сломает её, но и, напротив, только вдохновит на суровые подвиги. Берегитесь, наследники Сеида…

Сеид (Лука Сальси) – деспот, что надо. Никакого противоречия себе не потерпит. Его воля – закон для всего мироздания. Готов долго и неторопливо истязать своих жертв и наслаждаться зрелищем мучительного ожидания конца. Но вот только сам он не слишком-то счастлив. Он ненавидит себя, а каждая новая расправа с врагами – это одновременное уничтожение некой части себя.  И всё же он дрогнул – потерялся перед темпераментной и властной Гюльнарой. Сеид и любит её, и одновременно боится.  Две сильных натуры стараются победить друг друга, ради этого не остановятся ни перед чем. Но Сеид проиграл. Спал ли он, когда Гюльнара заколола его? Или же он в полном сознании позволил себя убить? Второе вполне вероятно – ради чего жить? Враг побеждён, уже и так достаточно намучился, почти труп. А раз от Гюльнары любви не дождаться, то хоть умереть от её руки…

Коррадо (Бруно Рибейро)… Каким же этот герой должен был быть, чтобы от любви к нему совершались убийства и самоубийства? Но здесь он лишь уставший романтик, в душе которого ещё сохранились тени прежних мечтаний о славе и подвигах. Его победы явно остались в прошлом. Ему не к чему стремиться, к тому же ещё некие тайны прошлого сгущаются над ним, словно грозовые тучи… Что за тайны – никто не узнает. Любовь для него – скорее слабость, которую он себе лишь снисходительно прощает. Но ради чувств он ни за что не усмирит свою гордость. Жажда вернуть былую славу заставила его мчаться за призрачными надеждами. В результате он потерял всё самое дорогое, что у него было. И его смерть стала едва ли не самой бесславной из всех.

Медора… В прочтении Ирины Лунгу она предстала настолько недосягаемым идеалом, что трудно представить, как столь совершенное создание могло появиться на грешной земле. Она – мерцающий огонёк свечи, который до последнего старался не погаснуть посреди разбушевавшихся страстей. Впрочем, в момент прощания с Коррадо она уже почти мертва. Любой исход погубил бы её – не важно, что бы это было: большое горе или большая радость. И не от яда она умирает (который был ей вряд ли нужен), а от нестерпимой душевной боли.

Коррадо в момент гибели Медоры молит её не покидать его. Но ведь и к нему немного ранее были точно так же обращены мольбы возлюбленной, которыми он пренебрёг и отправился на авантюру. Дворец паши погиб в пожаре. Кто стал причиной? Подожгли ли его воинственные корсары или же это сила ненависти Гюльнары воспламенила всё вокруг? Вопрос без ответа.

Герои сожгли сами себя в огне страстей, отблеск которого заменял собой солнечный свет на протяжении всей развернувшейся мистерии. И солнце ещё долго не засияет – ведь его свет может извлечь из-под покрова тьмы те мрачные тайны, с которыми были связаны все перипетии любви и ненависти. Их не суждено узнать никому. У печальной повести нет начала, но есть конец. Свои тайны герои унесли с собой. И это правильно.

******************
Эссе написано в 2013 году