Детство

Мейрам Кален-Улы
До восьми с половиной лет я жил в Чимкенте. Этот первый период моего детства в южном городе запомнился хорошо.
Было много всего. В основном радостный период.

Почти у всех, кто жил на первом этаже, был свой огород. Я любил залезать в кусты смородины и, уединившись, наслаждался ягодами и созерцанием зелёной листвы. Наша семья жила на первом этаже. У нас росли виноград и яблони. Балкона на втором этаже над нами не было и виноград поднялся выше. На третьем и пятом этажах жили мои товарищи. Они скинули верёвки, и виноград по ним устремился наверх. Когда мы уезжали из Чимкента, то он дотянулся почти до четвёртого этажа. Красивая зелёная полоса посреди дома. Чимкент так и остался в моей памяти как город, утопающий в зелени. Зелёный город. Персики и яблони на улицах, арыки, детские пиратские набеги на соседние огороды, речка Кочкарата, протекающая недалеко от дома, поездки на Бадам, солнце, тёплая зима и многое другое...
Детского садика я избежал и в основном сидел дома с мамой или играл во дворе с ребятами. Игр было великое множество: футбол, войнушки, играли в индейцев. Стреляли из луков, делали копья из растения с длинными стеблями. Я много двигался и рос подвижным мальчишкой.


Мне 5 - 6 лет. К нам заходила соседская девочка Наташа. На годик младше меня. Жила на втором этаже. Нам нравилась такая игра: она стояла спиной ко мне, я тихо подходил сзади и закрывал ей глаза ладонями. Потом мы, радостные и довольные, падали на пол или на кровать. Просто лежали. Без всяких раздеваний. Это был первый наш эротический опыт. Нам этого хватало )

Эпизод с болтами. Боевое крещение

Когда мне было лет 5, я увязался за старшими ребятами. Около нашего двора проходила автодорога. Мы пришли к кустам и деревьям. Мальчишки залегли в траве.
Я один стоял.
- Ложись! - крикнул брат и бросил болты на дорогу.
Раздался звук от их удара об асфальт. Я опустился на колени. Лечь полностью на траву не успел. Раздался взрыв и сильный удар в живот опрокинул меня на спину. И тут я увидел небо. " Войну и мир " я , конечно, в то время не знал. Это потом я прочитал о Болконском как он увидел небо в бою. Полежал я, полежал и поплёлся домой. Синяк на животе недели две продержался. Повезло мне. А ведь могло и в голову попасть. Потом я и сам такие штуки делал.

Берутся два болта и гайка. Из спичечных головок счищается вещество, соединяем болты гайкой. Вещество внутри всего этого хозяйства.

Бросал их из - за укрытий. Например, спрятавшись за стеной гаража. На пару недель я стал знаменитостью двора. Не каждый ведь день такое случается. С гордостью демонстрировал всем, кто желал посмотреть на мой синяк.


Эпизод с машиной

Мы играли в войнушку. Обычно это делалось так. Разбившись на два отряда, прятались в кустах и за деревьями. Когда кого - нибудь увидишь, то наводишь на него ствол пистолета или автомата и первым кричишь: " Тах! Тах! Ты убит! "
Как - то мы все собрались на траве в конце игры. Мой старший брат дождался этого момента и выскочил из кустов противоположной стороны дороги.
- Тах! Тах! Все убиты! - закричал он, увлечённый игрой.
Мгновение и он отлетел в сторону. Его задела машина. Из кабины вылез бледный и перепуганный водитель. Брат отделался царапинами. Если бы на секунду или две раньше выскочил, то погиб бы возможно.

Эпизод с виноградом

У пожилой и одинокой соседки другого подъезда рос тоже виноград. Над её окном висел балкон и весь виноград оказывался на первом этаже. Несколько раз мы делали набеги на её огород. Однажды она нас подкараулила и вылила из ведра воду. Нас как ветром сдуло. Хорошо, что не кипяток вылила.
Она как - то забыла ключи дома и захлопнула дверь. Кто - то из ребят залез через открытую форточку и открыл ей дверь.

Эпизод с пьяной парой

В другом подъезде жили на четвёртом этаже мужчина и женщина. Вечно они были под шафэ. Около подъезда постоянно стояла милицейская машина. Забирали их в вытрезвитель. Однажды мужчина упал или сбросился пьяным вниз. Хорошо, что внизу росла густая трава. Он сломал ногу. Тогда наконец впервые я увидел его и женщину трезвыми. Он ковылял на костылях в гипсе. Она шла рядом.

Эпизод с кошельком

Как - то мы шли по городу и старший брат увидел на асфальте кошелёк. Он поднял его, но другой шустрый мальчишка выхватил кошелёк у него из рук со словами, что в кошельке, наверно, дерьмо. Пока брат и мы обдумывали эти слова, он вскрыл его. В кошельке были бумажные рубли и монеты. Тот мальчишка присвоил их себе. Позже он купил себе на эти деньги велосипед. Мы объявили ему бойкот и не разговаривали с ним.

Эпизод с мороженым

Однажды я нашёл пять рублей. В деньгах я не разбирался. Мне показалось, что это билет в кино. Ко мне подошёл мальчик постарше и предложил что - то в обмен на пять рублей. Я не согласился и отнёс пятирублёвку маме. На весь двор она купила мороженое. Стоило оно от одиннадцати до 22 х копеек.

Мороженое в южном городе для детишек самое главное лакомство! Ещё бы. Жара такая, что порой плавится асфальт.

Помню как к нам во двор приезжал пирожковоз с мороженым и мы, конечно, покупали.

Раз неделю приходил узбек с точильным камнем. Он нажимал на педаль и точил ножи. Мне нравилось смотреть на его работу. Я как - то схватил дома все ножи и ножницы и притащил ему, чтобы он наточил. О деньгах тогда не знал. Пришлось потом маме заплатить ему за это удовольствие.

Приходил ещё другой узбек с большой корзиной на спине. Он продавал сладкую кукурузу. Цена 10 копеек.

Около гаражей сидела старая цыганка и продавала разноцветных петушков на палочках. Стоили они копеек 5.

Ещё раз в неделю на телеге заезжал во двор мужчина. Принимал бутылки за 10 копеек.

Иногда около овощного ларька мы разгружали машину с арбузами. Нам давали за это арбуз. Это был первый трудовой опыт.

Проводы

Когда мы переезжали в другой город, то ребята нашего двора проводили нас до остановки. Как сейчас помню. Было лето. Уже стемнело. Горели уличные фонари. Мы попрощались. Заканчивался первый период моего детства.

Другой город

В Чимкенте я в основном играл в войнушки или индейцев. Футбол само собой. В битвах на деревянных мечах и копьях участвовал уже в другом городе. В основном бились честно. Старались просто задеть.

Второй эпизод, когда увидел небо.

Мы стояли зимой ровной линией. Пацаны соседнего двора неслись на нас дикой толпой. Один из них дубинкой ударил меня сильно по коленям. Такого подлого удара не ожидал. Я упал на спину как подкошенный. И снова небо. Но уже не летнее, а зимнее. Небо другого более сурового города. Город, в котором зима почти полгода и морозы порой под сорок. Город, в котором перемешалось много различных судеб. Здесь прошёл второй период моего детства.