Родина моя-Дивья
Поселок стоит в низине. Нет здесь реки, зато весной он похож на сплошное болото, окруженное лесами. Носит романтическое древнее имя - Дивья. Не то девичья краса, не то что-то чудное, удивительное. В начале пятидесятых годов прошлого столетия возник этот поселок лесозаготовителей. Он был временным жильем для тех, кто участвовал в восстановлении хозяйства после войны. Никто не заботился об удобстве выбранного места. Поселок приютился в болотистой низине. Улицы представляют собой сеть параллельно и перпендикулярно расположенных дорог с серыми финскими однообразными домами на четыре семьи по обеим сторонам каждой. Пройти по улице можно было только в кирзовых или резиновых сапогах, а в туфельках – в сухую погоду по деревянному тротуару. Удобство одно- рядом железная дорога и до Перми всего чуть больше часа на электричке.
Самой известной и старой в поселке была улица Коммунистическая. На этой улице жила и наша семья. Она, наша Коммунистическая, всегда выглядела неприглядно из-за образовавшихся по ее обочинам глубоких длинных канав от колес лесовозок, заполненных глинистой жижицей. Для лучшей проходимости по ней транспорта и маломальского благоустройства на дорогу скидывали мусор от деревопроизводства: валежник, ветки, опилки. Все это добро поглощалось из года в год под влажной земляной прорвой, нисколько не сушило дорогу, но выглядело тоскливо. Уже будучи взрослой и живя вдалеке от родных мест, я услышала воспоминание о родной мне улице из уст случайно побывавшего однажды в Дивье человека, Василия Суворова, хозяина турбазы на Койве, который в далекой юности провожал однажды туда из Перми девушку, работавшую медсестричкой на заводе. Улица запомнилась ему долгой, широкой и грязной. Даже на электричку тогда он опоздал, не рассчитав времени прогулки по ней, как в песне нашей юности про электричку.
По этой же улице каждый день возвращались домой после трудового дня рабочие леспромхоза. Это были такие родные, усталые лица. Дядю Ваню Сабанова всегда поджидала у калитки моя младшая сестренка Наташка, которую этот мужчина - трудяга и друг нашей семьи высоко поднимал над головой, и радости девчонки не было предела. По этой улице прошествовала как-то сбежавшая из нашего дома путешественница – черепаха, направляясь прямо к электричке. Кто-то из знакомых принес ее обратно. Хорошо, что сделано это было вовремя, иначе моря детских слез невозможно было бы избежать.
Несмотря на неприглядность этого поселка, я с особой теплотой и нежностью вспоминаю его и тех людей, которых с гордостью могу назвать земляками. Нет уже печек, что стояли между домами, где чья- то мама, к примеру, тетя Ира Кирьянова, свободная от работы, стряпала блины на чугунной сковороде и угощала не только своих, но и соседских ребятишек. Как были вкусны эти блины с растопленным маслом или со сметаной! Мой старший братишка Витя пытался урвать самый первый и горячий блин, был шустрее и проворнее многих, поэтому соседи звали его Блинохватем. До сих пор помню вкус камбалы, жаренной тетей Надей Дэр. Даже по малину ходили в Васькин лог веселой компанией с тетей Ритой Булыгиной и учились у взрослых брать ягоду в две руки.
О нашей малине знали все пермяки и приезжали по ягоды с ведрами. Она богато росла на вырубках и в логах. На солнцепеке была слаще, а в логах темная и крупная, как слива. Выбирай, какую хочешь. К нам запросто заезжали пособирать ягод папины знакомые - дети Людмилы Ивановны Марковой, что работала в управлении лесным хозяйством Перми: Вадим и Мишель, а с ними и невеста одного из братьев по прозвищу, которым мы ее одарили сразу,- Сонька Золотая Ручка. Мы очень любили, когда они приезжали к нам. С ними было интересно и весело.
Ребятишки были причастны ко всем событиям, происходившим в поселке. Помнится, как мы сбегались к широкому полю, на которое приземлялся вертолет. В ушах шумело, ветер развевал волосы, а мы с восхищением смотрели на диковинное и непривычное для нас летательное сооружение. Кажется, с этого памятного времени и начал строиться поселок нефтяников.
Зимой по нашей улице детства лихо мчался на санях дядя Ваня Свистунов, если мне не изменяет память, не расставаясь с лошадкой никогда, и привозил воду в бочке в наш детский сад. Сын его будет потом служить на острове Даманском в период обострения российско-китайских отношений, и мы, школьники, будем гордиться своим молодым земляком-солдатом и писать о нем в своих выпускных сочинениях.
Неинтересных людей не было. У каждого жителя была какая-то своя изюминка, каждый жил открыто и в то же время независимо. Помню скромную пару, мужа и жену с Украины, работавших в леспромхозе и живших недалеко от нашего дома. Успокаивающе лилась мягкая украинская речь из уст всегда нарядной хозяйки, похожая на звуки мягко журчащего ручейка, а про аппетит ее мужа ходили легенды. Силач от природы, он за один обед мог съесть ведерную кастрюлю борща.
Напротив нас, в четвертушке, жила молодая пара цыган, у которых была пятилетняя красавица дочка Рузанка. Однажды проходившие мимо поселка кочевые цыгане увели ее отца с собой. Заговорила цыганская кровь, видно, и забыл он об оседлой жизни и жене с ребенком. Так тоже бывает, оказывается.
Много выпало на долю жителей испытаний, редко они надевали праздничную одежду, чаще ходили в кирзачах и фуфайках, но какие у них были мудрые, добрые глаза! Как они радовались праздникам! Никто не сидел дома во время выборов, и голосовать ходили рано утром, принося детям из праздничного буфета сдобные булочки, конфеты, лимонад и другие вкусности.
Жили все на виду друг у друга, открыто и делились обыкновенно тем, чем были богаты сами. В нашем доме часто произносились с особым уважением фамилии семей Бурмистровых, Могилевых, Малашковых и многих других.
В поселке по железной дороге появлялась водянка и привозила детское счастье - разноцветные шары, которые обменивали нам на принесенную из дома ветошь: старые ватники и фуфайки наших родителей. Там же можно было купить и продукты питания: сливочное масло, маргарин, маргусалин с какими-то неоднородными вкраплениями жира, шоколадное масло, кофе и какао в брикетиках с сухим молоком и сахаром, вафли с цитрусовой начинкой, свежемороженую и соленую треску, камбалу, которые не считались дефицитным товаром.
. Много было в поселке ветеранов войны, например, жившие на нашей улице тетя Сима Арсеньева или отец Шуры Воробьева. На доске Почета управления леспромхоза можно было прочесть и другие имена ветеранов, а в праздник Девятое мая они собирались у самого общественного тогда места - леспромхозовского магазина. Они выглядели нарядными, радостными, счастливыми.
Поселок рос, становился многолюднее, было время, когда население поселка доходило до пяти-семи тысяч человек. Появились красивые белые оштукатуренные домики в поселке нефтяников с теплом и водой. Школа представляла из себя сначала одноэтажное деревянное здание барачного типа с туалетом на улице. Постройки вокруг школы тоже были серыми и однообразными. Но там мы получали свои первые открытия, первые шаги в знании жизни и бесконечно благодарны ей за это. Говорят, что в нашей школе учился и Юрий Трутнев, который поздравил школу с шестидесятилетним юбилеем, но это уже совсем другая история.
Проблемой в леспромхозовском поселке всегда была вода. Ее постоянно не хватало. Воду носили из колодцев, до дна которых трудно было добраться. Зимой стояли за водой в очередях, по краям сруб колодца обмерзал, и надо было чистить его ото льда с помощью так называемой металлической кошки. Не всегда такое действо было под силу взрослому, а детишкам и подавно. Больше всего я боялась, что ведро сорвется и утонет, что не раз и происходило. Иногда ведро без металлических креплений не тонуло, и надо было его приподнять и резко опустить, чтобы оно наполнилось водой. А как страшно было смотреть в темную бездну этого колодца! По воду приходилось ходить по семь-восемь раз в день, причем не близко, неся по два ведра на коромысле, чтобы постирать, приготовить пищу и напоить скотину. Однажды, возвращаясь с полными ведрами домой, братишка Витя запнулся, упал в дорожную колею, а ведра с колодезной водой опрокинулись на него. Вот тогда он впервые почувствовал на себе не недостаток, а излишек воды.
У колодца мы часто встречались с учительницей моего старшего брата Валеры - Ивановой Анной Егоровной, которой я гордилась. Всю жизнь я жалела, что она меня не учила русскому языку и литературе. Она знала так много, что была для меня символом знаний и культуры. После поездки по путевке за границу она приходила к нам в класс и рассказывала о концентрационных лагерях Германии. Она любила природу, и часто ее можно было встретить в лесу. Своей семьи у нее не было, но родители восхищались ее заботой о братьях и племянниках.
Праздник Пасхи не отмечался в поселке, но у детей был обычай одаривать друг друга крашеными яйцами и походами друг к другу в гости. Троица праздновалась нашими родителями, несмотря ни на какие запреты. Дружно ходили все на кладбище к родным, чтоб помянуть их добрым словом. Моя мамочка завещала нам приходить к ней на могилку именно в Троицу. Очень хотелось ей, чтоб мы были мудрыми и не оставляли друг друга в беде. Вот и встречаемся мы здесь не только семьей, но и как одноклассники, и жители одного поселка, у которых одни беды и одна история.
Рассказывать о родном поселке можно много и долго, но он для меня остался самым дорогим местом на земле, ведь с него начиналась жизнь и первые опыты, первые впечатления. Думаю, что мои земляки вспомнят наши общие беды и радости и вместе со мной отдадут дань памяти тем, кто стоял у основания нашего поселка, дань памяти нашим родителям, дань памяти нашей юности, дань памяти нашим общим истокам. Пусть эта память хранит Вас, дорогие мои земляки!