Шесть рублей

Софья Свадковская
   
                Светлой памяти моей студенческой подруги
                Татьяны Литвиненко посвящается
    
     -Валя, что же ты медлишь, иди, сдавай,- говорит кто-то из девочек-однокурсниц, с волнением ожидающих своего «звездного часа».
      Сегодня мы сдаем медицину. У нас прекрасный преподаватель, Алла Григорьевна, профессиональный хирург, деликатный человек и просто удивительно  красивая женщина. Общение с ней многое дало нам. Для нас, девчонок, поступивших в институт сразу со школьной скамьи и приехавших из разных уголков Пермской области, эта стройная, всегда безупречно выглядевшая женщина стала настоящим  другом-наставником. Она делилась с нами маленькими женскими секретами, которые до сих пор пленяют умы студенток-подружек, давно уже ставших бабушками.
      Говорят, что всех мужчин объединяет мужская солидарность. В нашей группе юношей не было. Это был девичий батальон. Алла Григорьевна обладала удивительным качеством веры в женское начало человечества и советовала всегда оставаться тайной в глазах мужчины. «В отношениях мужчины и женщины все зависит от женщины. Никогда полностью не открывайтесь мужчине, чтобы всегда  пленять его новизной чувств, иначе в личной жизни вас может ждать разочарование»,- приблизительно как-то так говорила она нам. Как мама, она учила целомудрию и сдержанности в чувствах, чтобы не было стыдно за некрасивые ситуации, в которых можно оказаться по легкомыслию или глупости.
      Когда она входила в аудиторию, казалось, что нас слепит весеннее солнышко, лучики его прячутся в ее карих задорных глазах, а каштановые волосы похожи на нимб, от которого исходит золотистое сияние. Безупречные черты лица позволяют нам сравнить ее с древнегреческой красавицей  Нефертити, только у той глаза холодные, безразличные, а у этой в морщинках у глаз прячутся лукавинка и доброта.
     Ура, наконец-то экзамен позади, пора идти в общежитие, дождусь только успешной сдачи экзамена подружки Тани Литвиненко, а пока соберу учебники и пособия по медицине.
       Все, сложила, надо только достать деньги на ужин  в общежитской столовой. Из двух зеленых  трехрублевых купюр одну придется разменять. Да где же деньги? Их нет в кармашке портфеля, куда обычно я кладу «капитал», выдаваемый мамой мне на неделю: пять или шесть рублей. Спускаясь в субботу по улице Карла Маркса (ныне Сибирской) к железнодорожному вокзалу «Пермь первая», обычно захожу в булочную у центрального гастронома и покупаю на сэкономленные деньги чайные или горчичные сушки как гостинец маме и младшим сестренкам. Стоили они  всего ничего: сорок копеек.  С молоком  уходят в семье просто  на ура.
       Да что это я о субботе, впереди целая неделя, а денег нет. Куда же они запропастились, а? Неужели ехать опять домой среди недели и трясти без того скудный кошелек мамы?  Вот растяпа, я же положила их в пособие по медицине, когда сидела в электричке! Ну конечно. Как я могла забыть! Достала пособие, раскрыла его посредине…  Денег не было и там.
         Шустрая Таня выскочила из аудитории, как метеор, улыбнулась мне и оповестила: «Пятерка!» Она сама похожа на пятерку:  невысокая, полненькая, большеглазая, волнистые светлые волосы собраны аптекарской резинкой на затылке в пышный хвост. Курносая, смешливая, с пышной челкой, она внушала оптимизм во всех, кто был рядом с ней.
       Анализируя события юности, я восхищаюсь этой девочкой, которую мучила астма, порой я сама была свидетелем тяжелых приступов, связанных с болезнью, но при этом она была сильная духом, прямая и искренняя. После института она с мужем-моряком уехала в Приморский край, как советовали ей врачи. Какое-то время я поддерживала отношения с ее родителями, жившими в Александровске, и с самой Танечкой  по мужу Давыдовой. Потом  наши связи  затерялись, хотя я любила и люблю ее до сих пор. Искала мою Танечку в Интернете в рубрике «Ищу тебя». Можно было составить целое сообщество девушек с именем Татьяна Давыдова, в девичестве Литвиненко, которые откликнулись на мои поиски и предлагали мне  свою дружбу и общение, но мою Танечку я так и не нашла. Многое бы отдала, чтобы судьба нас свела снова. Правильно считается, что школьная и студенческая дружба – самые яркие в судьбе человека.
      Увидев мою потерянную физиономию и узнав причину огорчения, Таня  задумалась, а потом произнесла: «Не боись, прорвемся. Пошли в общежитие». Я покорно  поплелась за подружкой. Честно говоря, мне совсем не хотелось быть целую неделю нахлебницей у девчонок. А вот что делать, не знала.
       В общежитии вечером поужинали вскладчину, но на следующий день  я втайне решила уехать домой, в поселок Дивью. Сама понимала, что девчонки тоже не из семей с достатком, каждая копейка на счету. Но утро вечера мудренее.
       На следующий день перед занятиями сделали, как обычно, раннюю пробежку и приготовились к лекциям. Сегодня три пары: «Основы языкознания», «Русская литература», «История России». Приготовили тетради и ручки. Вдруг влетает оптимистка Танюшка, быстрыми шагами направляется к столу и выкладывает на стол горсть монет в шесть рублей.
      -Что это значит, Таня?- спрашиваю я и в ответ слышу: «Это мы тебе решили помочь, не ехать же тебе домой. Учиться надо».
      Для меня это было полной неожиданностью. Слезы признательности, стыда, благодарности не давали мне сказать ни слова. Конечно, это были не те две  зеленые трехрублевки, которые я потеряла по глупости,- это была мелочевка, собранная девчонками и по значимости  бывшая намного ценнее миллионов олигарха, ведь настоящая дружба, сочувствие и солидарность в большом и малом не измеряются деньгами. Я поняла тогда: что бы ни случилось, меня поддержат, помогут настоящие друзья.
       Прошло около пятидесяти лет с тех пор, как мы были студентами, но до сих пор помню эту дорогую для меня историю. Дорогую потому, что она научила меня ценить находящихся рядом друзей, воспринимающих чужую боль, как свою.      
       Низкий поклон Вам, дорогие  девочки- выпускницы 1975 года из группы 244.Наша студенческая жизнь была интересной и плодотворной еще и потому, что рядом с нами были талантливые преподаватели, которые заслуживают нашей доброй памяти. Но это совсем другая светлая история.