Беседы с мудрецами А. Поуп

Елена Пацкина
 Сегодня наш неугомонный медиум заглянул в глубь веков и вступил в диалог с Александром Поупом — английским поэтом XVIII века, одним из крупнейших авторов британского классицизма.
Справка:
Род деятельности: поэт
Дата рождения: 21.05.1688
Дата смерти: 30.05.1744
Поуп реформировал английское стихосложение, разработав александрийский стих. Он перевёл «Илиаду» Гомера на английский язык пятистопным ямбом, при участии Фентона и Брума — «Одиссею». Поуп — автор философских, сатирических и иронико-комических поэм. Автор эпитафии на надгробии сэра Исаака Ньютона.

Вот запись их беседы:

М. – Уважаемый мистер Поуп, в начале нашей беседы  хотелось бы выяснить ваше мнение о таком понятии, как надежда. Мой знакомый поэт начал свои стихи на эту тему такими строчками:

«Нам жить помогает надежды наркоз:
врагов одолеть и осилить невроз
и даже в грядущие дали
глядеть без хандры и печали».

Я возразил, что надежды нас согревают в юные годы, а потом постепенно улетучиваются, напомнив мысль Вашего соотечественника Фрэнсиса Бэкона: «Надежда – хороший завтрак, но плохой ужин». Вы с ним согласны?

А. Поуп – Надежда, сопровождающая нас всю жизнь, не покидает нас даже в час смерти.

М. – Хотелось бы на это надеяться, но ведь она часто нас подводила, не счесть, сколько раз приходилось расставаться с  самыми заветными иллюзиями,  так что остается только разочарование.

А. Поуп – Девятая заповедь гласила: блаженны не ожидающие ничего, ибо не разочаруются.

М. –  Да, еще Демокрит говорил: «Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится». Действительно, свобода от «воздушных замков» и беспочвенных мечтаний создает трезвый взгляд на жизнь. Но не каждый может жить в ее пространстве – она не дает тепла. Однако раз зашла речь о заповедях, то приходит на мысль следующее соображение: многие люди, прожившие жизнь сущими грешниками, вдруг с возрастом становятся глубоко верующими и соблюдающими все обряды. В чем причина таких перемен?

А. Поуп – Когда люди, старея, становятся добродетельными, они просто-напросто приносят Богу в жертву остатки дьявола.

М. – Но зато с возрастом дух христианства, вероятно, проник в их плоть и кровь, следовательно, они стали добрее?

А. Поуп – За всю свою жизнь я ни разу не встречал человека, который не снес бы горестей ближнего как истинный христианин.

М. – Понимаю Вашу иронию. А что бы Вы назвали истинно гуманным поступком?

А. Поуп – Поддержать униженного - самый прекрасный поступок, на который только способен человек.

М. – Такой поступок возвышает человека в глазах окружающих и поднимает его авторитет. Некоторые люди не забывают оповестить общественность о своих благодеяниях.

А. Поуп – Делай добро украдкой и стыдись выставлять его напоказ.

М. – Боюсь, такой совет им не понравится. Какой смысл делать добро, если о нем не узнают, – подумают они. И почему в этих случаях надо стыдиться, а не гордиться?  Многие, естественно, через прессу не устают рассказывать «граду и миру» о своей благотворительности. Вам кажется, что эти люди слишком тщеславны?

А. Поуп –   В каждом человеке ровно столько тщеславия, сколько ему недостает ума.

М. – Вообще, надо признать, что довольно неглупые люди не лишены изрядной доли тщеславия. Ведь так хочется, чтобы тобой восхищались.

А. Поуп – Нет микроскопа, который бы так увеличивал, как глаза человека, любующегося собой.
   
М. – Значит, Вы все-таки считаете, что тщеславны люди только небольшого ума?

А. Поуп – Недостаток скромности есть недостаток ума.

М. – А что Вы понимаете под умом?

А. Поуп –  Истинный ум состоит в верности мысли и легкости выражения.

М. – Он бывает врожденный, или его надо усердно развивать?

А. Поуп – Силу уму придают упражнения, а не покой.

М. – Когда умный человек совершает ошибки, поступает несправедливо и наносит нам вред, следует ли его прощать или лучше просто перестать с ним общаться?

А. Поуп – Ошибаться – свойство человека, прощать – свойство богов.

М. – Понятно, Бог простит, а мы подождем. Ведь несправедливо причиненная нам обида вызывает законный гнев.

А. Поуп –  Впадать в гнев – значит, вымещать на себе ошибки другого.

М. – Это верно. Себе дороже. К тому же надо уметь держать чувства в узде, чтобы слыть человеком с хорошим характером.

А. Поуп – Характер, который в житейском обиходе обыкновенно называют приятным, составляется из вежливости и фальши.

М. – Ну, что же, это лучше, чем открытая грубость и неотесанность. Иногда диву даешься, глядя, каких примитивных, невоспитанных и бестактных людей выбирают иные наши знакомые для общения.

А. Поуп – Мы бы меньше удивлялись тому, что наши соседи водятся с дурной компанией, если бы помнили, что люди обычно ищут компанию не столько для того, чтобы слушать, сколько для того, чтобы говорить.
 
М. – Да, в такой среде легче прослыть интеллектуалом и снискать почет и уважение. А, может быть, и немного «окультурить» слушателей.

А. Поуп – Стараться подействовать на пошлого человека мягкою и тонкою речью, все равно, что пытаться обтесывать каменную глыбу бритвою.

М. – Это занятие бессмысленное и неблагодарное. Но ведь люди могут измениться. Или характер человека постоянен?

А. Поуп – Каждый человек отличается от другого и с каждым днем  отличается от себя.

М. – Тогда понятно, почему так хрупки человеческие отношения.  Некогда неразлучные друзья со временем становятся еле знакомыми, если не врагами, а вчерашние влюбленные находят других возлюбленных. Значит, не стоит удивляться: это просто другие люди. Также и взгляды на жизнь изменяются с течением времени.

А. Поуп – Наши взгляды как наши часы: все они показывают разное время, но каждый верит только своим.

 М. – Остроумный американец А. Бирс горько пошутил: «Год: период, состоящий из трехсот шестидесяти пяти разочарований». А сколько разочарований несут  годы всей нашей жизни?

А. Поуп –  Сменяющие друг друга годы каждый день что-то крадут у нас, пока, наконец, они не украдут нас самих.

М. – Как это грустно! Но есть же в жизни и радости. Во все времена большинство людей стремилось добыть всеми способами как можно больше денег, видя в этом основу счастья.

А. Поуп – О том, как мало значения Господь придает богатству, можно  судить по тому, каким людям он его дал.

М. – Да, глядя на многих богачей, им не завидуешь и не желаешь оказаться на их месте. Вероятно, это не самые достойные люди. Впрочем, наверно, среди них тоже всякие встречаются. А что Вы считаете счастьем?

А. Поуп – Верх Счастья – на вершине Доброты.

М. – В таком случае, понятно, почему мы видим не так уж много счастливых людей.
Пожелаем успехов отважным альпинистам, покорителям вершин!
А сами будем по мере своих возможностей стремиться вверх по этой узкой тропе и находить его крупинки то здесь, то там…

На этих благих пожеланиях окончилась наша беседа с английским классиком
 А. Поупом.