Тренинг Обзор произведения книги стихов

Анна Кашина 2
«Трата Родины» Ангелины Прудниковой.
Тематический обзор книги.
      9 книга Ангелины Прудниковой «Трата Родины» являет собой стихотворный сборник, изданный в 2012 году в Архангельске, (издательство «Правда Севера»), но написанный в период с декабря 1969 по ноябрь 2011 года.  Более трёхсот страниц поэтического текста бережно разделены автором на части, озаглавленные датами: «1969-1985», «14 ноября 1985-1994», «1996-2000», лишь в четвёртой части книги, среди стихотворений 2002-2011 годов, содержатся 3 цикла: «Песни тёти Нюры», «Технологии» и «На пляже», заглавия которых характеризуют темы, поднятые в них.
      Что характерно, книга вышла в авторской редакции, с большой заботой о читателе. Она свёрстана, иллюстрирована, содержит словник, комментарии, послесловие и содержание, написанные автором. Таким образом, этой книгой автор выражает своё собственное мировоззрение, без примеси постороннего, субъективного редактирования и корректуры, которые могли бы наслоением смыслов от замены слов повредить читательскому восприятию первоисточника. В этом и социальная смелость автора и уверенность в своей правоте, что сердечный посыл книги будет верно истолкован. Поэзия итак очень субъективна. Читая текст, любой читатель уже добавляет свои собственные смыслы к значениям прочитанных слов, на основе опыта, настроения, личностных установок и т.д. Поэтому автор позаботился о читателе и в послесловии. Там подсказка: «Автор предназначает сборник не обычному читателю, а читателю-исследователю», чем провоцирует поисковое поведение последнего и подталкивает к внимательному чтению. Также поясняет автор, что «в сборник на правах стихотворений включены и первые юношеские стихотворные опыты… и не очень изящно отделанные… Они являются своеобразными зарисовками времени существования поэта, его чувственных откликов на непростое это время». Вероятно, для автора очень важно представить стихи в хронологическом порядке, чтобы читатель смог оценить тематическое разнообразие, его художественную подачу и личностную оценку событий, волнующих сначала юного, затем зреющего талантом автора, и, наконец, пророчески мудрого поэта, сопоставляя его взгляд с собственными восприятием и мироощущением изображаемой эпохи: доперестроечный, перестроечный и постперестроечный периоды социальной, культурной, политической и духовной жизни нашей страны.
         В книге поднимаются основные мировоззренческие вопросы, которые волнуют каждого человека во все времена, – в этом её актуальность и целесообразность. Вопросы любви, надежды, веры, милосердия, продолжения рода, поиска смысла жизни, отношения к Родине, уважения к корням, и пр., которые в первой части книги задаются с любопытством и сомнением неопытной юности, а в последующих частях и циклах, уже психологически проработанные, выстраданные и отшлифованные с мастерством труженика, – эти вопросы разрешаются ответами спелой мудрости.
Смысложизненые вопросы:
Учиться хочу,
Заниматься черчением,
И спортом, конечно,
Смеяться, шутить,
И если всё это
Куда-то вдруг денется,
То сомневаюсь:
А стоит ли… жить?
(«Жажда жить», 16 ноября 1971 г.)
Вопросы любви:
Любовь и ненависть… За что мы любим?
Ответ известен, тайны нету в нём:
За красоту, за ум и верность в людях…
Ответ неверен: люди ни при чём….
(«Любовь и ненависть», 30 октября 1986 г.)
Возвращаясь к теме любви спустя годы, автор вновь и вновь нанизывает на остриё поэтической темы свежие впечатления и оценки, дополняя образ, то счастливой, то страдающей лирической героини.
       Тема малой родины, любви к своей родной деревне, её укладу, быту, ремёслам разрастается в обширную тему любви к своей стране, любви к русскому человеку, уважению к прошлым поколениям и благодарности им. Переживания, тревога и даже боль за Родину постоянно просачиваются как через память сердца автора, чьи предки были поморами, так и через выражение гражданской позиции истинного патриота:
Детские впечатления:
Вот чугуны и ухваты песочком ты шоркаешь –
Бабушка даже доверила мыть образа!
Вот, надсажаясь, ты воду таскаешь ведёрками,
Каменку топишь, хоть дым выедает глаза…
(«Детство моё тонконогое», 21 января 1989 г.)
Отношение к памятникам и святыням:
Времена те минули суровые –
Нет пиратских набегов совсем.
Но свои же людишки бедовые
Обезглавили звонницы все…
(«Верните колокола!», 20 декабря 2010 г.)
О стремлении к малой родине:
Я прошла Двину и Енисей,
Я пройду ещё дорог немало,
Но всегда стремлюсь душою всей
К той реке, откуда начинала.
(«А купалась я в шести морях…», 27 февраля 2011 г.)
С упорством учёного-этнолога, изучающего жизнь, нравы и обычаи жителей чужеземья, Ангелина Прудникова извлекает и сохраняет фрагменты истории нашей же русской земли. С гордостью демонстрирует  предметы русского быта, с особой тщательностью описывает основные хозяйственные занятия поморов, разъясняя тонкости деревенских традиций, словно инструктирует читателя о способах применения тех или иных «древностей», облекая эти описания и инструкции в художественную форму, что подтверждают, как отдельные стихотворения – «Табуретка», «Забор», «Баня по-чёрному», «Свари зелёную уху…», и др., так и целый цикл, посвящённый деревенскому домоводству – «Технологии». В этом информативная и просветительская задача книги.
Поморы чистоту хранят
Во всём. Им стирка – мать родная.
Недаром стираный наряд
Не чистым – белым называют…
(«Стирка белья», 28 июля 2011 г.)
Или:
Ждите: скоро утюг раскалится…
Можно гладить. Поплюйте на палец
И проверьте – шипит ли как надо…
(«Глажка белья», 29 сентября 2011 г.)
       Тема одиночества и предательства является одной из основных. Примеры есть и в ранней лирике – женская печаль, любовные неудачи, но с особым чувством пульсирует нерв поэта в четвёртой части книги, в которой одиночество, непонимание, отчуждение лирической героини главенствует не только в плоскости любовных отношений, но и в кругу социальных связей, убеждений, личностных приоритетов и гражданских обязанностей.  Есть стихотворения озорного характера, но в основном – это едкая социально-политическая сатира, сарказм, негодование и разочарование, которые смело сочетаются с возвышенной поэтической формой.
О предательстве и неискренности:
Друзей? Да нет, они в кавычках, так и быть.
«Друзья» – из бывших все «врагов», как ни обидно.
В них старое живёт: всегда готово всплыть.
Да и среди друзей друзей моих не видно.
(«Молчание друзей… Молчание ягнят….», 15 июля 2010 г.)
Об отчуждении:
Я ещё ничего не сказала –
А уже закрывали мне рот.
Я сквозь грязные пальцы мычала…
Знала: чуда не произойдёт…
(«Я ещё ничего не сказала…», 11 августа 2010 г.)
       Масштабно, с классическим размахом раскрыта тема природы. В связке с темой родины, материнства и творчества, она изобилует великолепными образцами. Именно благодаря этим тонким наблюдениям и открытиям, умещённым автором в душевные строки решается задача эстетического удовольствия читателя от книги:
Рябина, вслед за белою берёзкой,
Навек с понятьем «родина» слилась.
И хоть не величава и не броска,
Но в сердце русском крепко прижилась…
Кудрявая, зелёная… Простая,
Красивая, как женщина в селе.
(«Рябинушка», 27 октября 1986 г.)
Или:
Октябрь июлем смотрит – ну дела!
И шмель на васильке, в заботах летних,
Не чувствует, что день пришёл последний,
И так-то деловит в своих трудах!
(«Октябрь июлем смотрит – ну дела!», 1 октября 1999 г.)
       Тема материнства и творчества соседствуют, но и соперничают на страницах «Траты Родины». Уже с юности автором осмысляются жизненные цели, строятся планы, которые полноценно осуществляются в творчестве. Но с перерывом на супружество и деторождение, которые у многих женщин становятся самоцелью, а у Ангелины Прудниковой годами звонко перекликаются голосом поэтической Музы, (высшего предназначения поэта) и природным зовом материнства – сопутствующими и взаимовлияющими приоритетами, пропорции которых  отображается в текстах.
Мечты о гармонии творчества и материнства:
С детьми, от дел в свободный час,
Стишки да песни я слагала б,
В саду плясала и подчас
На фортепьяно им играла…
(«О замужестве», Июль 1975 г.)
Поиск себя:
Стихов книжонку в руки я взяла –
И поняла, что до сих пор не знала,
Что мне читать, – я всё не то читала.
В стихах я наконец себя нашла…
(«Стихи», Сентябрь 1975 г.)
О желании быть матерью:
И зависть вдруг ожгла: пусть – постареть
И подурнеть, лицом с ней поменяться, –
Но лишь бы можно было так сидеть
И над своей дочуркою склоняться!
(«Мадонна», Сентябрь 1975 г.)
О необходимости выбора:
Чтоб выйти замуж, заведу милёночка,
Писать заброшу все стихи к чертям.
И как все бабы, я рожу ребёночка.
И жизнь вернётся на круги своя!
(«Чтоб выйти замуж, заведу милёночка…»,  23 января 1989 г.)
О долге матери:
Катай в коляске, не ленись,
Ведь подрастёт – в неё не сядет.
Тогда поймёшь: малютки ради
Могла б катать её всю жизнь…
(«Бери на руки и носи…», 15 ноября 1990 г.)
      В поэтическом многообразии основных тем книги, (тема любви, Родины, одиночества, природы и т.д.), которые чаще подаются громко, оркестрово, есть произведения камерного характера, как на вышеперечисленные темы, так и состоящие из их комбинаций, и комбинаций с темой веры в Бога, которые строятся зачастую на минорных аккордах.
Но места нет для будущих детей
В стране, носящей адское беремя.
И старики молят за дочерей:
«Не дай, Господь, младенцев им – не время…»
«… И вот пришли такие времена», 15 ноября 1990 г.)
      Также неназойливо, но ритмично отдаётся эхом потерь и горя  тема Великой Отечественной Войны. Дух и память, которой, – живы:
Проклятых фрицев,
Ужасных, страшных… Их – доконать:
Зверей безлицых –
До дыр зачиркать! И – рисовать…
( «Рисуют дети блокады», 26 февраля 1986 г.)